Европейский парламент. Права человека. Премия За свободу мысли имени А.Д.Сахарова

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:34, доклад

Описание работы

Европейский Союз является важнейшей частью политической жизни Европы. Деятельность ЕС охватывает широкий спектр политических, экономических и социальных проблем и основную роль играет деятельность институционального треугольника ЕС- Европейский Парламент ,Совет ЕС и Европейская Комиссия. Важное значение имеет Европейский парламент, который, как никакой другой орган ЕС, способствует процессу европейской интеграции.

Содержание

Введение

I.Основные положения о Европарламенте…………………..…...3
А Место Европейского парламента в системе органов ЕС………3

В Европейский парламент в настоящее время:………………...…11

1.Организация работы………………………………………..11
2.Структура Парламента……………………………………..15
3.Состав и порядок формирования………………………….22
4.Политические группы……………………………………...24
II.Деятельность Европейского парламента в области защиты прав человека……………………………………………………………26
А' Роль Европейского парламента в области защиты прав человека……………………………………………………………..26

В' Премия «За свободу мысли» имени А.Д.Сахарова……………30

Заключение………………………………………………………….……36

Библиография……………………………………………………….……37

Работа содержит 1 файл

Expose[1].doc

— 805.00 Кб (Скачать)

     Начиная с 1986 г. акт об утверждении бюджета Сообщества подписывает Председатель Европарламента. С 1970 г. Европейский парламент получил право участвовать в обсуждении и принятии всех финансовых документов и тем самым законодательствовать в этой сфере наряду с Советом.

     Совету  ЕС принадлежит решающее слово в отношении обязательных расходов Сообщества, которые прямо вытекают из учредительных договоров ЕС, а также из основанных на них актов. Фактически наибольшее значение имеют расходы, связанные с сельским хозяйством, уровень развития которого по отдельным отраслям в государствах-членах далеко не одинаков. Парламенту же принадлежит решающее слово в отношении необязательных расходах Сообщества, предназначенных на проведение общей социальной политики, мониторинга окружающей среды и т.п. Необязательные расходы составляют около 1/4 всего бюджета, в то время как реализация политики в области сельского хозяйства требует около 65% бюджета. Максимальный уровень необязательных расходов пересматривается ежегодно с учётом таких объективных данных, как эволюция Сообщества и изменения бюджетов государств-членов.

     Контрольные полномочия Парламента заслуживают большего внимания, так как влияют на общественное мнение и контрольные действия, широко освещаются в печати.

     Европейский парламент может вынести резолюцию о порицании лишь Комиссии ЕС, но не ведущим органам управления. Таким образом, вынесение резолюции о порицании может быть серьёзным инструментом в руках Парламента, а принятие её означало бы, что все члены Комиссии должны уйти в отставку и политика, проводимая Комиссией по вопросу, вызвавшему сомнение, не отвечает, по мнению Европарламента, интересам Сообщества. За все время существования Европейского парламента резолюция о порицании выносилась всего 4 раза, причём в 2 случаях она снималась до голосования и в 2 случаях резолюция отклонялась подавляющим большинством голосов.

     Сравнительно  недавно, начиная с конца 1982 г., Европейский  парламент стал расширять сферу  своего воздействия на механизм Сообщества, используя предоставленное право  обращаться в Суд Европейского сообщества с жалобой на неисполнение Советом или Еврокомиссией возложенных на них обязанностей.

     К полномочиям Европейского парламента относятся и полномочия по рассмотрению петиций (запросов или жалоб) любого гражданина Сообщество, индивидуальной или совместной с другими гражданами. Петиция может быть направлена по любому вопросу; большинство же поступает с жалобами на загрязнение окружающей среды, несовершенство таможенного законодательства, нарушение права получения социальных пособий и других прав.

     Парламент со своей стороны стремится использовать петиций для воздействия на государства-члены: поступившие в Парламент петиции рассматриваются и изучаются Комиссией по петициям, которая собирает необходимую информацию и публикует свой доклад, в котором содержится авторитетное толкование по затронутой проблеме.

