Технологические инновации в банковской информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:27, дипломная работа

Описание работы

Посткризисный провал ИТ-инвестиций в банковскую автоматизацию пройден. Банки резко наращивают бюджеты, инвестируют в развитие и повышают эффективность. Многие решились на проекты, не имеющие срока окупаемости, например повышают надежность инфраструктуры. Все это однозначно указывает, что 2012 год, при условии отсутствия экономических катаклизмов, станет годом порыва банковских технологий.

Содержание

1. Банктердің ақпараттандырылуы: стратегиялары
1.o 1.1 Банктық ИТ – бюджеттер жарыса өсіп бара жатыр
2.o 1.2 Банктердегі ИТ табыс үшін жұмыс жасайды
3.o 1.3 Банктық сәнді ИТ-ге кім тапсырады?
4.o 1.4 Ресейдің банктері қандай ИТ жобаларды жүргізеді?
5.o 1.5 Банктер ИТ жүргізушілерді кемеліне итермелейді
6.o 1.6 Стратегия сияқты тиімділіктің артуы
2. Жаңалаудың бағыттары
2.1 Неге банктер жаппай ақпараттандырылған банктық жүйені ауыстыруды шешті?
2.2 Банктер көбінесе қызметкерлерді емес клиенттерді бақылайды
2.3 Келешектегі банктерге бүгін аналитика керек
2.4 Банктердегі бизнестің тиімділігін басқарудың болашағы-пайдалылықты басқару
2.5 Кертартпа банктер бұлттарға қарауға дайын
3. Банктер үшін бағдарламалық қамсыздандыру: ұсыныстардың дамуы
3.1 Банктердегі есеп берушілік және аналитика: қарапайымдылықтан қиындыққа
3.2 Банктық бөлім электрондық құжат айналымының жүйесін пайдаланды
3.3 Банктерде электронды мұрағат керек пе?
4. Высокотехнологичные сервисы
4.1 Определены лидеры российского рынка дистанционного банковского обслуживания
4.2 Уход от наличности к электронным платежам дается банкам не легко
4.3 ДБО 2011: киберугрозы выходят на первый план
5. Технологические инновации в банковской информатизации
5.1 Телекоммуникации в банковском и страховом секторе
5.2 Банковский сектор-2012: конкуренция с ритейлом и соцсетями
5.3 ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы
5.4 Банкиры и страховщики не доверяют IP
5.5 Межбанковская система SWIFT

Работа содержит 1 файл

Мазмұны Банк.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

Динамика развития российского рынка ИТ-аутсорсинга также не может не давать поводов для оптимизма. Эксперты отмечают, что в 2011 г. сегмент активно развивался. У многих системных интеграторов появились специализированные подразделения. Совершенствуется экспертиза составления сервисных контрактов. Крупные интеграторы внедряют в аутсорсинговых подразделениях методологические модели международных корпораций, что выводит их деятельность на качественно новый уровень.

Изменилось и восприятие ИТ-аутсорсинга в среде бизнес-заказчиков (особенно – высококонкурентных компаний). Большинство из них в посткризисный период главной заботой считают оптимизацию бизнеса, повышение его эффективности. Один из наиболее быстрых путей достижения цели – передача непрофильных процессов на поддержку внешним специалистам и сосредоточение усилий на ключевой деятельности. Для этого аутсорсинг подходит как нельзя лучше. Интересно, что российскими потребителями ИТ-аутсорсинга в последние годы все чаще становятся не только крупные компании, которым выгодно передавать внешним подрядчикам часть собственных ИТ-процессов, но и СМБ-компании, изначально не планировавшие создание и содержание собственного ИТ-отдела. При формировании кадровой структуры такие игроки сумели посчитать, что в их ситуации передача управления ИТ-ресурсами на аутсорсинг окажется гораздо более выгодной. Описанные тенденции могут служить подтверждением достаточно оптимистичных прогнозов аналитиков относительно развития рынка ИТ-аутсорсинга в ближайшей перспективе. Так по прогнозам «Финам», в 2011 г. ИТ-аутсорсинг был одним из ключевых драйверов роста российского ИТ-рынка в целом.

