Европейский парламент. Права человека. Премия За свободу мысли имени А.Д.Сахарова

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:34, доклад

Описание работы

Европейский Союз является важнейшей частью политической жизни Европы. Деятельность ЕС охватывает широкий спектр политических, экономических и социальных проблем и основную роль играет деятельность институционального треугольника ЕС- Европейский Парламент ,Совет ЕС и Европейская Комиссия. Важное значение имеет Европейский парламент, который, как никакой другой орган ЕС, способствует процессу европейской интеграции.

Содержание

Введение

I.Основные положения о Европарламенте…………………..…...3
А Место Европейского парламента в системе органов ЕС………3

В Европейский парламент в настоящее время:………………...…11

1.Организация работы………………………………………..11
2.Структура Парламента……………………………………..15
3.Состав и порядок формирования………………………….22
4.Политические группы……………………………………...24
II.Деятельность Европейского парламента в области защиты прав человека……………………………………………………………26
А' Роль Европейского парламента в области защиты прав человека……………………………………………………………..26

В' Премия «За свободу мысли» имени А.Д.Сахарова……………30

Заключение………………………………………………………….……36

Библиография……………………………………………………….……37

Работа содержит 1 файл

Expose[1].doc

— 805.00 Кб (Скачать)

      Основные руководящие органы Европейского парламента-Председатель и бюро.

     Председатель  Европейского парламента, избираемый так же, как и квесторы, на 2,5 года (на половину срока легислатуры Европарламента), согласно ст. 18 Регламента, «руководит всей деятельностью Парламента и его органов». Председатель имеет широкие полномочия определять повестку дня, объявляет о начале и завершении обсуждения какого-либо вопроса, выносит этот вопрос на голосование, наконец, только он имеет право позволить депутату выступать по одному вопросу более 2 раз. Кроме того, он располагает значительной дисциплинарной властью, может объявить нарушителю регламента порицание, что влечёт за собой запрет присутствовать на заседании в срок 2-5 дней. Однако самым важное право Председателя- его право выступать от имени Европарламента в других странах Сообщества или за рубежом.

     Процедура выборов Председателя и членов бюро Европарламента, руководимая старейшим  по возрасту депутатом, происходит следующим  образом: кандидатуры Председателя и членов бюро должны вносятся с согласия самих кандидатов от имени политической группы или, по меньшей мере, 13 депутатами (ст. 12, п.1 Регламента). Кандидат провозглашается избранным, если набирает абсолютное большинство голосов в результате тайного голосования. В целях большей эффективности работы Европарламент установил, что, если после 3 туров голосования ни один из кандидатов не наберёт абсолютного большинства голосов, в четвертом туре баллотируются только 2 кандидата, набравшие в предыдущих турах наибольшее число голосов (ст. 13 и 17 Регламента). Наделяя Председателя Парламента широкими полномочиями по ведению заседаний сессий, Регламент, тем не менее, в ст. 18, п.З указывает, что Председатель может брать слово в ходе обсуждения лишь с целью известить депутатов о состоянии вопроса, если же он желает участвовать в самой дискуссии, то он должен покинуть председательское кресло и возвратиться на своё место лишь тогда, когда дискуссия по данному вопросу уже завершена. Иными словами, Регламент в принципе исключает «давление» авторитетом на депутатов со стороны Председателя.

     Такой же порядок выборов установлен и  для замещения вакансий в случае, если мандат кого-либо из членов бюро прерван (смерть, отставка и т.п.). Заместители  председателя избираются по той же процедуре с учётом представительства различных стран и политических групп, их полномочия состоят обычно в замещении председателя в его отсутствие.

     С 14 июля 2009 г. пост Председателя Европарламент  занимает бывший премьер-министр Польши (в 31 октября 1997- 19 октября 2001 г.г.) Ежи Бузек, представитель христианских демократов.

      Бюро Европейского парламента состоит из председателя, 14 вице-председателей и 5 квесторов с правом совещательного голоса. Бюро решает финансовые и организационные вопросы, связанные с заботой депутатского корпуса, Парламента и его органов.

     Когда бюро собирается с участием председателей  политических групп, оно именуется  «расширенным бюро», которое собирается на свои заседания, как правило, дважды в месяц. Что касается депутатов, не состоящих ни в одной из политических групп, то они делегируют 2 своих представителей в расширенное бюро, но без права решающего голоса (ст. 23, п.2 Регламента). Кроме того, статус наблюдателя может быть предоставлен депутату от страны, не представленной в бюро. Таким образом, частично восстанавливаются права политических или географических меньшинств. В зависимости от вынесенных на обсуждение вопросов на таких заседаниях обычно присутствуют Генеральный Секретарь, юридический советник, директора департаментов и другие чиновники. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов с правом голоса.