      Среди полномочий Европарламента по назначению должностных лиц и формированию органов ЕС особое значение имеют полномочия по формированию Комиссии, своеобразного правительства ЕС. В соответствии с Маастрихтским Договором 1992 г. и Амстердамским Договором 1997 г., Европарламент утверждает кандидатуру Председателя Комиссии, а затем состав Комиссии в целом. Таким образом, Комиссия теперь формируется сходным образом с правительствами парламентских республик. Кандидатуры Председателя и членов Комиссии вносятся с общего согласия правительств государств- членов ЕС (ст. 214). Кроме того, Европарламент назначает омбудсмена, участвует в назначении членов палаты аудиторов (в рамках консультационной процедуры), выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц Европарламента (ст. 197). С другой стороны, Европарламент никак не участвует в формировании Экономического и социального комитета, Комитета регионов.

      Соответственно, можно констатировать, что Европарламент-консолидирующий орган ЕС. Совет же по существу представляет собой представительство отдельных государств. Чем шире полномочия Европарламента и уже полномочия Совета, тем в большей мере можно говорить о ЕС как о государстве, а не о международной организации. Таким образом, «представительство народов» в ст. 189 следует понимать в качестве народного представительства, народного элемента в отличие от элемента бюрократического, а не в качестве представительства отдельных народов.

      Европейский парламент в настоящее время

      Европарламент заседает в Бельгии, Франции и Люксембурге: ежемесячные пленарные сессии для всех членов Европарламента проходят в Страсбурге, заседания комитетов и дополнительные пленарные сессии проходят в Брюсселе, Люксембург- место расположения административных офисов и Генерального Секретариата Парламента.

      Организация работы Европарламента

     Ежегодно Европарламент принимает календарь работы на год на основе предложения конференции Президентов. Календарь работы предусматривает:

    • 12 четырёхдневных  пленарных заседаний в Страсбурге и 6 дополнительных заседаний в Брюсселе;
    • 2 недели в месяц выделяются для встреч парламентских комитетов и межпарламентских делегаций;
    • 1 неделя в месяц- для встреч политических групп;
    • 4 недели в год парламентарии полностью сосредотачиваются на работе в своих избирательных округах

     Организация и процедура Европарламента детально определены Регламентом (136 статей и 6 приложений). И пленарные заседания, и заседания комитетов проходят в открытом для прессы режиме на 22 официальных языках; все дебаты, споры, решения, выступления публикуют в «Официальном вестнике Евросоюза». В исключительных случаях большинством в 2/3 голосов Парламент может принять решение о проведении закрытого заседания (ст.81 Регламента). По требованию политической группы или не менее 7 депутатов Председатель Парламента может принять решение о проведении в конце часа вопросов обсуждения актуальной и представляющей общий интерес проблемы. Такое обсуждение даёт возможность депутатам Парламента обменяться мнениями о сути ответов на вопросы.

      В отличие от Европейской Комиссии и Совета ЕС, в Европарламенте нет пресс-секретарей - только личный пресс-секретарь Председателя. Однако лиц, обеспечивающих связи с общественностью, достаточно много. За все комитеты отвечают специализированные координаторы по вопросам СМИ. У каждой политической группы в Европарламенте есть спикеры, объясняющие позицию группы по тому или иному вопросу и оказывающие помощь в установлении контакта с депутатами. Хотя можно легко обойтись и без их помощи, поскольку на электронной странице каждого депутата на сайте Европарламента размещены координаты. Сайт достаточно удобен в использовании, на странице для прессы размещены пресс-релизы и другие информационные материалы, подробная информация о Европарламенте и его функционировании. Европарламент издаёт ряд публикаций, которые регулярно рассылаются по электронной почте журналистам. В сентябре 2008 г. начал вещание телевизионный канал EuroparlTV. Трансляция идёт на 20 языках и включает 4 основных раздела:

    • Your Parliament- программы для тех, кого особенно интересует политическая борьба на уровне ЕС, в частности граждан, промышленных групп, социальных партнёров, лоббистов, научных работников и работников институтов ЕС;
    • Your Voice- программы, предоставляющие широкой общественности возможность, выразить своё мнение по поводу актуальных проблем ЕС;
    • Young Europe-раздел для детей школьного возраста, которые активно пользуются Интернетом и фактически представляют собой будущий электорат ЕС;
    • Parliament Live- постоянная трансляция событий в Парламенте, дебаты на пленарных заседаниях и ссылки на архивы сессий Парламента;
    • Video Library- видеобиблиотека канала

     С вступлением в силу Единого европейского акта приоритет отдаётся обсуждению нормативных актов Сообщества с целью усилить законодательные функции Европейского парламента. Перед началом каждой сессии проходит собрание Председателя парламента и председателей политических групп, которое и принимает окончательный проект повестки дня, предлагаемый на утверждение Парламента. Время для дискуссий распределяется по следующим критериям:

    • первая часть обсуждения распределяется поровну между всеми политическими группами;
    • вторая часть времени используется политическими группами в зависимости от их численности;
    • депутатам, не входящим в политические группы, отводится для выступлений время, соответствующее времени, отводимому одной политической группе, при этом ст. 83, п.З Регламента обязывает учитывать различия политических тенденций таких депутатов и предоставлять им право высказать свою точку зрения;
    • приоритетное право на выступления может быть предоставлено докладчику уполномоченной комиссии или председателям (заместителям председателей) политических групп, выступающих от их имени (ст. 84, п.З).

     Ни  один депутат не имеет право выступить более 2 раз по одному и тому же вопросу без предварительного согласия Председателя (ст.84, п.4). Если выступающий отклоняется от обсуждаемого вопроса, Председатель вправе сделать ему замечание и напомнить о необходимости уважать Регламент (ст.82, п.2).

     Такая детализированная, но вобщем несложная процедура позволяет при довольно высокой культуре дискуссии выступить в течение 8-часового заседания 50—80 депутатам, не считая ораторов, выступающих в ходе часа вопросов или по процедурным вопросам.

     Правом  обращаться с устными вопросами к Комиссии ЕС, Совету или министрам иностранных дел может воспользоваться любая политическая группа, при условии, что каждая из них задаёт по одному вопросу за месячный период сессии (СТ.58, п.1).

     В общем лимите времени, выделяемом для постановки вопросов, а также для обсуждения срочных вопросов каждой политической группе и всем независимым кандидатам отводится равное время, не превышающее 3 ч за весь период сессии. Это время не засчитывается в счёт времени, отводимого для общей дискуссии (ст.83, п.2 и 4; ст.64, п.З).

     Голосование депутатов Европейского парламента должно проводиться ими лично, голосование  по поручению либо по почте не допускается, поэтому депутаты обязаны присутствовать лично в зале заседаний в момент голосования. Если же Председатель объявил о начале голосования, никакие выступления уже не допускаются.

     Голосование обычно проводится поднятием руки. Если результат вызывает сомнения, Председатель может провести голосование вставанием, если же и тогда остаются сомнения, проводится поимённое голосование (ст.94). Он может также назначить поимённое голосование, если этого до начала голосования потребует не менее 23 депутатов или политическая группа, причём это требование должно быть выражено в письменном виде (ст.95, п.1). Кстати, это же правило распространяется и на голосование о доверии или недоверии Комиссии Европейского сообщества (ст.30, п.3). Поимённое голосование проводится в алфавитном порядке, начиная с фамилии депутата, на которого падает жребий. Председатель в этом случае голосует последним (ст.95, п.2). Электронная система (ст.96), введенная с мая 1980 г., позволила уменьшить время голосования и подсчеёта голосов с часа до 2 мин. Депутаты при этом пользуются персональными магнитными карточками для голосования и должны голосовать со своего места. Однако по требованию 1/5 части депутатов по любому вопросу может быть проведено тайное голосование. Подсчёт голосов проводят 4 счётчика, определяемые жребием (ст.97,п.4).

     По  большинству решений Европарламента достаточно простого большинства голосов депутатов, участвующих в голосовании. Вместе с тем в некоторых случаях необходимо квалифицированное большинство:

  1. для принятия внутреннего Регламента- большинство всех членов Парламента;
  2. для вотума недоверия Комиссии- большинство всех депутатов и 2/3 голосовавших;
  3. для решений о принятии внесённых Советом изменений в сделанные Парламентом поправки по проекту бюджета- большинство всех депутатов и 3/5 голосовавших;
  4. для полного неодобрения проекта бюджета- большинство членов Парламента и 2/3 голосовавших;
  5. для принятия решений об изменении договора о создании Европейского объединения угля и стали -большинство в 2/3 депутатов и 3/4 голосовавших;
  6. для принятия решения о созыве чрезвычайной сессии- большинство членов Парламента.

      С принятием Единого европейского акта появилась новая норма, требующая  абсолютного большинства всех членов для рекомендации Парламента о вступлении в Сообщество новых членов или о заключении договора об ассоциации.

      Структура Европарламента

Информация о работе Европейский парламент. Права человека. Премия За свободу мысли имени А.Д.Сахарова