5.4  Телекоммуникации в банковском и страховом секторе

Дальнейшее развитие автоматизации финансового и страхового сектора невозможно без развития телекоммуникационной инфраструктуры. При этом создавать отдельные сети для передачи данных, голоса и видео уже не имеет смысла — их заменит единая конвергентная защищенная сеть на базе IP, которая обеспечит мультиканальный контакт с клиентом. Правда, потенциальную эффективность новых IP-технологий осознают сегодня далеко не все российские финансисты. До недавнего времени основная доля затрат банков и страховых компаний приходилась на стандартное оборудование передачи данных для создания локальных или корпоративных сетей (маршрутизаторы, коммутаторы и пр.). Сегодня ситуация кардинально изменяется — стремительно растут продажи решений в области IP-телефонии, безопасности, call-центров, систем хранения данных и сетевой инфраструктуры, а также оптических решений SDH и DWDM.

Сложившаяся структура спроса, по прогнозам экспертов, будет сохраняться и в ближайшие годы. Развитие мобильной связи и рост популярности портативных коммуникационных устройств повлечет за собой интеграцию финансового рынка с телекоммуникационным, и технология микроплатежей будет играть здесь одну из ведущих ролей. Особенно заметно, предположительно, вырастут расходы на аналитическую поддержку финансовой деятельности (CRM-системы, контакт-центры и т.п.), а доля расходов на инфраструктуру связи при этом будет сокращаться. В то время как западные банки все активнее переходят на IP-телефонию и реализуют концепции катастрофоустойчивых центров данных, российским корпоративным клиентам все еще требуется объяснять преимущества IP-коммуникаций. «IP хорош для устоявшихся производственных процессов, — считает Михаил Сенаторов, заместитель председателя Банка России, директор департамента информационных систем. — В банковском секторе, который достаточно активно меняется, эта технология не всегда оправдана с точки зрения затрат». Консерватизм российских финансистов, по-видимому, во многом объясняется большим парком установленного оборудования, затраты на модернизацию которого действительно колоссальны, а возврат инвестиций возможен лишь в отдаленной перспективе. Например, несмотря на то, что на сегодняшний день технология X.25 выглядит устаревшей, портфель заказов на сетевое оборудование X.25 для банков далеко не пуст. Отчасти это связано с уже имеющейся инфраструктурой, использующей данный протокол (например, банкоматы).

Преобладающий до сих пор в телекоммуникациях российских банков и страховых компаний протокол X.25 создавался в эпоху доминирования аналоговых систем передачи данных и медных линий связи. Стремясь компенсировать невысокое качество каналов, этот стандарт использует систему обнаружения и коррекции ошибок, что существенно повышает надежность связи, но зато замедляет общую скорость передачи данных (до 64 Кб/с). С появлением оптоволоконных сетей высокие требования надежности, реализуемые X.25, стали излишни, и достоинство протокола превратилось в его недостаток. Cети же на основе протоколов Frame Relay и ATM, которые рассматривались в качестве альтернативы X.25, считаются слишком громоздкими и трудно управляемыми. Таким образом, задача, с которой неизбежно придется столкнуться владельцам всех существующих и создаваемых сетей X.25, — это переход, сейчас или в будущем, на технологию IP. Поэтому любое вновь приобретаемое оборудование должно обеспечивать возможность подобной миграции наиболее простым и безболезненным способом.

Классическая архитектура сетей X.25, которая предполагает использование отдельных устройств передачи данных, подключенных к аппаратуре сетевого уровня через последовательные интерфейсы DTE/DCE, далеко не единственная. В качестве транспорта для X.25 в настоящее время используются самые разнообразные технологии физического, канального и сетевого уровня, начиная от медной пары и заканчивая X.25 поверх TCP/IP. Именно последняя, по мнению большинства экспертов, представляет собой наиболее эффективный путь для плавного перехода от X.25 к IP. Во-первых, TCP/IP является стандартной технологией и поддерживается аппаратурой почти всех существующих производителей; во-вторых, миграция от X.25 к IP не требует замены сетевого оборудования, а осуществляется одним лишь изменением программной конфигурации устройств. По сути дела X.25- и IP-решения могут функционировать одновременно на базе одних и тех же устройств, что позволяет производить модернизацию постепенно, например, по мере замены терминального оборудования. Открытым остается пока вопрос возврата инвестиций. Однако, по оценкам самих вендоров, окупаемость IP-проектов, например, в Великобритании занимает в среднем полтора года.

Развитие телекоммуникаций в российском банковском и страховом секторе сдерживается сегодня неразвитостью услуг в целом. Востребованность новых технологий, таких как IP, еще не полностью осознана российскими финансистами, которые в большинстве своем придерживаются консервативной политики. В рамках которой ставка делается не на развитие принципиально новых сервисов с использованием передовых ИКТ, а на предоставление небольшого количества услуг, спрос на которые стабилен и существует исторически. Отчасти такое положение вещей связано с отсутствием или неумением правильно использовать аналитический инструментарий, который, впрочем, не всегда срабатывает в условиях все еще нестабильной финансовой системы России.

5.5  Межбанковская система SWIFT

SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, в переводе с английского - Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, по-русски произносится СВИФТ) — международная межбанковская система совершения платежей. Справочник содержит СВИФТ коды принадлежащие банкам, а также его филиалам.

История появления SWIFT

SWIFT расшифровывается как Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication и представляет из себя телекоммуникационную систему, обеспечивающую услуги передачи финансовых сообщений различными учреждениями, которых на сегодняшний день насчитывается более семи тысяч. Двести стран мира пользуются услугами этой системы. Ее клиентами являются различные финансовые учреждения, такие как всевозможные банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании, биржи и пр. Электронные сообщения, которые пользователи системы SWIFT передают друг другу, обеспечены высокой степенью защиты. Одновременно они имеют достаточно невысокую стоимость. Правила передачи и форматы информации, выдвинутые создателями этой системы, в настоящее время приобрели статус международного стандарта.

Предпосылки к возникновению системы SWIFT появились с начале второй половины прошлого века, когда, отойдя от последствий Второй Мировой войны, государства начали вести активную торговлю на международном уровне. Это повлекло за собою резкое увеличение числа всевозможных банковских операций. Ранее банки общались между собою посредством телеграфа и почты, однако в новых условиях это стало недостаточным из-за увеличения объемов банковских операций. Кроме того, стало возникать множество недоразумений и ошибок во время проведения межбанковских операций, связанное с различными системами функционирования разных банков и отсутствием должной стандартизации. Назрела необходимость внедрения нового способа безбумажного обмена различной финансовой информацией между банками.

Занимаясь разработкой такой системы, в начале шестидесятых годов представители шестидесяти крупных европейских и американских банков собрались для обсуждения проблемы создания единой системы стандартизации в банковском деле. Решено было использовать для этой цели компьютеры и другие средства телекоммуникаций, которые способны обеспечить безотказную систему передачи данных подобного рода.

Непосредственная работа над такой системой, которая смогла бы надежно обеспечить круглосуточный конфиденциальный обмен финансовой информацией в высокой защитой и контролем, началась в 1968 году. В 1972 году был подготовлен официальный проект и сделаны необходимые расчеты по рентабельности такой системы.

В мае 1973 году при участии 239 банков, расположенных в пятнадцати странах мира, была учреждена платежная система SWIFT. Ее создателям понадобилось целых четыре года для практического осуществления этого решения, и 9 мая 1977 года эта международная сеть, занимающаяся передачей данных, была официально открыта. Уже в конце того же года число банков входящих в число ее членов, выросло до 586. Ежедневно ими передавалось до 500 тысяч электронных сообщений.

