Технологические инновации в банковской информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:27, дипломная работа

Описание работы

Посткризисный провал ИТ-инвестиций в банковскую автоматизацию пройден. Банки резко наращивают бюджеты, инвестируют в развитие и повышают эффективность. Многие решились на проекты, не имеющие срока окупаемости, например повышают надежность инфраструктуры. Все это однозначно указывает, что 2012 год, при условии отсутствия экономических катаклизмов, станет годом порыва банковских технологий.

Содержание

1. Банктердің ақпараттандырылуы: стратегиялары
1.o 1.1 Банктық ИТ – бюджеттер жарыса өсіп бара жатыр
2.o 1.2 Банктердегі ИТ табыс үшін жұмыс жасайды
3.o 1.3 Банктық сәнді ИТ-ге кім тапсырады?
4.o 1.4 Ресейдің банктері қандай ИТ жобаларды жүргізеді?
5.o 1.5 Банктер ИТ жүргізушілерді кемеліне итермелейді
6.o 1.6 Стратегия сияқты тиімділіктің артуы
2. Жаңалаудың бағыттары
2.1 Неге банктер жаппай ақпараттандырылған банктық жүйені ауыстыруды шешті?
2.2 Банктер көбінесе қызметкерлерді емес клиенттерді бақылайды
2.3 Келешектегі банктерге бүгін аналитика керек
2.4 Банктердегі бизнестің тиімділігін басқарудың болашағы-пайдалылықты басқару
2.5 Кертартпа банктер бұлттарға қарауға дайын
3. Банктер үшін бағдарламалық қамсыздандыру: ұсыныстардың дамуы
3.1 Банктердегі есеп берушілік және аналитика: қарапайымдылықтан қиындыққа
3.2 Банктық бөлім электрондық құжат айналымының жүйесін пайдаланды
3.3 Банктерде электронды мұрағат керек пе?
4. Высокотехнологичные сервисы
4.1 Определены лидеры российского рынка дистанционного банковского обслуживания
4.2 Уход от наличности к электронным платежам дается банкам не легко
4.3 ДБО 2011: киберугрозы выходят на первый план
5. Технологические инновации в банковской информатизации
5.1 Телекоммуникации в банковском и страховом секторе
5.2 Банковский сектор-2012: конкуренция с ритейлом и соцсетями
5.3 ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы
5.4 Банкиры и страховщики не доверяют IP
5.5 Межбанковская система SWIFT

Работа содержит 1 файл

Мазмұны Банк.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

Изыски

Крупнейшие банки – лидеры автоматизации - уже могут позволить себе инвестировать не в производство, а в обслуживание.

Продолжая развитие своей ERP-системы на базе SAP, ВТБ24 автоматизирует административно-хозяйственную деятельность. В результате банк сможет вести учет товарно-материальных ценностей по единым правилам для всех подразделений банка в одном информационном пространстве и, соответственно, получать единую отчетность по хозяйственным операциям. При этом уменьшится нагрузка на АБС, поскольку учет основных средств "перекочует" в SAP ERP. Эксплуатация модуля началась в головном офисе и будет начата Екатеринбургском филиале до конца 2011 года. Далее по плану - автоматизация ведения сметы административно-хозяйственных расходов. Руководитель проекта со стороны ВТБ24 Наталия Татаурова надеется, что автоматизация позволит оптимизировать трудозатраты на ведение учета и формирование отчетности.

"Банк Москвы" в феврале этого года завершил проект по оптимизации управления денежными средствами, загружаемыми в банкоматы. Внедрено решение LanCashManagement на базе Microsoft Dynamics AX. Цель проекта - минимизация операционных издержек, связанных с инкассацией сети банкоматов – достигнута, затраты сократились на 15%, проект окупился за 6 месяцев. Теперь для каждого банкомата можно определить оптимальные суммы загрузки, купюрный набор и сроки следующих инкассаций. "Главное, что внедрение системы позволяет банку экономить значительные средства", - резюмирует Вячеслав Межов, директор процессингового центра "Банка Москвы". Его слова отражают общую идеологию приоритетов банковской автоматизации.

1.3  Кто задает банковскую моду на ИТ?

Проекты, которые притягивают интерес большинства коллег по отрасли, обычно обозначают ориентиры будущего развития всего сектора. Сегодня на первый план выходит клиентоориентированность – востребован опыт внедрения продуктовых систем и всевозможная аналитическая обработка клиентских данных.

Лидерами банковской информатизации по затратам всегда были и будут крупнейшие организации. В России это в первую очередь «Сбербанк», ВТБ, «Газпромбанк», «Альфа-банк». Многие их проекты уникальны уже только из-за масштаба деятельности, которая диктует необходимость использования специальных решений.

"По мнению Сергея Крюкова, директора департамента финансового и страхового сектора компании «Астерос», наиболее ярким и самым масштабным инфраструктурным проектом в отечественном финансовом секторе стал проект в новом офисе ВТБ в башне «Федерация», где были построены два центра обработки данных, дилинговый центр, центр мониторинга ИТ-инфраструктуры, корпоративная IP-телефония. Проект велся с 2005 по 2011 годы. Его ценность именно в масштабе – всего установлено более 20 систем, центр обработки данных занимает более 500 кв. метров. Чтобы выдержать концепцию мобильного офиса (рабочее место может быть организовано в любой точке офиса) установлено 29 тыс. портов структурированной кабельной сети. «Проект стал частью общей банковской стратегии, направленной на рост капитализации и развитие международного бизнеса», - говорит Сергей Крюков.

Безусловный лидер по подобным масштабным проектам – «Сбербанк», чья ИТ-программа предусматривает централизацию инфраструктуры на всех уровнях: сеть, центр обработки данных, бизнес-приложения, техническая поддержка. «Изменение ИТ-инфраструктуры «Сбербанка» не имеет аналогов среди ИТ-проектов, идущих в России, и вряд ли в обозримом будущем появится более масштабная работа. Количество рисков и задач на порядок превышает все, с чем сталкивались производители техники, программного обеспечения и интеграторы до сих пор, - говорит Павел Зубков, директор департамента по работе с финансовыми учреждениями компании «Ай-Теко». - Решиться на подобный проект в таких масштабах и условиях финансового кризиса (работы начались в 2008 году – CNews) является более чем самым смелым решением». Масштабы потрясают воображение, но вряд ли станут образцом для массового подражания. Все же в основе заложены не принципиально новые возможности, а оптимизация старых.

Кризис четко обозначил тренды развития для банковской отрасли, которые определяют основные направления автоматизации. «Основной тенденцией остается снижение операционных расходов, и потому на передний план выходят самообслуживание как возможность существенно снизить затраты на обслуживание клиента и всесторонний анализ и сегментирование клиентов», - уверен Павел Зубков.

Курс на самообслуживание

Уже более двух лет назад президент «Сбербанка» Герман Греф продемонстрировал офис будущего. Входящие регистрируются с помощью сканирования лица или банковской карты. Девушек в окошках, принимающих оплату за услуги ЖКХ нет, большинство операций клиенты осуществляют самостоятельно. Из сотрудников в офисе присутствуют только консультанты, которые дают советы по сложным продуктам или обслуживают некоторые безналичные расчеты. Дизайн в космическом стиле, кафетерий и игровая зона для детей. В основе подобных офисов в первую очередь лежит сочетание инфраструктурных технологий с мощными фронт-офисными решениями. Как объяснил Герман Греф, офисы будущего выполняют роль полигонов, на которых будут проверяться последние новинки клиентского обслуживания.

В феврале 2011 года офис будущего открыл «Банк Москвы». «Работа над проектом началась за четыре месяца до этого. Затраты на переоборудование офиса составили до 1 млн евро», - рассказала Оксана Смирнова-Крелль, вице-президент «Банка Москвы». Она уточнила, что в эту сумму не входят затраты на создание в банке соответствующей информационной инфраструктуры. Кроме терминалов самообслуживания, в офисе работают банкоматы Smart Cash – фактически самостоятельный миниофис. Отличительная особенность устройства – возможность связи с колл-центром банка, наличие полноценной клавиатуры, цветного сканера, принтера. Планируется, что в будущем с помощью этих банкоматов можно будет подать документы на оформление кредитной карты, выдачу кредита. Корпоративные клиенты тоже не забыты. Например, есть автоматический сейф для инкассации. Деньги можно сдать в любое время суток, на счет они поступят в течение часа.

Все собрать, посчитать и поделить

Клиентская аналитика открывает перед банками широкие возможности и прежде всего меняет парадигму создания продуктовой линейки. Сегментировав клиентуру по определенным признакам, можно создавать узко нишевые услуги. Каждый клиент получает предложение, максимально ориентированное на его потребности и возможности. Кроме того, можно изменить схему продаж, предложив каждому клиенту определенный канал или выйдя на новую аудиторию.

Новые каналы продаж сулят новые прибыли. С этой точки зрения многие банки заинтересовались маркетинговым проектом банка «Тинькофф. Кредитные системы» - пользователи социальных сетей, обменивающиеся сообщениями на тему банковских услуг, получают предложения от ТКС. Ход интересный, но пока никто не решился его повторить. А помогает банку выйти на потенциального покупателя именно аналитическая система – анализируются интересы интернет-пользователей.

Обращение к аналитике влечет некоторые системные проблемы. Чтобы детально анализировать клиентскую базу и формировать узко специализированные предложения по группам клиентов, нужен программный продукт, который позволяет создавать, хранить и сегментировать клиентскую базу по различным признакам. Для этого банки часто применяют CRM-решения различных производителей. Для полноценного использования такого спектра систем им необходимо делать интеграцию с бэк-офисом. И здесь часто начинаются проблемы со сложностью идентификации клиентов в различных системах.

Кредитная история

Кризис пройден, активно развивается розничное кредитование. Поэтому, по мнению Сергея Дубинина, коммерческого директора компании «Форс-Банковские Системы», наибольшей популярностью пользуются сейчас комплексные решения «Кредитный конвейер» от момента приема заявки на кредит, ее оценки и принятия решения, до выдачи и дальнейшего сопровождения; и решения для pos-кредитования. «Спецификой данного направления является скорость выдачи кредитов и массовость операций», - отмечает он. В мае 2011 года завершил первый этап внедрения системы кредитного фронт-офиса на базе Oracle Siebel CRM «Транскапиталбанк». По словам руководителя проекта со стороны «Транскапиталбанка», начальника департамента стратегических проектов Дарьи Подмарковой, построение кредитного конвейера интересная и сложная задача, при решении которой нужно учитывать структуру каналов продаж, иерархию банковской сети, диверсифицированный подход к управлению лимитами и полномочиями в процессе принятия решения.

Среди известных банков, объявивших тендер на выбор поставщика «Кредитного конвейера» в прошлом году отметились такие организации как, например, ВТБ24. Приглашение к конкурсу прозвучало в августе прошлого года. На тот момент банк обрабатывал в среднем более 14 тыс. заявок в день. В принципе, процедура автоматизирована в АБС «Бисквит», но эта система испытывает дополнительные нагрузки, процесс счетоориентирован, у этапов заявок отсутствуют сроки жизни, очень трудоемко меняются параметры кредитных карт, а доработка функционала занимает очень много времени. Новая система даст возможность настраивать «кредитный конвейер» как процедуру принятия кредитного решения от момента формирования кредитной заявки до момента принятия окончательного решения по заявке. Решение должно обрабатывать до 40 тыс. заявок в день, время отклика системы на запрос информации должно составлять не более 5 секунд. Это довольно жесткие требования к производительности, иллюстрирующие ожидания более чем двукратного роста объемов розничного кредитования.

1.4  Какие ИТ-проекты ведут банки России?

Участники ранка банковской автоматизации назвали проекты предыдущего года, которые привлекли всеобщее внимание. Некоторые из этих работ поражают воображение масштабом, другие - находятся в активной фазе и еще не закончились. Ключевыми их можно назвать не столько потому, что они станут ориентирами для всех отечественных финансовых организаций - скорее речь идет о новом опыте повышения качества банковских услуг.

Крупнейший банк страны в 2011 г. решил внедрить систему управления персоналом SAP HСМ. Проект запланирован в рамках перехода на ERP-систему SAP и завершится в конце 2014 года. Система будет обрабатывать данные по 250 тыс. сотрудникам «Сбербанка».

Есть в «Сбербанке» и более мелкие проекты - они ближе коммерческому сектору по масштабу, но все равно являются своего рода рекордными.

«Сбербанк» и другой крупнейший банк страны - ВТБ уже некоторое время назад прошли стадию модернизации ИТ-инфраструктуры, обеспечения ее информационной безопасности и непрерывности. За ними последовали лидеры частного сектора. Эти проекты положили начало волне инфраструктурной модернизации среди коммерческих собратьев из первой сотни. Тем более что регулятивные нормы и требования «подгоняют».

За последний год прошла инфраструктурная волна среди массы региональных лидеров. По отдельности эти проекты нельзя назвать ключевыми, но все вместе дают представление о серьезности проблем. В частности, в августе прошлого года закончил модернизацию корпоративной сети передачи данных «Первобанк», который входит в число пяти крупнейших банков Поволжья и 100 крупнейших банков России. Дело в том, что за 7 месяцев 2011 года банк открыл 8 офисов в новых для себя городах. Параллельно банк наращивает продуктовую линейку. В результате сеть едва выдерживала нагрузку – настолько выросло число транзакций. Базовым оборудованием стали решения компании Cisco Systems, в результате создана отказоустойчивая сеть передачи данных, повышена ее производительность, масштабируемость и надежность. Автоматически фиксируются случаи сбоев в работе операторов связи и распределяется нагрузка между ними. «Новая архитектура сети позволит наращивать ее мощность без новых серьезных инвестиций» - отмечает Александр Краснов, директор департамента информационных технологий «Первобанка».

Подстройка под PCI DSS

Российские банки, сотрудничающие с международными платежными системами типа MasterCard, Visa, American Express вынуждены срочно проходить «обследование» на соответствие процессинговых систем международному стандарту PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard). Это новый неиссякающий источник доходов для ИТ-компаний, ориентированных на услуги ИБ. Мало того что стандарт содержит 12 детализированных требований, так и подтверждать его выполнение требуется каждый год.

У банка «Зенит» есть собственный процессинговый центр для обработки транзакций по международным платежным картам, поэтому ему необходимо выполнить требования стандарта PCI DSS. Проект осложнился тем, что банк обязан обеспечить непрерывность процессинга в режиме 24х7.

«Проект комплексный, и задача состояла в том, чтобы не только обеспечить соответствие стандарту PCI DSS, но и требованиям федерального закона №152 «О персональных данных», и стандарта СТО БР ИББС, – говорит Евгений Рудацкий, руководитель направления PCI DSS компании «Инфосистемы Джет» (исполнитель работ). – Однако в первую очередь необходимо было выполнить требования стандарта PCI DSS в связи со строгими ограничениями сроков со стороны международных платежных систем (в течение года – CNews)».

«С растущей популярностью в России пластиковых карт растут и масштабы связанных с ними мошенничеств. Поэтому важно доказать соответствие оказываемых банком услуг международным требованиям безопасности», – комментирует ситуацию Владимир Кузнецов, директор департамента банковских карт «СБ Банка», который тоже недавно модернизировал процессинг и прошел аудит. Примечательно, что аудит систем на соответствие стандарту PCI DSS зачастую проводят те же компании, которые выполняли работы по модернизации процессинга, что противоречит принципу объективной оценки. Возможно, в будущем появится новое требование, уже к аудиторам – исполнитель работ по модернизации и аудитор не могут быть одним и тем же юридическим лицом.

Скоростные рекорды

В 2011 году «Московский банк реконструкции и развития» (МБРР) завершил важный этап внедрения новой централизованной банковской системы. Проект уникален в первую очередь рекордно короткими сроками реализации: «В течение четырех месяцев ИТ-специалистами МБРР и командой ЦФТ были установлены и запущены в промышленную эксплуатацию 12 функциональных приложений, - рассказывает Андрей Фомичев (ЦФТ). - К концу 2011 года на новую централизованную систему были переведены все 16 филиалов банка». Столь малое время на внедрение и тиражирование АБС объясняется тем, что почти все дистрибутивы программных модулей на 80-90% соответствовали потребностям банка, потребовался минимальный, по сравнению со среднестатистическим внедрением АБС, объем доработок. Сейчас готовится внедрение следующих модулей: для работы на фондовом рынке, выполнения ритейловых операций.

Банк ВТБ24 продолжает направлять все силы на привлечение розничных клиентов. Став активным кредитором населения, он пришел к неизбежным последствиям – появлению просроченной задолженности, которой следует управлять. Требовалось изменить бизнес-процессы, ИС. Руководство банка выбирало между ИТ-системами Experian, Fair Isaac, Sputnik Labs и ФИС и остановилось на системе, на внедрение которой потребовалось всего 3 месяца. «ВТБ24 в 2010 году внедрил систему мониторинга и взыскания просроченной задолженности TSC Collection на базе Oracle Siebel CRM компании “Техносерв Консалтинг”», - рассказывает Евгений Закрепин, первый заместитель управляющего директора компании «Техносерв». Сейчас все коллекторские подразделения банка (86 центров по числу регионов присутствия) работают в единой системе, которая автоматизирует все стадии работы с просроченной задолженностью по всем продуктам. При этом возможно использовать различные методы управления: работу с коллекторскими агентствами, реструктуризацию долга, продажу прав по договору. Система интегрирована с АБС, процессингом, клиент-банком.

Информация о работе Технологические инновации в банковской информатизации