     Задачи  расширенного бюро состоят, прежде всего, в подготовке повестки работы предстоящей  сессии, которая затем утверждается на пленарном заседании Парламента. Оно же вправе вносить в повестку дня устные вопросы (т.е. без предварительной подготовки письменных документов) и дебатов по ним (ст. 58, п.1, 2, 6), a также определять порядок постановки вопросов в час вопросов и ответов (ст.59, п.1, 5) и время этого часа (ст.б0, п.1). Расширенному бюро приходится выполнять и довольно деликатную работу по составлению схемы размещения депутатов в зале заседаний (ст.28) и правил электронного голосования (ст.98, п.1). До марта 1958 г. депутаты рассаживались в алфавитном порядке, впоследствии по политической принадлежности, а не по страновому признаку. Внутри каждой политической группы депутаты занимают места в алфавитном порядке. Председатели и заместители председателя каждой группы сидят перед другими членами Парламента. Депутаты, не вошедшие ни в какую группу, размещаются в последнем ряду амфитеатра. Бюро также разрабатывает программу законодательных работ Парламента (ст.29, п.4). Расширенное бюро полномочно также решать вопросы, связанные с отношениями между Парламентом и другими институтами Сообщества (ст.24, п.З) и организациями, не входящими в Сообщество (ст.24, п.2).

     Коллегия  квесторов создана в 1977 г. для решения проблем, касающихся непосредственно деятельности депутатов- своего рода администраторы депутатского корпуса. Внутри самой коллегии каждые 4 месяца происходит ротация её председателя. Коллегия квесторов вправе выносить решения по толкованию и исполнению правил административного управления в сфере своей компетенции, она же решает такие вопросы, как нормы суточных расходов при переездах депутатов из страны в страну, оплата их секретариата, социальное страхование депутатов, эксплуатация и гарантии безопасности помещений Парламента, создание необходимых для работы парламентариев удобств (курьерская служба, переводы, организация курсов иностранных языков, служебный транспорт). В последнее время квесторам приходится часто отвечать на запросы бюро и Секретариата по проблемам организации работы Европарламента сразу в 3 городах — Страсбурге, Брюсселе и Люксембурге, по переводу всей документации на языки стран -членов Сообщества и т.д. Для своевременного информирования депутатов об организационных вопросах, решениях расширенного бюро и коллегии квесторов издается специальный бюллетень.

     Комиссии. Работа Европейского парламента протекает также в специальных комиссиях, представляющих собой постоянные рабочие органы, компетентные в каждой особой области: политическая комиссия; комиссия по сельскому хозяйству, рыболовству и продовольствию; бюджетная комиссия; комиссия по экономическим, валютным вопросам и вопросам промышленной политики; комиссия по вопросам энергии, исследований и технологии; комиссия по внешним экономическим связям; комиссия по социальным вопросам и вопросам занятости; комиссия по региональной политике и благоустройству территории; комиссия по транспорту; комиссия по охране окружающей среды, здравоохранению и защите прав потребителей; комиссия по вопросам молодежи, культуры, образования, информации и спорта; комиссия по вопросам развития и сотрудничества; комиссия по бюджетному контролю; институционная комиссия; комиссия по Регламенту, проверке полномочий и иммунитетам; комиссия по правам женщин; комиссия по петициям.

     Парламент может создавать временные комиссии, а для рассмотрения особых проблем — следственные комиссии. С предварительного согласия расширенного бюро могут создаваться подкомиссии в рамках постоянной или временной комиссии. В последние годы были созданы подкомиссии по правам человека (в рамках политической комиссии), по безопасности и разоружению (также в рамках политической комиссии), по рыболовству (в рамках комиссии по сельскому хозяйству, рыболовству и продовольствию), по информации (в рамках комиссии по делам молодежи). В них работают обычно 9-10 депутатов. Ежегодно проводится до 10 заседаний одновременно с заседаниями постоянных комиссий.

     Формирование  комиссии происходит в начале первой сессии вновь избранного Европейского парламента сроком на 2,5 года, после  чего она создается вновь в  обновленном составе. Кандидатуры  обычно сообщаются в бюро политическими группами или от имени не менее 13 депутатов. Бюро предлагает затем на рассмотрение Парламента согласованные кандидатуры с учётом равномерного географического и политического представительства. Согласно Регламенту (ст. II 1, п.1), Парламент может назначить столько же заместителей членов комиссий, сколько в ней полномочных членов. Любой депутат Европарламента может присутствовать на заседаниях любой комиссии в качестве наблюдателя (ст. 124, п.4).