Многонаправленнось использования системы SWIFT

Сейчас Свифт объединяет более семи тысяч финансовых организаций, которых находятся в ста девяноста странах. Несмотря на значительное расстояние друг от друга, они могут обмениваться сообщениями и взаимодействовать на протяжении круглого года по 24 часа в сутки. Несколько миллионов финансовых сообщений передается ими ежедневно и их общая сумма составляет 5 триллионов долларов. Почти 50 клиринговых систем построены на базе SWIFT. Платежные системы, которые функционируют на базе этой сети, обеспечивают больше шестидесяти процентов объема клиринга финансовых переводов. Пять из семи наиболее развитых в промышленном отношении стран мира, таких как Германия, Великобритания, Канада, Италия и Франция основой своих национальных систем платежей выбрали именно SWIFT.

Использование единых стандартов этой платежной системы дает возможность сделать минимальными финансовые и расчетные риски и максимально увеличить безопасность и эффективность взаимных расчетов, а кроме того, снизить стоимость сообщений. Также существенным плюсом является то, что национальные системы платежа, которые строятся на основе SWIFT, являются транспарантными и могут быть интегрированы в самые крупные платежные международные системы. Платежная система SWIFT на сегодняшний день является наиболее широко используемой платежной межбанковской системой в мировом сообществе и в перспективе ожидается дальнейшее укрепление ее позиций, поскольку в будущем прогнозируется неуклонный рост количества межбанковских сообщений. При этом SWIFT пользуется собственными форматами и типами сообщений, которые служат образцом для остальных расчетных систем.

Популярность платежной системы SWIFT обеспечивается рядом ее очевидных преимуществ, которые заключаются в возможности надежной и безопасной передачи и приема сообщений; в низкой стоимости сообщений, которая значительно меньше, что при использовании телеграфа и телекса и не зависит от расстояния; в максимально скоростной передаче сообщений, буквально в течение нескольких минут (по телеграфу передача сообщения занимает около полутора часов); в возможности автоматизации обработки данных и в наличии гарантийных финансовых обязательств системы. В случае, если по вине SWIFT сообщение не дошло до точки назначения в течение суток, система обязуется взять на себя все не только прямые, но и косвенные убытки клиента, связанные с этой задержкой.

Пользователями SWIFT в России являются около 500 кредитных и финансовых компаний из всех регионов страны от Калининграда до Владивостока. По количеству пользователей Россия находиться на втором месте в мире после США. Согласно документу "Стратегия SWIFT до 2010 г." России уделено особое внимание, как страны с приорететным развитием. В соответствии со стратегией, внедрение стандартов и инфраструктуры SWIFT на российском рынке не возможно без сотрудничества с Центральным Банком России, который начал использоваие инфраструктуры SWIFT при внедрении своей системы БЭСП для операций осуществляемых внутри России. Все это благодаря принятому в 2004 году Меморандуму о взаимопонимании между SWIFT и Банком России по системе валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS). Также результатом этого меморандума стало принятие специального документа - "Рекомендации SWIFT-RUR", которые являются набором правил для проведения платежей и расчетов в национальной валюте Российской Федерации, рекомендации полностью соответствуют стандарту SWIFT и российскому финансовому законодательству. В 2006 году между ФСФР России и SWIFT подписано соглашение о сотрудничестве при испольлзовании международных стандартов финансовых сообщений участниками российского фондового рынка. Благодаря деятельности рабочей группы РОССВИФТ были созданы и утверждены "Рекомендации SWIFT-RUS" по использованию стандартов SWIFT для передачи сообщений 5-й категорий между российскими пользователями на фондовом рынке. Данные рекомендации описывают проведение операций со спецификой российского рынка и требований регулятора на фондовом рынке. Одним из главным отличительным плюсом российского фондового рынка - это участие в нем большого количество профессиональных участников, что является большим потенциалом для дальнейшего развития SWIFT. Обратной же стороной этого приимущества - это накладывание дополнительных требований на стоимость услуг пользователей, что привило к внедрению новшества для мелких и средних участников, подназванием AlLiance Lite.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Технологические инновации в банковской информатизации