Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций

Описание работы

Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.

Работа содержит 1 файл

Лекционный комплекс КП зс +.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

Административная  автономия существует в меньшем  числе стран чем политическая. В Никарагуа есть два округа на Атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии - два округа, где проживают гагаузы, в Индии автономия создается для некоторых мелких народностей в отдельных штатах. Больше всего автономных образований в Китае (более сотни).

Культурно-национальная автономия применяется там, где  национальности, этнические группы живут  не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами.

Термин "федерация" происходит от латинского слова "федераре", что означает "объединять", "укреплять союзом". Это сложное государство. Составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю (например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия), существуют иногда и другие части федеративного государства: территории или союзные территории (например, Индия, США), владения (Венесуэла), федеральный или столичный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные государства, занимающие особое положение (США).

Подавляющее большинство федераций основаны фактически на принципах автономии  составных частей. Единственным исключением  является конституция Эфиопии 1994 г., где говорится о праве выхода из состава федерации, но это право сформулировано не как право штатов, а как право национальностей.

С точки  зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. В  первом случае в состав федерации  входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ), несубъектов - федеральных территорий, владений и др. - в ее составе нет. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет. Во всех зарубежных федерациях есть какие-то элементы асимметрии, если не юридические, то фактические.

В зарубежной литературе различаются также интеграционные и деволюционные федерации. В  первых при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации, во вторых преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федерации, в связи с чем положение отдельных субъектов может быть не совсем одинаковым. В отечественной литературе первая группа обычно называется централизованными федерациями (к ней относится большинство федераций, основанных на автономии), вторая - относительно децентрализованными федерациями (к ней относится и часть федераций, основанных на автономии). Это различие определяется не столько путем анализа конституционных документов, сколько практической политикой, реальным положением дел.

В науке  и конституционной практике используются три различных подхода к структуре  федерации: национально-территориальный, территориальный и комплексно-территориальный. В "чистом" виде ни один из них не применяется, всегда используются несколько факторов, следовательно, имеются элементы комплексного подхода. Речь в данном случае идет о том, какому из факторов придается решающее, доминирующее значение. Подавляющее большинство федераций в зарубежных странах построено по территориальному признаку. Национальный момент не учитывался, а зачастую и не мог быть учтен. Германия, Мексика, Бразилия, ОАЭ, США, Швейцария построены по территориальному признаку. При создании некоторых из них учитывались исторические, а иногда экономические или географические факторы. 

Тема 10. Государственный  режим в зарубежных странах

1. Понятие  государственного режима 

2. Классификация  государственных режимов  

Государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. В конституционном праве государственный режим изучается прежде всего через призму соответствующих правовых норм. Однако только такой подход недостаточен. Во многих случаях конституционные нормы расходятся с действительностью, а потому необходимо учитывать не только правовые нормы той или иной страны, но и практику их применения.

Анализ  основных законов различных стран  свидетельствует, что предметом  конституционного регулирования являются следующие элементы государственного режима:

1) государственная  власть, имеющая своей основой политическую власть народа (исходящую от народа), политическое господство определенной социальной группы (конституционные положения о диктатуре пролетариата, диктатуре революционной демократии и др.) или, наконец, власть, исходящую от монарха (в некоторых абсолютных монархиях Персидского залива);

2) организационно-правовое  разделение властей и ролевая  автономия различных ветвей государственной  власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.), с одной стороны,  и принцип единства государственной власти - с другой, означающий сосредоточение всей полноты власти в руках советов (на деле - партийной номенклатуры), фюрера (дуче, каудильо), президента, провозглашаемого пожизненным, абсолютного монарха, низведение парламента до роли статиста, ликвидацию независимого суда;

3) соревновательность, поиски компромисса и консенсуса  в деятельности государственных  органов (это находит свое выражение  в нормах о политическом плюрализме, включая многообразие идеологий,  в положениях конституций не только о праве большинства на принятие решений, но и о защите прав меньшинства, о правах политической оппозиции и др.) или, напротив, ограничение политической деятельности, ориентация на борьбу с политическими оппонентами и подавление их (запрещение конкретных объединений, лишение политических прав граждан, принадлежащих к определенным социальным группам, конституционное провозглашение господства одной идеологии);

4) политические  свободы граждан, возможность  их самостоятельного и активного  участия в политической жизни, партиципация в решении вопросов государственной политики, с одной стороны, или, напротив, при формальном провозглашении политических свобод (при военных режимах нет никакого провозглашения) реальное низведение гражданина до простого винтика в политической системе, создание таких условий тоталитарным режимом (единственная партия, господствующая идеология и др.), когда самостоятельная политическая деятельность граждан, по существу, прекращается или становится нелегальной;

5) самоуправление  территориальных коллективов или, напротив полное подчинение назначенным сверху чиновникам.

