Технологические инновации в банковской информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:27, дипломная работа

Описание работы

Посткризисный провал ИТ-инвестиций в банковскую автоматизацию пройден. Банки резко наращивают бюджеты, инвестируют в развитие и повышают эффективность. Многие решились на проекты, не имеющие срока окупаемости, например повышают надежность инфраструктуры. Все это однозначно указывает, что 2012 год, при условии отсутствия экономических катаклизмов, станет годом порыва банковских технологий.

Содержание

1. Банктердің ақпараттандырылуы: стратегиялары
1.o 1.1 Банктық ИТ – бюджеттер жарыса өсіп бара жатыр
2.o 1.2 Банктердегі ИТ табыс үшін жұмыс жасайды
3.o 1.3 Банктық сәнді ИТ-ге кім тапсырады?
4.o 1.4 Ресейдің банктері қандай ИТ жобаларды жүргізеді?
5.o 1.5 Банктер ИТ жүргізушілерді кемеліне итермелейді
6.o 1.6 Стратегия сияқты тиімділіктің артуы
2. Жаңалаудың бағыттары
2.1 Неге банктер жаппай ақпараттандырылған банктық жүйені ауыстыруды шешті?
2.2 Банктер көбінесе қызметкерлерді емес клиенттерді бақылайды
2.3 Келешектегі банктерге бүгін аналитика керек
2.4 Банктердегі бизнестің тиімділігін басқарудың болашағы-пайдалылықты басқару
2.5 Кертартпа банктер бұлттарға қарауға дайын
3. Банктер үшін бағдарламалық қамсыздандыру: ұсыныстардың дамуы
3.1 Банктердегі есеп берушілік және аналитика: қарапайымдылықтан қиындыққа
3.2 Банктық бөлім электрондық құжат айналымының жүйесін пайдаланды
3.3 Банктерде электронды мұрағат керек пе?
4. Высокотехнологичные сервисы
4.1 Определены лидеры российского рынка дистанционного банковского обслуживания
4.2 Уход от наличности к электронным платежам дается банкам не легко
4.3 ДБО 2011: киберугрозы выходят на первый план
5. Технологические инновации в банковской информатизации
5.1 Телекоммуникации в банковском и страховом секторе
5.2 Банковский сектор-2012: конкуренция с ритейлом и соцсетями
5.3 ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы
5.4 Банкиры и страховщики не доверяют IP
5.5 Межбанковская система SWIFT

Работа содержит 1 файл

Мазмұны Банк.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

Относительно новое направление использования CRM – качественная прогнозная аналитика. «ЮниКредит Банк» внедрял CRM-систему в 2009 году. Хотя бизнес-подразделения пользуются всем стандартным функционалом решения, но аналитических возможностей не хватает. «Мы плавно движемся к внедрению соответствующего специализированного модуля, который обеспечил бы долгосрочные прогрессирующие отношения с клиентом. Например, мы собираемся автоматизировать кросс-продажи, чтобы система показывала операционисту индивидуальные предложения для данного клиента, подготовленные на основе всей имеющейся информации о нем», - рассказывал Ярослав Медокс, директор департамента информационных технологий «ЮниКредит Банка».

«Сегментация клиентов, выделение наиболее перспективных клиентских групп, определение их предпочтений по продуктам, какие продукты с какими сервисами лучше продаются, прогнозирование, - перечисляет тренды Владимир Тарасенко. - Будет востребована прогнозная аналитика, например динамика поведения сегмента клиента, прогноз оттока клиентов, востребованность банковского продукта».

Управление персоналом - начало пути

В феврале этого года «Сбербанк» приступил к внедрению системы SAP HR Human Capital Management в рамках перехода на ERP-систему от SAP. Планируется автоматизировать все функции: подбор и наем персонала, оценка работников, управление эффективностью их работы, обучением, командировками, льготами, карьерой и преемственностью. В новую систему также перейдут функции расчета заработной платы, планирования затрат и управление вознаграждениями. В банке работают 250 тыс. человек, и система будет обрабатывать информацию обо всех сотрудниках. Объем работ огромен, поэтому внедрение должно завершиться только в конце 2014 года.