     Роль  комиссий заметно возросла после принятия Единого европейского акта, что было закреплено в новой редакции Регламента, вошедшей в силу 1 июля 1987 г.- если раньше они были вспомогательными органами, то отныне именно в них происходит основная работа по выработке решений Европарламента. Регламент предоставляет комиссиям с разрешения расширенного бюро как право законодательной инициативы (ст. 121), так и право запроса, полномочия по выработке проектов резолюций Европарламента. Статья 10 Регламента предусматривает, что каждая комиссия вправе просить Председателя Европарламента проводить одно или несколько своих заседаний в год в других городах, помимо Брюсселя, Люксембурга или Страсбурга. Надо сказать, что большинство комиссий охотно пользуются этим правом, что оказывает дополнительную нагрузку на бюджет Сообщества.

     Генеральный секретариат. В столь специфическом органе Европейского сообщества, каковым является Европейский парламент, от слаженности информационных, вспомогательных служб зависит чёткость работы находящихся в 3 городах учреждений. Ключевая фигура административных служб Европарламента- Генеральный Секретарь, руководящий работой многочисленного секретариата и вместе с Председателем ставящий свою подпись под протоколами заседаний Парламента. Генеральный секретарь произносит в бюро торжественное обязательство выполнять свои полномочия без каких-либо политических, национальных или личных пристрастий и с сознанием всей ответственности. Он несёт прямую личную ответственность перед Председателем и бюро за повседневное административное обеспечение всех видов деятельности Парламента и под руководством Председателя следит за исполнением бюджета Парламента. В настоящее время пост Генерального секретаря занимает Клаус Вэлле (ФРГ).

     Постоянное  увеличение объёма работы Парламента отразилось на организационной структуре Секретариата. Работающие в штате Генерального секретариата 2 000 чиновников являются его постоянными сотрудниками, и их не могут отозвать правительства стран — участниц Сообщества. Они приобретают статус чиновников ЕС и должны отказаться от какой-либо другой работы по совместительству помимо работы в Европейском сообществе. Им запрещено получать инструкции от правительств, организаций или частных лиц, не являющихся их непосредственными начальниками. С зарплаты чиновников Секретариата взимается налог, который идёт в бюджет Сообщества, а не стран, гражданами которых они являются. Политические группы Европарламента имеют собственный секретариат, который является корпусом временных сотрудников (около 500).

     Служба  переводов. Работа сессий Европарламента, заседания каждой комиссии проходят при обязательном синхронном переводе на 9 официальных языков Сообщества (отметим, что ровно в 18.30 переводчики покидают свои кабины, ставя председателя перед необходимостью переносить заседание на другой день). Также переводу подлежат и все документы Европарламента, включая протоколы заседаний комиссий. В Люксембурге, где расположен Секретариат Европарламента, под службы перевода отведено отдельное 20-этажное здание. Европейский парламент — единственное представительное учреждение в мире, работающее с таким числом рабочих языков, в этом ему уступает даже ООН.

     Необходимо  выделить стоящий особняком «институт» Европейского парламента — дуайена  — старейшины. Дуайен Европарламента, согласно статье 2 Регламента, председательствует на открытии первой сессии Европейского парламента нового созыва при избрании Председателя Парламента и бюро. При председательстве дуайена не допускается обсуждение никаких других вопросов помимо выборов Председателя и бюро или проверки полномочий вновь избранных депутатов.

     Согласно  ст. 139 Договора о Сообществе, Европейский  парламент созывается на сессию во второй вторник марта. В течение сессии Парламент собирается каждый месяц, при этом проводятся ежедневные заседания. В общей сложности Европейский парламент собирается 12 раз в год с продолжительностью работы 5 дней. В статистическом справочнике Европарламента сообщается, что дольше всего Парламент заседал в 1983 г. — 64 дня, меньше в 1984 г. — 54 дня, в последние годы стабильно 60 дней в году. Ежемесячные заседания начинаются в понедельник в 17.00, поскольку утром проводят свои заседания политические группы, в другие дни заседания начинаются в 9.00 и заканчиваются в 20.00 с единственным перерывом на обед в 13.00-15.00. Раньше были довольно частым явлением так называемые ночные заседания, в январе 1979 г. Парламент принял предложение коллегии квесторов об упорядочении своей работы, и с тех пор ночное заседание проводилось только раз в неделю в четверг в 21.00- 00.00 (переводчики Европарламента, на которых ложится большая нагрузка, называли его чёрным четвергом). Однако по предложению политических групп с декабря 1987 г. ночные заседания проводятся по средам, поскольку к четвергу многие депутаты уже уставали и сетовали на низкую эффективность ночного заседания.

Информация о работе Европейский парламент. Права человека. Премия За свободу мысли имени А.Д.Сахарова