Большинство исследователей используют укрупненную  классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различаются три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Эти же главные членения применяются и для государственных режимов. Более дробные деления, в том числе включающие элементы социального содержания, проводятся внутри этих трех главных разновидностей.

С точки  зрения конституционного права демократический  государственный режим характеризуется  следующими чертами:

1) признание  политических прав и свобод  в таком объеме, который обеспечивает  возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про ведения иной политики;

2) политический плюрализм и переход политического руководства о' одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеоб щих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объ единения, граждане имеют при этом юридически равные возможности;

3) разделение  властей, ролевая автономия различных  ветвей власти

(законодательной,  исполнительной, судебной и др.) при  системе их сдержек и противовесов  и обеспечении взаимодействия;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;

5) свобода  пропаганды любой политической  идеологии, если ее последователи  не призывают к насильственным  действиям, не нарушают правил  морали и общественного поведения,  не посягают на права других граждан.

Авторитарный (властный) режим, как и демократический, может существовать в условиях различного общественного строя. Он имел место  в развитых капиталистических странах (например, его элементы были во Франции  в условиях президентства де Голля). Это довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Марокко, Перу и т.д.), промежуточный между авторитарным и тоталитарным режим существовал в некоторых социалистических государствах (например, в Венгрии в конце 80-х годов - в период, предшествовавший падению там коммунистической системы).

С позиций  конституционного права авторитарный режим характеризуется следующими чертами:

1) политические  права и свободы граждан признаются  в ограниченном объеме, который  не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан (партиципации) в определении государственной политики, не предоставляет некоторым оппозиционным партиям права действовать легально. В Индонезии, например, разрешены не все, а только две неправительственные партии (они выступают в весьма умеренной оппозиции), конституция Нигерии 1989 г. предусматривает возможность образования только двух партий: одна из них должна быть правящей, другая - играть роль лояльной оппозиции;

2) переход  политического руководства от  одной партии к другой и формирование высших органов государства по конституции должны происходить на основе выборов, но сам выбор партий избирателями, как мы видели, ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу или организуются таким образом, что президент становится, по существу, бессрочным: в ряде стран Африки одно и то же лицо было избрано много раз подряд, в Парагвае А. Стресснер (до его свержения в 1989 г.) избирался на восемь сроков;

3) признается  лишь ограниченный политический  плюрализм, разрешаются только  некоторые организации, причем  на определенных условиях, государственные  решения принимаются большинством  правящей партии без учета  прав меньшинства, которое подвергается "чистке" в парламенте, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре, часто приостанавливаются и конфискуются, а ее лидеры подвергаются арестам. Это нередко происходило в Гондурасе, Иордании, Кении, Тунисе и других странах;

4) принцип  разделения властей может быть  упомянут в конституции, но  фактически он отвергается. Акты  президента или правительства  вторгаются в сферу законодательной  власти и нередко имеют большее  значение, чем закон. Судебная  деятельность во многом находится под контролем  исполнительной власти. Даже конституционный суд в Тунисе, ее гласно закону 1988 г., должен до публикации своих решений конфиденциально доложить их президенту;

5) плюрализм  политической идеологии ограничивается. Возможно, пропаганда различных идеологических взглядов, но они не должны противоречить "руководящей" идеологии (панча-сила в Индонезии, рукуне гару в Малайзии, дусторовский социализм в Тунисе и т.д.);

6) вооруженные  силы часто играют политическую  роль (концепцю "двойной роли армии" и др.).

В основе тоталитарного режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские "теории", идеи массового  государства, харизматического лидера и толпы, марксистские положения  о диктатуре пролетариата, необходимой  для того, чтобы привести общество к "светлому будущему", концепции о "двойной роли" армии - как организации для обороны страны и политической организации, способной реформировать "загнившее" общество.

С точки  зрения характера институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран