Разработка инновационной политики предприятия (на примере «Брянского Хлебокомбината №1

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в разработке методов формирования и реализации сбалансированной инновационной политики хлебокомбината. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Исследовать теоретические аспекты разработки инновационной политики предприятия;
Провести анализ факторов среды ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Определить миссию и цели ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;

Содержание

Введение....………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки инновационной политики предприятия.......................................................................................5
Содержание, направления и принципы инновационной политики предприятия...............................................................................…………….......5
Формирование инновационной политики предприятия............10
Совершенствование инновационной политики на предприятии....................................................................................………….....17
Глава 2. Анализ факторов среды «Брянского Хлебокомбината №1»....20
Организационно-правовая характеристика....…………..............20
Анализ факторов внешней среды предприятия .....….................24
Анализ факторов мезосреды предприятия...................................27
2.4 Анализ факторов внутренней среды предприятия........................30
Глава 3. Разработка инновационной политики предприятия..………...37
Определение миссии и целей «Брянского Хлебокомбината №1»......................................................................................................................37
Основные направления развития инновационной политики предприятия.........................................................................................................39
Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1» ......................45
Заключение .................................................................................................48
Использованная литература ......................................................................50
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик по менеджменту.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

      

      

      Исходя  из данных таблицы 4, можно сделать  вывод, что в 2007 г. предприятие ГУП «Брянский хлебокомбинат №1», получило на 30,1%, больше выручки от продаж или на 20617 тыс. руб., по сравнению с 2004 г.

      В тоже время себестоимость проданных  товаров, также увеличилась  на 36,1 % или на  22732 тыс. руб., за анализируемый период. Чистая прибыль в 2007 г. уменьшилась на 1119 тыс. руб., по сравнению с 2005 г.  

      Стоимость имущества, за аналогичный период увеличилась  на 975 тыс. руб. или  на 4,8 %. Рентабельность продаж  в 2007 г. рентабельность продаж  уменьшилась на 4,2 % по сравнению с 2004 г.

      Среднесписочная численность человек на предприятии  в 2007 г. увеличилась на 0,5 %, по сравнению с 2004 г. или на 1 человека.

      Проанализируем  объем и структуру производства ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» (см. табл5).

          Таблица 5 – Объемы и структура производства ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»   в 2005 -2007 гг.

Наименование  продукции (работ, услуг)

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Хлеб «Городской»

7980

10,9

8255

10,5

8610

10,2

Хлеб «Гвардейский»

4530

6,2

4697

6,0

5180

6,2

Хлеб «Дачный»

1670,5

2,3

1990

2,5

2104,5

2,5

Хлеб «Заварной»

1890

2,6

2145

2,7

2432

2,9

Хлеб «Купеческий»

3160

4,3

3254

4,2

3825

4,5

Хлеб «Отрубной»

7066

9,7

7460

9,5

7920

9,4

Хлеб «Петровский»

2155

2,9

2447

3,1

2856

3,4

Батон «Осенний»

6980

9,6

7238

9,2

7770

9,2

Батон «Дорожный»

6540,2

8,9

6890

8,8

7327,5

8,7

Батон «Весенний»

6377

8,7

6765

8,6

7159,1

8,5

Батон «Молочный»

4125

5,6

4550

5,8

4930

5,9

Батон «Полезный  с отрубями»

4890

6,7

4970

6,3

5304

6,3

Багет «Урожайный»

4389

6,0

5055,6

6,5

5286,5

6,3

Рогалик «Южный»

5140

7,0

5544

7,1

5985

7,1

Сдоба «Ромашка»

5345

7,3

6120

7,8

6322

7,5

Булочки

789

1,1

980

1,3

1221

1,5

Итого:

73026,7

100

78360,6

100

84232,6

100


      Проанализировав данные таблицы 5, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в  структуре производства ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»,  занимает производство хлеба «Городского», 10,9 % в 2004 г. В 2007 г. произошло увеличение  объема производства на 11205,9 тыс. руб., по сравнению с 2004 г.

      Проанализируем  трудовые ресурсы ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» в 2004-2007гг. (см. табл. 6).

        Таблица  6 –  Трудовые ресурсы ГУП «Брянский  хлебокомбинат №1» за 2005-2007гг

        Показатель  2005г 2006г 2007г 2007г к  2006г 2007г к  2005г
        Прирост (+;-) Темп роста, % Прирост (+;-) Темп роста %
        Среднесписочная численность работников, чел. 204 208 205 -3 98,6 +1 100,5
        в т.ч.

        управленческий  персонал

        86 90 98 +8 108,9 +12 113,9
        производственный персонал 118 118 107 -11 90,7 -11 90,7
        мужчин 101 98 97 -1 99,0 -4 96,0
        женщин 103 110 108 -2 98,2 +5 104,9
        имеющих высшее образование 90 105 120 +15 114,3 +30 133,3
        имеющих среднее проф. образование 114 103 85 -18 82,5 -29 74,6
        Средняя заработная плата, руб. 3300 3985 5277 +1292 132,4 +1977 159,9
        в т.ч. управленческий персонал 3600 4200 5554 +1354 132,2 +1954 154,3
        производственный персонал 3000 3770 5000 +1230 132,6 +2000 166,7
        Фондовооруженность, тыс. руб. 61,1 64,2 67,3 +3,1 104,8 +6,2 110,2
        Фонд  заработной платы, тыс. руб. 8078,4 9946,6 12981,4 +3034,8 130,5 +4903 160,7
        Производительность труда, тыс. руб. 335,6 447,6 434,6 -13 97,1 +99,0 129,5
        в т.ч. по производственному персоналу 580,3 789,0 832,6 +43,6 105,5 +252,3 143,5

              

        Как видно из данных таблицы 6 на предприятии ГУП  «Брянский хлебокомбинат №1» происходит постоянный рост численности персонала, так в 2007г по сравнению с 2004г численность  увеличилась  на  1человека.  Средняя заработная плата в 2007 г. увеличилась на 1977 руб. по сравнению с  2004 г. или на 59,9%. Средняя заработная плата управленческого персонала в 2007 г. увеличилась на 1954 руб. или на 54,3%. А средняя заработная плата производственного персонала за алогичный период увеличилась на 2000 руб.

              

        Фрндовооруженность  в 2007 г. увеличилась на 6,2 тыс. руб. по сравнению с 2004 г. Фонд заработной платы увеличился на 4903 тыс. руб. или на 60,7 %, за исследуемый период. Производительность труда увеличилась на 99 тыс. руб. в 2007 г. по сравнению с 2004 г. или на 29,5 %. А производительность труда  по производственному персоналу  увеличилась на 252,3 тыс. руб. или на 43,5 %.

             

        Рассмотрим  состав и структуру основных средств (см. табл. 7).

                Таблица 7 – Состав и структура основных средств ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» в 2005 -2007 гг.

        Основные  средства 2005 г. 2006 г. 2007г. 2007г. к  2005г.
        Прирост

        (+;-)

        Темп  роста

        (%)

        тыс. руб. Уд.

        вес. %

        тыс. руб. Уд.

        вес. %

        тыс. руб. Уд.

        вес. %

        Здания 13206 56,6 13252 52,3 13252 49,1 +46 100,3
        Сооружения  и передаточные устройства 449 1,9 449 1,8 449 1,7 - 100
        Машины  и оборудование 7259 31,1 8228 32,5 9276 34,3 +2017 127,8
        Транспортные  средства 1995 8,5 2995 11,8 3572 13,2 +1577 179,0
        Производственный и хозяйственный инвентарь 385 1,6 385 1,5 385 1,4 - 100
        Другие  виды основных средств 42 0,2 42 0,2 91 0,3 +49 в>2,2 раз
        Итого основные средства 23336 100 25351 100 27025 100 +3689 115,8
        Основные  средства с учетом амортизации 11037   12078   12527   +1490 113,5

         

        Как видно из  данных таблицы  7, можно сделать  вывод, что в динамике основных средств, наибольший удельный вес в 2004 г. занимают здания  56,6 %. Вообще здания  в 2007 г. увеличились на 46 тыс. руб., по сравнению с 2005 г. или на 0,3 %.

             

        Общая сумма  основных средств в  анализируемом  периоде растет, так в 2007г. она  увеличилась на 3689 тыс. руб.,  по сравнению  с   2005 г.  Основные средства с учетом амортизации  увеличились на 1490 тыс. руб. или на 13,5 %  за аналогичный период времени.

             

        Это позволяет  сделать вывод о том что, ГУП  «Брянский хлебокомбинат №1» , наращивает имущественный потенциал предприятия.

             

        Рассмотрим обеспеченность предприятия основными средствами и эффективность их использования в ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» (см. табл.8).

          Таблица 8 - Обеспеченность предприятия основными  средствами и эффективность их использования в ГУП «Брянский хлебокомбинат №1», за 2005 – 2007 гг.

        Показатели 2005 г. 2006 г. 2007г. 2007г. в % к  2005г.
        Фондовооружённость, тыс. руб. 61,1 64,2 67,3 110,2
        Фондообеспеченность, тыс. руб. 0,016 0,015 0,014 87,5
        Фондоотдача, руб. 6,2 7,7 7,1 114,5
        Фондоёмкость, руб. 0,16 0,13 0,14 87,5
        Рентабельность  использования фондов, % 16,5 17,2 10,4 63,0

         

             

        Как видно из таблицы 8,  фондовооруженность в 2007 г. по сравнению с 2004 г. увеличились на 10,2%. Фондообеспеченность в 2007 г. уменьшилась на 12,5 %, по сравнению с 2004 г.

             

        Количество произведенной  продукции увеличилась  на 14,5 % в  2007г. на 1 рубль основных фондов на предприятии  по сравнению с 2004г.

             

        Фондоемкость в 2004 г. составила 0,16 руб., это означает, что стоимость основных производственных фондов, приходящихся на 1 рубль произведенной продукции, равна 16 копейкам. В 2007 г. коэффициент фондоемкости  уменьшился на 12,5  %, т.е. предприятие стало получать на 1 рубль произведенных фондов меньше прибыли, по сравнению с 2004г. Рентабельность  использования  фондов уменьшилась на 37,0 % в 2007 г. по сравнению с 2004 г.

             

        Проанализируем  эффективность использования  оборотных  средств (см. табл. 9).

              Таблица 9 – Эффективность использования оборотных средств на ГУП «Брянский хлебокомбинат №1», за 2005 – 2007 гг.

        Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Отклонение  показателей за 2007 г. в % к:
        2006 г. 2005 г.
        Выручка от оказания услуг, тыс. руб. 68469 93107 89086 95,7 130,1
        Число дней в отчетном периоде 246 248 252 101,6 102,4
        Однодневная реализация услуг, тыс. руб. 278,3 375,4 353,5 94,2 127,0
        Средняя стоимость остатков оборотных средств, тыс. руб. 6984 8523 8325 97,8 119,2
        Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств 8,87 9,98 12,2 122,2 137,5
        Коэффициент закрепления оборотных средств 0,11 0,10 0,08 80,0 72,7
        Длительность  одного оборота средств в днях 40,6 36,1 29,5 81,7 72,7

         
         

             

        Таким образом, можно сделать вывод,  что если руководство ГУП «Брянский хлебокомбинат №1», примет  обоснованную политику инновационного развития,  то предприятие имеет неплохой шанс не только сохранить основную долю объемов производства, но и улучшить свои финансовые результаты. 
         
         
         

        Глава 3 Разработка инновационной политики предприятия 

        3.1 Определение  миссии и целей предприятия 

            

        «Брянский хлебокомбинат  №1» - одно из крупнейших предприятий  Брянской области по производству и  реализации хлебобулочных изделий. Доля рынка, занимаемая «Брянский хлебокомбинат №1», в Брянске и Брянской области составляет  43,5 %.

            

        Миссия данного  предприятия заключается в обеспечении  потребностей в хлебобулочных  и  мучных кондитерских изделий потребителей Брянска и области, а также  соседних регионов страны и стран  ближнего зарубежья.

            

        Она нацелена на постоянное совершенствование рецептуры и технологии хлебопечения, расширение ассортимента, модернизацию производства. В работе хлебокомбината находят отклик все тенденции развития рынка, но вместе с тем не забываются традиции русского хлебопечения.

            

        Партнерам предлагается надежное сотрудничество и предоставление всем равных условий работы, своевременное выполнение обязательств по договорам, собственникам организации – постоянное повышение доходности и эффективное использование вложенного капитала, сотрудникам гарантируются благоприятные условия труда, достойное вознаграждение и возможность личностного и карьерного роста.

            

        Общекорпоративной целью «Брянского хлебокомбината №1»  является расширение присутствия на рынках Брянска и Брянской области, выход на рынки соседних регионов и стран ближнего зарубежья.

            

        Стратегические  цели предприятия включаю в себя:

          1. Удержание уже имеющейся и увеличение доли рынка Брянской области на 3.5%  к 2008г.;

          1. Продолжение завоевания рынка г. Брянска, достижение присутствия продукции «Брянского хлебокомбината №1» в 505 торговых точек к 2008 г.
          2. Выход на рынки соседних регионов и стран ближнего зарубежья с продукцией с длительным сроком реализации ко второй половине 2008 г.

            

        Для достижения своей общекорпоративной и стратегических целей «Брянского хлебокомбината №1»следует придерживаться стратегии интенсивного роста. Данная стратегия оправдана в тех случаях, когда фирма не до конца использует возможности, присущие её товарам и рынкам. Она включает в себя следующие стратегические направления:

            • совершенствование товара, заключающееся в работе фирмы над увеличением сбыта за счет создания новых или совершенствования (расширение ассортиментного ряда, сроков реализации) уже имеющихся товаров;
            • глубокое внедрение на рынок, заключается в изыскании путей увеличения сбыта своих уже существующих товаров на существующих рынках с помощью инструментов маркетинга и агрессивного сбыта;
            • расширение границ ранка заключается в увеличении объемов сбыта продукции благодаря внедрению существующих и новых товаров на новые рынки.
            • повышение эффективности использования материальных, финансовых и других ресурсов;
            • освоение новых видов хлебобулочных и кондитерских изделий, внедрение новых прогрессивных технологических процессов.

            

        Таким образом, стратегией «Брянского хлебокомбината №1» является постоянное расширение, обновление и совершенствование ассортимента производимой продукции. Активизация работы маркетинговой и производственных служб в сегменте мучных кондитерских изделий, с сохранением имеющихся позиций в сегменте хлебобулочных изделий. 

            

        3.2 Основные направления  развития инновационной политики  предприятия 

           

        Формирование  инновационной политики предприятия  строится на основе учёта взаимодействия её элементов с использованием методов  математической статистики: корреляционного и регрессионного анализа.

           

        Сутью процесса формирования сбалансированной инновационной  политики предприятия является определение направления развития каждого из показателей деятельности организации и построение экономико-математической модели, определяющей взаимосвязь между уровнем и темпами развития каждого элемента инновационной политики и показателями деятельности организации в целом с учётом лага во времени и минимизации капитальных вложений.

           

        Математически, модель формирования инновационной  политики предприятия можно представить в виде (см. формулу 1):

                      

         (1)

        где Vi – значение (объём) i-го элемента инновационной политики предприятия;

           

        ri – весовой коэффициент i-го элемента инновационной политики.

           

        N – число элементов инновационной политики.

           

        Каждый элемент инновационной политики можно охарактеризовать соответствующим портфелем целевых показателей (см. формулу 2):

                      

         (2)

        где  i – номер (название) элемента инновационной политики (i = 1,…N);

           

        j – номер (название) соответствующего целевого показателя элемента инновационной политики (j = 1,…K);

           

        f – величина соответствующего временного лага;

           

        Pjt+f – значение j-го целевого показателя i –го элемента инновационной политики предприятия в (t+f) году.

           

        Набор целевых  показателей зависит, прежде всего, от элемента и вида осуществляемой инновационной политики, а также от задач проводимого исследования. В качестве целевых показателей могут выступать: объём реализации; рыночная доля; прибыль; коэффициент обновления продукции; коэффициент качества; себестоимость; фондовооружённость и т.д.

           

        Результатом формирования инновационной политики являются объёмные показатели развития элементов и совокупные капиталовложения.

           

        Для обеспечения  конкурентных преимуществ рекомендуется  формирование инновационной политики исходя из ресурсно-рыночного подхода.

           

        Разработку инновационной  политики промышленного предприятия  необходимо осуществлять поэтапно. Автор выделяет 7 этапов формирования сбалансированной инновационной политики:

           

        1. Определение целей и задач.

           

        2. Анализ внешней и внутренней среды (диагностика ИПС).

           

        3. Разработка концепции (синтез информации и определение направлений инновационной деятельности предприятия).

           

        4. Оценка инновационного потенциала предприятия.

           

        5. Формирование портфелей «инноваций» и «инновационных проектов».

           

        6. Формулировка инновационной политики.

           

        7. Реализация инновационной политики.

           

        Исходной позицией является определение целей и  задач организации, в том числе «инновационного кредо», отражающего отношение к инновационной деятельности. Цели должны быть сбалансированы, поскольку, с одной стороны, они являются ожидаемым результатом прогнозов, а с другой – выступают ограничениями для инновационных мероприятий.

           

        На втором этапе  проводится анализ внешней и внутренней среды с диагностикой инновационной проблемной ситуации (ИПС), под которой понимается расхождение между процессами функционирования и развития предприятия, выраженное в противоречии интересов субъектов хозяйствования. Цель диагностики – оценка ситуации, определение основных проблем в инновационной сфере и потенциальных возможностей их решения.

           

        Диагностика ИПС  вытекает из анализа внешнего окружения  и внутреннего состояния предприятия. Основными методами анализа являются: функционально-стоимостный; финансовый анализ (горизонтальный, вертикальный, сравнительный, анализ финансовых коэффициентов); эконометрические методы (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный анализ); экономико-математические методы оптимизации (линейное и нелинейное программирование, сетевое планирование); системный анализ; маркетинговые аналитические методы (SWOT-анализ и др.)

           

        После диагностики  ИПС разрабатывается общая концепция  инновационной политики предприятия. Для этого необходимо осуществить синтез информации и определить множество основных направлений инновационной политики, например с помощью морфологического классификатора.

           

        Чаще всего  одновременно осуществить различные  направления инновационной политики не представляется возможным в силу многих причин. Например, некоторые направления могут быть взаимоисключающими, другие – не подходить по социальным причинам и т.д. Поэтому, разделив направления инновационной политики, необходимо из имеющегося множества выбрать оптимальный вариант. Выбор зависит от величины инновационного потенциала, оценка которого является важнейшим этапом.

           

        Под инновационным  потенциалом предприятия следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность. При этом инновационная активность рассматривается в качестве интенсивности осуществления предприятием инновационной деятельности.

           

        Существует система  показателей оценки инновационной активности промышленного предприятия, включающая определение коэффициента обеспеченности интеллектуальной собственностью; коэффициента персонала, занятого в НИР и ОКР; коэффициента имущества, предназначенного для НИР и ОКР; коэффициента освоения новой техники и новой продукции; коэффициента инновационного роста; коэффициента выживания инновационных продуктов; эффективности инвестиций в НИОКР; инновационного дохода на одного работника и рентабельности инноваций. Особенностью является расчёт показателей с учётом периода инновационных изменений.

           

        При разработке инновационной политики предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства и внедрения инноваций. Метод оценки инновационного потенциала, должен предполагать анализ финансовой устойчивости с учётом затрат на инновации.

           

        После оценки потенциала и выбора направлений инновационной  политики осуществляется формирование портфелей «новшеств», «инноваций»  и «инновационных проектов». Необходимость формирования портфелей обусловлена тем, что промышленное предприятие может реализовывать несколько взаимосвязанных инновационных проектов, осваивать и внедрять дополняющие друг друга новшества. Под портфелем инновации понимается совокупность новшеств как покупных, так и собственной разработки, внедренных на промышленном предприятии. При формировании портфеля инноваций в табличной форме указывают наименование, вид инновации, цель внедрения, ответственных лиц, сроки, затраты и ожидаемый эффект.

           

        Затем необходимо окончательно сформулировать инновационную  политику предприятия, общее руководство которой осуществляет центр инновационного развития, состоящий из представителей основных подразделений организации и высшего менеджмента. При этом на любом этапе разработки инновационной политики может осуществляться обратная связь с предыдущими стадиями для корректировки результатов.

           

        Согласно исследованиям  в 70% случаев неудовлетворительные результаты инновационной политики обусловлены не низким её качеством, а плохой реализацией. Осуществление инновационной политики может происходить путем: реализации инновационного проекта, либо внедрения сбалансированной системы инновационных показателей (ССИП).

           

        ССИП представляет собой наглядный способ описания инновационной политики на плоскости из четырёх составляющих (проекция финансов, маркетинга, бизнес-процессов, обучения и роста) в виде стратегических целей и показателей, связанных причинно-следственными отношениями. Графически инновационную политику можно изобразить в виде стратегической карты. Практическое значение ССИП приобретает тогда, когда цели могут быть измерены с помощью показателей результативности KPI.

           

        Определяя KPI, предприятие получает сбалансированную совокупность кратко-, средне- и долгосрочных целей, финансовых и нефинансовых показателей, внешних и внутренних перспектив, характеристик лидерства или отставания. В случае включения специальных отраслевых KPI, предприятие получает преимущество от интегрированной компоненты бенчмаркинга.

           

        Кроме того, для  достижения каждого KPI необходимо обозначить набор мероприятий и ответственных исполнителей. Эти мероприятия являются ключевыми бизнес-процессами для реализации инновационной политики.

           

        Внедрение ССИП означает широкую перестройку всего  процесса осуществления инновационной политики предприятия. Процесс реализации инновационной политики состоит из четырёх этапов:

           

        – разработка ССИП – преобразование перспективных планов и инновационной политики в совокупность целей и мероприятий;

           

        – согласование – увязка всех иерархических уровней управления путём выстраивания соответствующих целей и критериев, организация стратегической коммуникации, поощрение инициативных решений;

           

        – планирование – определение мероприятий по достижению результатов посредством плановых заданий и распределения ресурсов;

           

        – обратная связь и обучение – мониторинг хода реализации политики.

           

        Инновационная политика предприятия предполагает формирование портфеля инновационных проектов и выбор наиболее эффективного варианта из множества альтернатив. Поэтому реализацию инновационной политики можно осуществлять в форме конкретных инновационных проектов. 
         
         
         
         
         
         
         
         

           

           

          1. Эффект  от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»
         

             

        Поскольку инновационное  предпринимательство подвержено риску, то для принятия обоснованных управленческих решений о реализации того или иного инновационного проекта на основе сравнения и выбора альтернативных вариантов нововведений необходимо определить критерий оценки инноваций, а затем провести комплексную оценку инновационного проекта.

             

        В качестве главного оценочного критерия эффективности  инноваций предлагается использовать чистую текущую стоимость. NPV можно рассматривать как цену, по которой инвестор мог бы продать инновационный проект, получив нормальную экономическую прибыль.

             

        При проведении оценки эффективности инновационной  деятельности предприятия следует  использовать следующий подход. Затраты  на исследования и разработки, производимые до возникновения определённости относительно будущих доходов учитываются отдельно. Оценка эффективности проектов проводится без учёта альтернативной стоимости нематериальных активов, созданных в результате НИОКР.

             

        Поскольку инновационная  политика реализуется в форме  инновационных проектов, то эффективность проводимой политики инновационного развития определяется либо посредством оценки конкретного инновационного проекта, либо оценки инновационной деятельности, предполагающей реализацию портфеля инноваций. Успешное осуществление промышленных инновационных проектов прорывного характера определяет эффективную реализацию инновационной политики предприятия в целом.

             

        На «Брянском хлебокомбинате №1» предлагается внедрить инновационный проект «Способ приготовления хлебобулочного изделия» (Приложение 4).

             

        Изобретение относится к пищевой промышленности, в частности к производству хлебобулочных изделий повышенной пищевой и биологической ценности, предназначенных для функционального питания. 

             

        Таблица 10. –  Затраты на внедрение новой технологии

        Вид затрат Значение, руб.
        1. Затраты на приобретение патента
        10 000
        1. Затраты на содержание патента, в т.ч.:
           -  заявка

           - экспертиза

           - платеж за год

           - патент

        6 000

        1 200

        1 800

        600

        2 400

        1. Затраты на приобретение сырья
        89 096

         

             

        Экономический эффект:

             

        Изобретение позволяет  исключить импорт дорогостоящего сырья, заменитm хлебопекарную смесь «Granopan Pumpkin» фирмы «Agrano» и снизить расход прессованных дрожжей до 2,0-2,5 % к массе муки, что значительно снижает издержки при производстве хлебобулочных изделий.

             

        Биологический эффект:

             

        Изобретение позволяет увеличить в получаемом продукте содержание незаменимых аминокислот, таких как лейцитин, фенилаланин+тирозин, лизин, ванилин и др., а также получить сбалансированный оптимальный белковый состав готовых хлебобулочных изделий. Это особенно важно, так как в прототипе этих незаменимых кислот содержится меньше и их количество восполняется внесением тыквенной массы.  
         

             

             

             

        V продаж, тыс. руб

        99 537,8 

        96360,6 

        88026,7

             

                   

        2008 2009 2010 Годы

             

        Рис. 5. Планируемый  объем продаж 

             

        Прибыль, тыс руб

             

        42 391,4 

        39 627,3 

        35 028, 6

             

         Годы

                   

        2008      2009  2010

             

        Рис. 6. Планируемая  прибыль 

             

        Таким образом, можно сделать вывод, что заявляемый способ приготовления хлебобулочного изделия позволяет получить продукцию  высокой биологической ценности, с более высокими качественными показателями . Так, мякиш хлеба, приготовленного по заявляемому способу, стал более эластичным, с развитой тонкостенной пористостью, по сравнению с мякишем хлеба, приготовленного по известному способу и, что особенно храктерно, значительно замедляет процесс его черствения, срок хранения при этом удлиняется до трех суток.

           

        Заключение

             

        В современной  экономической теории инновационный  путь развития предприятий, являющихся основным источником генерирования добавленной стоимости, признан приоритетным и зачастую единственно возможным для обеспечения длительного и мощного экономического подъёма производства. Инновационность как свойство предпринимателя на почве российских рыночных отношений пока ещё не реализовалась. Переход к рынку придал импульс развитию ряда экспортно-ориентированных сырьевых и добывающих отраслей промышленности, однако не обусловил ощутимого роста объёмов высокотехнологичной продукции. В результате, Россия, где работает 10-12% учёных всего мира, поставляет на экспорт менее 1% наукоёмкой конкурентоспособной продукции.

             

        При этом имеют  место следующие негативные тенденции - недостаточное финансирование инновационной деятельности, низкая производительность труда, высокая степень морального и физического износа основных производственных фондов, наличие незагруженных мощностей в высокотехнологичном комплексе, чрезмерная длительность инновационного процесса, диспропорции в структуре экспорта промышленной продукции, неэффективное взаимодействие сферы НИОКР и производства, концентрация инновационной активности в трёх отраслях (на долю металлургической, химической промышленности и машиностроения приходится до 70 % инновационно-активных предприятий). Кроме того, задерживается ввод в действие ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике».

             

        Посредством сбалансированной инновационной политики, обеспечивающей согласование качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности предприятия, создаются условия для непрерывного инновационного саморазвития организации, повышения эффективности производства и роста конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

             

        При её отсутствии предприятия переходят на «старт/стоповый»  режим осуществления инновационных  процессов, характеризующийся разрывом или неэффективностью связей между стадиями инноваций, расхождением интересов субъектов инновационной деятельности и медленным формированием организационных структур. В результате повышается риск не достижения заданных параметров реализуемого инновационного проекта.

             

        Вопросы инновационного развития промышленного предприятия  сложны и многогранны. Несмотря на глубокую проработку концепции инновационной деятельности, достаточно мало внимания уделяется такой экономической категории как сбалансированная инновационная политика промышленного предприятия. Окончательно не решены вопросы роли и сущности инновационной политики, не чётко определёны цели, задачи, принципы и состав её основных элементов.

             

        Разностороннюю  деятельность современного предприятия  целесообразно характеризовать как функционирование сложной системы. Учитывая различные варианты развития, современная экономика должна опираться на реализацию характеристик качественного роста, связанных с инновационной политикой предприятия.

             

        в курсовой работе предлагается осуществлять интегральный подход к оценке параметров инновационной политики предприятия. В ходе работы установлено, что различные экономические категории, связанные с социально-экономическим развитием в многомерном пространстве экономики предприятия ведут себя не однозначно. В связи с этим в работе появилась необходимость исследовать их в динамике.

             

        В работе отмечено, что наиболее весомым и значимым является социально-трудовой фактор. В связи с этим появилась необходимость для повышения эффективности и качества экономического, роста совершенствовать механизмы социально-экономического роста.

             

        В работе выделены методические подходы к оценке уровня используемых факторов, которые позволяют учесть разно вариантные сценарии воздействия на инновационную политику предприятия.

             

        Анализ слабых сторон деятельности рассматриваемого предприятия позволяет указать о потенциальной возможности развития данной экономической структуры в современных условиях хозяйствования, что позволяет говорить о повышении эффективности и уровня общего состояния экономики. Наличие современных компьютерных технологий позволит реализовать предложенные подходы в течение нескольких месяцев, выявить узкие места системы управления предприятием и обеспечить устойчивый качественный рост. 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

             

             

             

        Список литературы:

        1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006 г.
        2. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, 2008 г. 
        3. Карлей М.В. Принятие управленческих решений в процессе разработки и оценки эффективности инновационных проектов корпоративных структур // Наука, техника, инновации: Материалы 3-го Сибирского регионального семинара-совещания по программам комплексных исследований. – Новосибирск: МАН, 2007. – С. 92–100 (0,35 п.л., авт. 0,2 п.л.).
        4. Карлей М.В. Формирование инновационной стратегии развития транспортного комплекса // Беринговский межконтинентальный транспортный коридор в развитии Чукотки: вчера, сегодня, завтра: Международный конгресс (часть 3) – Новосибирск: МАН, 2007. – С. 90–93 (0,18 п.л., авт. 0,1 п.л.)
        5. Карлей М.В. Инновационная политика промышленного предприятия в системе управления организацией // Современные проблемы экономики, менеджмента, финансов и банковского дела: Сборник научных трудов. – Новосибирск: СИФБД, 2006. – С. 92–102 (0,6 п.л., авт. 0,4 п.л.)
        6. Карлей М.В. Модель инновационного развития промышленного предприятия // Социально-экономическое развитие регионального научного, инвестиционного, инновационного, и промышленно-строительного комплекса: II Международная очно-заочная научно-практическая конференция. – Новосибирск: МАН, 2005. – С. 105-110 с. (0,25 п.л., авт. 0,15 п.л.)

        1. Карлей М.В., Щербаков В.А. Сравнительный анализ исследований в области инновационной деятельности // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: Труды 6-й Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2005. – С. 700–701 (0,12 п.л., авт. 0,1 п.л.).
        2. Карлей М.В., Щербаков В.А. Оценка эффективности промышленного инновационного проекта прорывного характера в российских экономических условиях // Сибирская финансовая школа. – 2006. – № 2. – С. 38–42 (0,7 п.л., авт. 0,35 п.л.).
        3. Карлей М.В., Щербаков В.А. Функциональное регулирование финансовых результатов деятельности предприятия // Актуальные проблемы учёта и финансов в организациях потребительской кооперации, других сферах и отраслях: Материалы к международной научно-практической конференции. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – С. 161–165 (0,2 п.л., авт. 0,1 п.л.).
        4. Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом / № 4-2007 г.
        5. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: «НПО «Издательство Экономика», 2008 г.
        6. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ., А.Г.Медведева – М.: Экономика, 2008 г.
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

             

             

        Приложение 1

             

         

              

        Рис.1. Разработка инновационной политики на предприятии

         

             

             

        Приложение 2

             

         
         

            

        Рис.3. Элементная структура инновационной политики предприятия

             

        Приложение 3

         

         

           

        Рис.4.  Система  показателей комплексной оценки эффективности инновационных проектов


Информация о работе Разработка инновационной политики предприятия (на примере «Брянского Хлебокомбината №1