Большинство объявленных внедрений, конечно, не столь масштабны. С октября 2010 года по апрель этого года «Севергазбанк» внедрял информационную систему оценки персонала и формирования кадрового резерва. У банка 13 филиалов и 49 дополнительных офисов. Всего в штате организации более 1500 сотрудников. От системы требовались оценка уровня развития компетенций работников, формирование «прозрачной» системы мотивации, выявление и формирование группы высококвалифицированных и перспективных специалистов, обладающих качествами необходимыми для продвижения по карьерной лестнице. Была введена система количественных оценок для личностных и профессиональных характеристик работников на базе решения Web Tutor. Сейчас руководитель каждого подразделения сможет проследить уровень развития тех или иных компетенций у своих сотрудников, подобрать сотрудника среди работников банка. Сотрудники, в свою очередь, могут видеть, какие должности они могут занимать при их уровне развития компетенций.

Но в целом, судя по числу объявленных проектов, этот год не балует HR-внедрениями. Проблема в том, что многие банки, кроме крупнейших, работают на устаревших АБС, с «непричесанной» ИТ-инфраструктурой. А время диктует свои требования - например, отсутствие полнофункциональных мобильного и интернет-банкинга стало признаком отставания, и мало кому нравится место аутсайдера. В результате проекты, автоматизирующие внутренние бизнес-процессы, отошли пока на второй план. Забавно, что откладывая удовлетворение своих потребностей в сфере HR, банки готовы помогать клиентам. Например, в июле «Альфа-Банк» добавил новую возможность в интернет-банкинг – оплату услуг портала HeadHunter. Сервис ориентирован на руководителей сектора СМБ.

2.3  Банкам будущего сегодня нужна аналитика

КЯсно просматривается бизнес-модель банка будущего. В основе ценообразования услуги – не столько себестоимость, сколько интерес клиента. Поэтому на первое место выходит целевой маркетинг, основанный на клиентской аналитике.

С прошлого года интерес отечественного банковского сектора к возможностям использования клиентской аналитики сделал качественный скачок, а в этом году уже овеществлен конкретными проектами. «Еще пару лет назад банкиры спрашивали, нужна ли клиентская аналитика на российском банковском рынке, что это такое и зачем она нужна, не является ли это делом далекого будущего, не имеющим отношения к современным реалиям. Многие банкиры уверяли, что у них нет ни инфраструктуры, ни основы для построения системы клиентской аналитики. А в 2010 году нам стали задавать конкретные вопросы по функционалу, срокам внедрения, по возможному возврату инвестиций. Мы видим по общению со своими клиентами серьезный практический интерес к этим инструментам, и сегодня буквально пошел поток проектов по аналитическому CRM», - рассказывает Антон Заяц, руководитель направления клиентской аналитики компании SAS Россия/СНГ.

Банки хотят знать все: не только кто, как и какими услугами пользуется, но и чем интересуется, на что тратит деньги, с кем общается. По капле за каплей такой информации о человеке можно создать реальный портрет клиента и найти к нему индивидуальный подход. Фактически это означает анализ огромного количества данных, поиск неявных закономерностей и разбивку клиентов на множество целевых групп. Конечно, алгоритмы анализа являются know-how, а вот обсуждать результаты банки готовы.

Аналитическая поддержка персонализации обслуживания

«Промсвязьбанк» в начале этого лета ввел в промышленную эксплуатацию систему принятия решений о выдаче кредитов в режиме реального времени. Программа одновременно обрабатывает сотни кредитных заявок, анализируя все имеющиеся данные о заявителе (историю его операций в самом банке и данные из различных бюро кредитных историй). Решение формируется в течение нескольких минут. По словам директора по финансовым и розничным рискам Промсвязьбанка Александра Васютовича, теперь банк может формировать персональные предложения, причем даже в тех случаях, когда ранее клиенту пришлось бы отказать. Риски тоже не забыты. Кредиты не выдаются тем, кто, по оценке системы, не собирается или не сможет своевременно обслуживать долг. В результате наметился активный рост розничного кредитного портфеля, расширяется пул надежных клиентов. По собственным оценкам банка, эффективность кредитования выросла за последние месяцы на 50%.

«Сбербанк» приступил к внедрению системы клиентской аналитики около года назад и планирует завершить его в середине 2012 года. Сейчас идет первый этап, его задача – строить аналитические отчеты по основным учетным продуктовым системам: по счетам, кредитам, карточному процессингу. «Цель системы - консолидация, обработка и анализ клиентских данных, полученных из различных учетных систем», - говорит Максим Мозговой, начальник отдела анализа клиентской базы «Сбербанка». Банк хочет получить единое видение клиента, на агрегированных данных строить аналитические модели, к примеру, о потенциальной доходности продукта, лояльности клиентуры. Для анализа среднесрочных трендов используются учетные записи за 1-2 года, текущих – за последние полгода.

Следующий этап, который планируется завершить в конце 2012 года, – тиражирование системы на 17 территориальных подразделений и использование новых источников данных, например CRM-системы, с помощью которой фиксируется статистика откликов на предложения, системы персонального учета VIP-клиентов. Для анализа последних важно знать их предпочтения по инвестиционным продуктам.

Аналитическое решение выбирали между SAS и Kxen. По оценкам экспертов рынка, SAS более функционален, даже монструозен в хорошем смысле этого слова, поддерживает все необходимые методы анализа, зато Kxen быстрее. «Сбербанк» выбрал SAS.

Потихоньку подтягивается и пространство СНГ – Казахский «Каспийский банк» в 2009 году внедрил аналитический скоринг, а в этом году - аналитический CRM. В результате маркетинговая политика банка приобрела узкоцелевую направленность – каждому клиенту предлагается именно та услуга, в которой он заинтересован в данный момент. Актуальность предложений поддерживается автоматически.

«На Западе, где от модели взаимодействия с клиентами CRM уже начали переходить к PCM (Personal Customer Management), целевой маркетинг служит для крупных банков одним из важнейших каналов продвижения розничным клиентам своих услуг, - говорит Юлий Гольдберг, директор по работе с финансовым сектором компании SAS. - С 2010 года эта тенденция получила активное развитие в России и в Казахстане. В Казахстане одна из самых развитых в СНГ банковских систем, и уровень конкуренции за клиентов очень высок».

Виртуальная модель

В Европе, США работают виртуальные банки, использующие исключительно дистанционные модели. Одна такая организация есть и в России: банк «Тинькофф. Кредитные системы» (ТКС) выпустил более 1,3 млн кредитных карт клиентам по всей России, но имеет только «штаб-квартиру» в Москве. Офисов просто нет. Конечно, его операционные расходы несравнимо меньше, чем у «стационарных» коллег. Однако и возможностей привлечь клиентов тоже меньше. Подобные предприятия могут серьезно конкурировать с классическими банковскими моделями только одним способом – стать удобнее для пользователя. А воплотить все чаяния клиента в жизнь, можно лишь досконально изучив их. Человеку должно быть не просто комфортно, система должна «подыгрывать» ему. При этом все предложения по лимитам, ставкам и срокам должны формулироваться таким образом, чтобы минимизировать риски банка.

Председатель правления банка ТКС Георгий Чесаков рассказывает, что иногда удается находить очень интересные закономерности. «Клиенты, которые указывают свой e-mail, являются для банка менее рискованными. И вовсе не потому, что если заказчик пользуется электронной почтой, значит, он более богатый и «продвинутый». А по той причине, что он просто готов рассказать о себе больше», - говорит он. С помощью CRM-аналитики руководство ТКС намерено сократить расходы на традиционный маркетинг, отказавшись от полномасштабных рекламных кампаний. Персональные предложения адресуются непосредственно клиенту, например через социальные сети. Но ТКС пионер в этой сфере на российском рынке. Другие банки пока не идут дальше аккаунта в Twitter и странички в Facebook.

Вообще маркетинг – основное направление использования клиентской аналитики, и российским банкам тут есть, куда расти. Бельгийское отделение банка ING, благодаря активному использованию подобных систем, проводит 5 рекламных кампаний в день, продавая одному клиенту 5-7 продуктов. Для сравнения, отечественные банки проводят столько же кампаний за месяц и продают одному клиенту в среднем 1-2 продукта.

В отличие от большинства бизнес-приложений, CRM-аналитика легко монетизируется. «Существует легко определяемая прямая связь между внедрением систем клиентской аналитики в банке и ростом его дохода, - объясняет Сергей Лобов, коммерческий директор компании SAS Россия/СНГ. – В среднем такие проекты окупаются за полгода-год».

Подводные камни

«Однажды мне позвонил менеджер банка и предложил услуги премиум-класса, которые меня заинтересовали. В тот момент я был занят и попросил перезвонить позже, но второго звонка так и не последовало. Это значит, что аналитический блок «сработал» хорошо, но результаты анализа используются неэффективно, менеджеру банка было важно только проговорить текст и поставить «галочку», - рассказывает Сергей Лобов. Еще до внедрения системы клиентской аналитики банк должен четко сформулировать, где и как собирается ее использовать. Процессы сопряженных систем должны быть доработаны. В описанном случае необходимо было изменить модель мотивации персонала.

Второй момент – важна клиентоориентированная модель бизнеса банка. Системы клиентской аналитики вряд ли пригодятся продукто-ориентированным банкам или банкам с зафиксированными каналами продаж через конкретные магазины, отели и т.д. Если банк делает ставку на бренд, то выгоды от использования систем клиентской аналитики будут видны очень слабо.

2.4  Будущее ВРМ в банках - за управлением доходностью

Как любой сегмент ИТ-отрасли, банковский рынок BPM-систем находится в непрерывном движении и развитии: расширяется спектр решаемых задач, меняются приоритеты автоматизации, появляются новые перспективные подходы и наработки, часть технологий становится зрелой, часть переходит в смежные рынки. Посткризисные реалии банковского бизнеса ставят новые акценты автоматизации управления доходностью, приводят к качественным изменениям на рынке этих приложений.

2011 год ожидался благоприятным для всего ИТ-рынка - в том числе и для финансовой вертикали. По прогнозу исследовательской компании Ovum, в этом году расходы на информационные технологии должны вырасти на 4,5% по сравнению с 2010 годом. Это весьма ощутимая прибавка, если вспомнить о том, что год назад ИТ-бюджеты увеличились всего на 0.3%. Основными факторами, определившими рост, как считают эксперты Ovum, являются необходимость улучшить эффективность и способность своевременно реагировать на изменения внешней среды.

Схожей оценки придерживаются и аналитики компании Celent. По их мнению, инвестиции в финансовых институтах (страховых компаниях, брокерских конторах, биржах и прочих посредниках) возрастут на 3,7%, а в банках и еще больше - на 4,1%. Объем банковского ИТ-рынка составит 169,6 трлн. долларов.

Отрадно, что эта глобальная тенденция роста находит отражение и на российском рынке BPM-систем и коммерческих хранилищ данных. В обзоре CNews Рынок ИТ: итоги 2010. Подготовка к облачной лихорадке, самыми активными потребителями программных продуктов данного класса были названы банки. Уже сейчас, опираясь на публикации о проектах, стартовавших в первой половине этого года, можно утверждать, что по итогам 2011 года рынок продемонстрирует стабильный рост. Это будет скромной, «пессимистичной» прогноз, а в случае позитивного прогноза число новых заказчиков превысит прошлогодний показатель.

Главные поставщики банковских BPM-систем и хранилищ данных

Как любой сегмент ИТ-отрасли банковский рынок BPM-систем находится в непрерывном движении и развитии: расширяется спектр решаемых задач, меняются приоритеты автоматизации, появляются новые перспективные подходы и наработки, часть технологий становится зрелой, часть переходит в смежные рынки. Волатильность рынка требует постоянного отслеживания и уточнения его границ, и сегодня в фокусе исследования кроме «классических» BPM-систем оказались и коммерческие хранилища данных, которые используются для решения задач по управлению эффективностью бизнеса. Расширение спектра рассматриваемых технологий связано с превращением хранилища данных в ключевой аналитический компонент ИТ-инфраструктуры организации, о чем подробно рассказывалось в упомянутом выше обзоре CNews.

Как показывает анализ долей поставщиков, пересмотр границ рынка не привел к существенному изменению его структуры по сравнению с предыдущими годами: как и прежде российским разработчикам принадлежит почти три четверти рынка.

Управление доходностью: переход на качественно новый уровень

Напомним, в прошлогоднем обзоре CNews высказывалось предположение о том, что в 2010-2011 годы на повестку дня выйдет задача управления доходностью. И сегодня в спектре наиболее востребованных BPM-компонентов первое место принадлежит соответствующим приложениям. За последние неполные три года наблюдается устойчивый рост спроса на эти приложения.

Информация о работе Технологические инновации в банковской информатизации