Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций

Описание работы

Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.

Работа содержит 1 файл

Лекционный комплекс КП зс +.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

Правительство издает подзаконные акты - нормативные  и ненормативные (указы, ордонансы, декреты, распоряжения и др.). Они  занимают более низкое место по сравнению  с актами главы государства. В  полупрезидентских республиках, в парламентарных монархиях и республиках правительства (в ряде стран - только министры, а не коллегия правительства) могут издавать нормативные акты либо от своего имени, либо только как акты, оформляемые по указанию правительства в виде декрет-законов президента, приказов монарха в совете. В президентских республиках, даже если в них имеется совет министров, нормативные акты правительства издаются как акты главы государства. Как уже отмечалось, при различных формах правления правительство может также издавать, при соблюдении определенных условий, временные акты, имеющие силу закона. 

Тема 14. Судебная власть и  ее органы.

1. Понятие  судебной власти 

2. Судебные  органы и судебные системы 

3. Осуществление  судебной власти  

Суд является носителем особой ветви государственной власти - судебной. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера, например по вопросу о запрещении деятельности политической партии, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом.

 Судебная  власть принадлежит не судебному  учреждению, какого бы высокого ранга оно ни было, а судебной коллегии (по малозначительным делам - единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры.

Деятельность  суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения.

Судебная  власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители - крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.

Судебные  учреждения могут включать различных  государственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей, работников канцелярии судов, секретарей судебных заседаний и т.д. Судьи, прокуроры, судебные следователи обобщенно во многих странах называются магистратами, остальные - это служащие судебных учреждений. Многие из служащих судов в том или ином качестве могут участвовать в судебном процессе (например, прокуроры, поддерживающие обвинение, секретари, ведущие протоколы заседаний), но главная роль в судебном заседании принадлежит судье (судьям), если даже народные заседатели имеют равные с судьей процессуальные права.

К судье  предъявляются высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей. Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должности судьи).

Суды  формируются различными способами. Во многих штатах США судьи избираются гражданами. В странах тоталитарного социализма судьи низших судов также избираются гражданами или представительными органами, а вышестоящих - представительными органами (например, областные суды - областными советами). В большинстве стран судьи назначаются, но в высших судах обычно это происходит при участии различных ветвей власти. Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста (в Великобритании они обязаны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии- 65), либо на определенный срок (обычно первый раз на срок в пять - десять лет, а второй раз - пожизненно). Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение, но делается это в особом порядке - органами судейского самоуправления или при их участии.

Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях забастовках. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой торговой и промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.

Существует  несколько видов судебных и квазисудебных  органов, т.е. органов, осуществляющих некоторые задачи правосудия.

1) Органы досудебного разбирательства, например медиаторы консилиаторы (посредники, примирители) во Франции, Италии.

2) Суды. общей юрисдикции, ("общие суды"), рассматривающие уголовные дела, гражданские и трудовые споры  и т.д. 

3) Специальные  суды: военные (для военнослужащих), суды по делам малолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные, коммерческие (по торговым делам) и др.

4) Административные  суды (специальные суды особого  рода), рассматривающие споры граждан  с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан.

5) Суды  обычного права - племенные суды, в которых участвуют вожди,  старейшины.

Особое  место занимают конституционные  суды, а также суды, рассматривающие  вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Государственный трибунал в Польше). В некоторых странах действуют церковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви). Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем определено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.

Системы судебных органов могут быть неодинаковы  в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих  судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (например, в США во главе с верховными судами штатов, хотя в конечном счете, в том числе и для верховных судов штатов, окончательной инстанцией является Верховный суд США). Если существует "двойная система", то федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы субъектов федерации (разумеется, своего штата).

Судебная власть имеет специальный орган, призванный контролировать поведение судей, решать вопросы об их назначении, перемещении, повышении в должности, дисциплинарной ответственности магистратов (судей, прокуроров, судебных следователей). Этот орган инспектирует суды, представляет кандидатуры для назначения на судейские должности. Он называется по-разному. В Италии, Франции, Румынии это высший совет магистратуры, в Болгарии - Высший судебный совет, в Албании - Верховный совет правосудия, на Украине - Высший совет юстиции. Обычно в состав такого органа входит председатель верховного суда, министр юстиции, генеральный прокурор; часть его членов может быть назначена главой государства (в ряде стран по предложению палат парламента), часть избирается на общегосударственном съезде судей (особенно это практикуется в постсоциалистических странах).

Судебная  власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующими в особом судебном процессе. Вне  судебного процесса судья может  обладать лишь другими полномочиями.

Деятельность  суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют  общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу  общих конституционных принципов относятся:

1) Осуществление  правосудия только судом, другие  должностные лица и органы  государства не вправе присваивать  себе функции правосудия.

2) Независимость  судей и подчинение их только  закону.

3) Свобода  доступа к суду.

4) Коллективное  отправление правосудия. Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения.

5) Ведение  судебного процесса на языке,  понимаемом сторонами, или с  обеспечением им переводчика  за счет государства.

6) Гласность,  т.е. открытый, публичный суд.

7) Возможность  обжалования и пересмотра судебного  решения путем апелляции (повторное  рассмотрение дела по существу  по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона  судом), ревизии, которая сочетает  черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации).

8) Ответственность  государства за судебную ошибку.

Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса - гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное, принуждение проявляется особенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран - с момента задержания); право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 

Тема 15. Публичная власть территориального коллектива: органы местного самоуправления.

1. Понятие  местного самоуправления и управления 

2. Системы  органов местного самоуправления  и управления 

3. Органы  общинного самоуправления и управления 

4. Органы  регионального самоуправления и  управления  

Характер  органов, осуществляющих управление на местах - в административно-территориальных единицах, в районах административной автономии, - определяется двумя факторами: разным подходом к понятию государственной власти и публичной власти территориального коллектива и доктриной разделения административно-территориальных единиц на "естественные" и "искусственные".

В большинстве  государств принята концепция, согласно которой органами государственной  власти являются только центральные  органы (парламент, глава государства, правительство и др.), их представители на местах (назначаемые комиссары, префекты, губернаторы), а также суды. Что же касается выборных органов на местах и формируемой ими собственной администрации, то они рассматриваются как местные органы самоуправления и управления территориальных коллективов. Это тоже публичная власть, но не государственная, а власть населения тех административно-территориальных единиц, которые рассматриваются как территориальные коллективы (не все административно-территориальные единицы признаются территориальными коллективами).

В некоторых  странах принята, однако, иная, "государственная" теория местного самоуправления: эти  органы рассматриваются как продолжение  центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего  обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром.

Согласно  принятой во многих странах доктринальной  концепции, различаются "естественные" и "искусственные" административно-территориальные единицы. Первые - это разного рода поселения, села, города, где люди исторически и "естественно" группировались для совместной жизни, обычно возле источников воды. Они выбирали для управления определенных лиц - вождей старейшин, создавали свои коллегиальные органы управления - сходы собрания, советы. Эта форма получила в современном праве название общинного (коммунального) самоуправления.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран