Разработка инновационной политики предприятия (на примере «Брянского Хлебокомбината №1

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в разработке методов формирования и реализации сбалансированной инновационной политики хлебокомбината. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Исследовать теоретические аспекты разработки инновационной политики предприятия;
Провести анализ факторов среды ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Определить миссию и цели ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;

Содержание

Введение....………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки инновационной политики предприятия.......................................................................................5
Содержание, направления и принципы инновационной политики предприятия...............................................................................…………….......5
Формирование инновационной политики предприятия............10
Совершенствование инновационной политики на предприятии....................................................................................………….....17
Глава 2. Анализ факторов среды «Брянского Хлебокомбината №1»....20
Организационно-правовая характеристика....…………..............20
Анализ факторов внешней среды предприятия .....….................24
Анализ факторов мезосреды предприятия...................................27
2.4 Анализ факторов внутренней среды предприятия........................30
Глава 3. Разработка инновационной политики предприятия..………...37
Определение миссии и целей «Брянского Хлебокомбината №1»......................................................................................................................37
Основные направления развития инновационной политики предприятия.........................................................................................................39
Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1» ......................45
Заключение .................................................................................................48
Использованная литература ......................................................................50
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик по менеджменту.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

      

      Начальник отдела сбыта и доставки также  подчиняется генеральному директору. В его обязанности входит разработка и внедрение новых проектов по организации системы сбыта, выделение сегмента рынка для сбыта продукции, контроль за деятельностью менеджеров по продажам, ведение сделок и заключение особо крупных договоров, контроль оплаты за поставленный товар. А так же организация доставки товара заказчикам, составление планов маршрутов для водителей экспедиторов.

     Начальнику  отдела сбыта и доставки подчиняются  менеджеры по продажам, в чьи обязанности  входит поиск клиентов, заключение договоров, контроль за выполнением заказов, согласование времени и условий поставок, и водители-экспедиторы, которые обеспечивают доставку готовой продукции заказчикам. Торговые представители подчиняются менеджерам. По запросу выезжают к клиенту с образцами и прайс-листами, демонстрируют товар. Менеджер по закупкам подчиняется непосредственно директору. В его компетенции поиск новых поставщиков, заключение договоров на поставку, расширение номенклатуры, мониторинг рынка конкурирующих фирм и производителей.  

2.2 Анализ  факторов внешней среды предприятия 

     В отрасли пищевой промышленности значение от внедрения любого новшества  носит в основном достаточно большое  социальное значение, в меньшей степени  экономическое и культурное. Это  объясняется тем, что любые разработки в пищевой промышленности напрямую влияют на каждого жителя страны, так как все мы в том или ином количестве употребляем хлебобулочные изделия.

Факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации

     Влияние политико-правовых факторов на нововведение можно оценить как положительное, ведь государство заинтересованно в благосостоянии своих граждан, любое новшество призвано улучшать жизнь людей. Последние несколько лет экономическая ситуация в стране имеет тенденцию к стабилизации, чему не мало способствует политика государства и неуклонный рост цен на нефтепродукты: уровень инфляции и безработицы постепенно снижается, и национальная валюта крепнет. В связи с вышеперечисленным инвестиционный  климат в стране улучшается, что в свою очередь влечёт за собой увеличение затрат на НИОКР в том числе и со стороны государства. При рыночной экономике уровень конкуренции достаточно высок и чтобы выжить предприятия должны постоянно совершенствовать и обновлять свой ассортимент. Особенно это касается пищевой промышленности.

     Здесь находят отражение многие тенденции  изменения демографической ситуации и образа жизни населения. Это и сокращение размера средней семьи, что привело к появлению  широкого ассортимента маленьких булочек, батончиков и буханок,  и стремление к здоровому образу жизни, контроль за фигурой и весом, а также ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь привело к появлению большого числа диетических и лечебных сортов хлеба с различными добавками (отруби, зерновые смеси, йодказеин, изюм, солод). Поэтому влияние социо-культурного фактора достаточно велико.

     Изучение  потребительского рынка хлеба и  хлебобулочных изделий в г. Брянске и близлежащих местностях показывает, что потребность в продукте удовлетворена и конкуренция на рынке достаточно жесткая, в связи с чем большинство предприятий хлебопекарной отрасли используют установленные производственные мощности на 40-50 %.

     Развитие  предпринимательства в стране в  условиях экономических реформ дало толчок к появлению новых форм производства и выпечки хлебобулочных изделий: мини-пекарни, выпечка горячей продукции из замороженных полуфабрикатов в минимально короткие сроки непосредственно при покупателе.

     Продукция, выпускаемая предприятием, в основном является скоропортящейся, с небольшим сроком хранения и реализации. В связи с этим ограничен круг рынка сбыта территориальными обстоятельствами, демографическими показателями. В настоящее время положение общества в хлебопекарной отрасли народного хозяйства г. Сочи можно назвать устойчивым, стабильным, с высоким уровнем показателей объемов производства и реализации продукции.

     

     Политика  ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» направлена на повышение конкурентоспособности продукции. Постоянно изучаются запросы рынка, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, повышается ее качество, проводится определенная политика в области ценообразования. Учитывается спрос и предложение, используется система гибких цен и скидок.

   Основными предполагаемыми негативными факторами, которые могут в ближайшие  годы негативно отразиться на темпах развития общества, могут быть следующие: жесткая конкуренция между производителей; рост доли частных производств; насыщение рынка.

     Проанализировав данные тенденции можно сделать  вывод о том, что влияние на инновационную деятельность вышеперечисленных факторов достаточно велико и не несет в себе отрицательных моментов. 

     2.3 Анализ факторов мезосреды предприятия 

     Основными поставщиками муки для ГУП «Брянский  хлебокомбинат №1» являются зерноперерабатывающие заводы, в том числе доминирующее положение занимают ЗАО «Мелькрукк» - более 70% и ОЛО «Унечский КХП» порядка 13% от общего объема поставок муки в 2006г и 17% приходится на поставщиков из других областей: ООО «Лгроинвест»- 1,5%, ОЛО «Тульский комбинат хлебопродуктов» - 4,8%, ООО «Дмитровское КХГI» - 1% и др.

     Всего в 2006г. закуплено муки на 99712 тыс. руб. На 2007 год планируется приобрести муки на 112270 тыс. руб., из которых порядка 75000 тыс. руб. от ЗЛО «Мелькрукк», и 7000 тыс. руб. от ОЛО «Унечский КХП». В первом квартале 2008 г. было закуплено муки на сумму 8476,953 тыс. руб.

     

     Основным  поставщиком сырья и товаро-материальных ценностей является ООО «Логус». В 2006г. он поставил на 32746 тыс.руб., но поставкой пищевого сырья он стал заниматься только с августа месяца. На 2008г. запланировано закупить сырья на 26000 тыс.руб. и приобрести упаковочных материалов, запасных частей и комплектующих материалов к оборудованию и автотранспорту, канцелярских и других хозяйственных товаров на сумму порядка 24000 тыс. руб. 

     Рассмотрим  конкурентную среду ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» (см. табл. 2). 

        Таблица 2 – Конкурентная   среда   ГУП «Брянский хлебокомбинат  №1»    в 2005 -2007 гг.

Предприятие 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Объем производства,

тыс. руб.

Доля на рынке,

%

Объем производства,

тыс. руб.

Доля на рынке,

%

Объем производства,

тыс. руб.

Доля на рынке,

%

ГУП «Брянский  хлебокомбинат №1» 73026,7 41,8 78360,6 42,6 84232,6 43,5
ООО «Хлебогор» 35980,1 20,6 36100,3 19,6 36980,6 19,1
ГУП «Бежицкий  хлебокомбинат» 65890 37,6 69600 37,8 72590 37,4
Итого: 174896,8 100 184060,9 100 193803,2 100

 

     Проанализировав конкурентную среду в таблице 2, можно  сделать вывод, что ГУП «Брянский хлебокомбинат №1», занимает лидирующие позиции, так в 2005 г. его доля на рынке составила 41,8%, а к 2007 г. произошло увеличение на 43,5%.

       На втором месте среди конкурентов  занимает ГУП «Бежицкий хлебокомбинат» в 2007 г. составила 37,4 %. ООО «Хлебогор» в 2007 г. доля на рынке уменьшилась с 37,6 % до 37,4%.

 Таблица3 -  Матрица SWOT – анализа ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»

Возможности
1. Гибкое сезонное позиционирование  завода 
2. Оптимизация ассортимента для  удовлетворения индивидуальных потребностей различных сегментов рынка
3. Привлечение иногородних покупателей  из населенных пунктов, расположенных  в непосредственной близости

 
Угрозы
1. Захват рынка сторонними производителями 
2. Спад покупательной способности  населения 
3. Муниципальное вмешательство в  политику ценообразования 
4. Существенная зависимость организации  от поставщиков муки как основного  внешнего источника сырьевых ресурсов
5. Снижение доходности 

 
 
“Сильные” стороны
1. Номинальная мощность завода  составляет 43,5% городского рынка хлебопекарной продукции
2. Завод располагает одной из  лучших в городе инфраструктур  для сбыта хлебобулочной продукции
3. Продукция хорошо известна вне г. Брянск из-за высокого качества и оригинального ассортимента
4. Повышенное социальное внимание, создание оптимальных условий  труда и отдыха работников 
5. Постоянно используются современные  технологии 
6. Расширение собственных торговых точек

 
 Выход на новые  рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение ассортимента - образованное руководство.  Появление новых  конкурентов - гибкая ценовая политика, репутация, упаковка. Влияние на цены покупателями и поставщиками, ценовая политика.
  “Слабые” стороны
1. Отсутствие единой концепции  продаж 
2. Слабый менеджмент 
3. Отсутствует единая концепция  ресурсосбережения
4. Обеспечение прибыльности  за счет снижения развеса 

 
 

Расширение торговых площадей. Низкая прибыльность.

Конкурентное  давление, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками.


Осуществлена разработка одного из разделов стратегической программы развития комбината до 2008 г. «обеспечение конкурентоспособности продукции» по следующим направлениям реализации управленческих решений, сформулированным в ходе поэтапного исследования:

  • изучение качества деятельности конкурентов;
  • выявление ключевых аспектов конкурентных преимуществ своей организации;
  • периодический пересмотр конкурентных тактик с помощью «SWOT – матрицы», блок – схем, значимых компонентов бизнес - процесса;
  • выявление и установление приоритетов организации и развития бизнес – процессов.

2.4 Анализ  факторов внутренней среды предприятия 

      Управление  ГУП «Брянский хлебокомбинат  №1» осуществляется  в соответствии законодательством Российской Федерации  и настоящим Уставом.

      Такая структура управления представляет организацию как совокупность взаимосвязанным элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Директор управляет своими прямыми подчинёнными, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных. Организационная структура ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» линейная. Она имеет ряд достоинств: четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными; быстрота реакции в ответ на прямые указания; личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и другие. Рассмотрим динамику основных показателей финансовой деятельности ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1» (см. табл. 4).

     Таблица 4 – Основные экономические показатели деятельности ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1», за 2005 – 2007 гг.

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007г.

2007 г. к 2005г.

Прирост (+;-)

Темп роста (%)

Выручка от продажи, тыс. руб.

68469

93107

89086

+20617

130,1

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб.

63042

87045

85774

+22732

136,1

Чистая прибыль, тыс. руб.

3320

3910

2201

-1119

66,3

Стоимость имущества, тыс. руб.

20187

22690

21162

+975

104,8

в том числе:

основных  средств, тыс. руб.

11037

12078

12527

+1490

113,5

оборотных  средств, тыс. руб.

7717

9328

7371

-346

95,5

Рентабельность  продаж, %

7,9

6,3

3,7

-4,2

46,8

Среднесписочная численность, человек

204

208

205

+1

100,5

Средняя заработная плата, руб.

3300

3985

5277

+1977

159,9

Фонд заработной платы, всего, тыс. руб.

8078,4

9946,6

12981,4

+4903

160,7

Производительность  труда, тыс. руб.

335,6

447,6

434,6

+99,0

129,5

Информация о работе Разработка инновационной политики предприятия (на примере «Брянского Хлебокомбината №1