Разработка и реализация инновационной стратегии аптечного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка инновационной стратегии на примере хозяйствующего субъекта.
Объектом исследования является ГУП «Брянскфармация».
Предметом работы является формирование и реализация стратегии инноваций организации.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
 изучить теоретические аспекты формирования и реализации стратегии на предприятии;
 рассмотреть специфику инновационных стратегий как объекта управления, раскрыть механизм этого управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность инновационного менеджмента, виды инноваций
1.2 Понятие и виды инновационных стратегий
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной стратегии
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «БРЯНСКФАРМАЦИЯ»
2.1 Общая характеристика ГУП «Брянскфармация»
2.2 Оценка внутреннего потенциала предприятия
2.3 Анализ внешней среды ГУП «Брянскфармация»
3 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИИ В ГУП «БРЯНСКФАРМАЦИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦ СТРАТЕГИИ ГУП.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

 

По состоянию на 1 января нынешнего года при лечебно-профилактических учреждениях количество аптек государственной и муниципальной собственности составило 51%, других форм собственности — 49%, в районах области — 67% и 32% соответственно. Очевидно, что частные аптеки в поликлиниках и больницах создают нездоровую конкуренцию государственным и муниципальным (сознательно занижая цены).

Таким образом, основную конкуренцию ГУП «Брянскфармация» составляют частные аптеки. Остальные государственные аптеки города не имеют большого конкурентного влияния на предприятие, т.к. они малочисленны и достаточно разбросаны. Единственным серьезным конкурентом среди государственных предприятий является Аптека № 5, которая располагается по ул. Куйбышева – она имеет хорошую сложившуюся за долгие годы репутацию: стабильное качество медикаментов и широкий ассортимент привлекают к себе не только жителей г. Брянска, но и приезжих из области.

Среди частных аптек основными конкурентами являются:

- Сеть аптек «Мэтр»;

- сеть аптечных пунктов «Ритм»;

- сеть аптечных пунктов «Пульс»;

- сеть аптечных пунктов «Фарматекс».

Проведем сравнительную оценку конкурентов ГУП «Брянскфармация» на основе следующих критериев: уровень цен, широта ассортимента, качество ЛС, скорость и качество обслуживания покупателей, режим работы, дополнительные услуги, предоставляемые аптекой.

В качестве оценки используется 5-бальная шкала (5 – отлично, 4- хорошо, 3- удовлетворительно, 2- плохо, 1 – очень плохо).

Результаты представлены в таблице 9. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными конкурентами ГУП «Брянскфармация» являются Аптека № 5 и сеть аптек «Мэтр».

Конкурентными преимуществами исследуемого предприятия являются:

- высокое качество реализуемой продукции и услуг;

- наличие большого числа аптек по городу;

- высокое качество обслуживания;

- возможность отпуска льготных и бесплатных рецептов;

- активное участие в социальных программах по здравоохранению.

 

 

Критерии

Аптека № 5

Мэтр

Ритм

Пульс

Азон +

Брянскфармация

1

Цены

5

3

5

4

4

3

2

Ассортимент

5

5

4

3

3

4

3

Качество ЛС

5

4

4

3

4

5

4

Обслуживание

4

5

4

4

4

4

5

Режим работы

3

5

4

4

4

4

6

Доп.услуги

4

5

2

2

2

4

 

Сумма баллов

26

27

23

20

21

24

 

Ср.балл

4,3

4,5

3,8

3,3

3,5

4,0

Таблица 9 - Сравнительный анализ конкурентов по основным критериям

 

Вывод: В условиях рыночной экономики среди факторов внешней среды непосредственного окружения наибольшее воздействие на предприятие оказывают факторы конкурентной среды. Предприятие не может ориентироваться только на государственные заказы, т.к. значительную часть прибыли приносят именно розничные потребители. И в связи с возрастающей в геометрической прогрессии конкуренцией необходимо разрабатывать стратегические планы, направленные на приспособление к условиям рынка розничной торговли лекарственными средствами.

Проведем SWOT – анализ для ГУП «Брянскфармация» (табл.10).

Таким образом, государственное унитарное предприятие «Брянскфармация» является одним из крупных поставщиков готовых лекарственных средств и препаратов на рынок г. Брянска и Брянской области. На сегодняшний день предприятие имеет многочисленный ряд нерешенных проблем, самые важные из которых – нехватка квалифицированных кадров и отсутствие должного финансирования со стороны государства, оставаясь при этом государственным предприятием.

Таблица 10 - SWOT – анализ ГУП «Брянскфармация»

Предприятие

Рынок

S Сильные стороны

       Стабильная работа предприятия;

       Большой опыт руководителей в данной сфере;

       Высокое качество продукции;

       Наличие государственных стабильных заказов;

       Наличие постоянных надежных поставщиков;

       Постоянный контроль качества

       Крупная сеть аптечных пунктов

       Мобильный коллектив, способный подстраиваться к частым изменениям номенклатуры продукции.

O Возможности

       Стабильность политической ситуации в стране;

       Наличие государственной программы здравоохранения;

       Наращивание темпов роста экономики страны в целом;

       Налоговые льготы, позволяющие снизить платежи в бюджет;

       Расширение ассортимента и повышение качества продукции в результате дополнительного финансировании НИОКР в стране;

       Рост потребительских предпочтений на российскую продукцию;

W Слабые стороны

       слабая финансовая поддержка со стороны государства

       Неналаженный процесс работы отдела маркетинга

       Отсутствие миссии, четких целей и стратегического планирования;

       Недостаточно налаженная система автоматизированного учета на складе

       Недостаточно жёсткий контроль за изменениями на рынке;

       Проблема мотивации и аттестации кадров;

       Недостаток квалифицированных специалистов

T Угрозы

       Рост цен на сырье;

       Образование конкурентами холдингов в России;

       Производство некачественной продукции поставщиками

       Нежелание молодых специалистов работать на государственных предприятиях;

       Снижение миграционного прироста населения Брянской области;

       Недостатки налоговой системы (она пока не в полной мере подстроена под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности).

 

В условиях сложившейся жесткой конкуренции организации необходимо приспосабливаться к рыночным условиям для более эффективной деятельности предприятия и получение дополнительной прибыли за счет увеличения объемов розничной торговли. В связи с этим необходимо развивать такие направления как маркетинг и менеджмент, а также ввести стратегическое планирование предприятия на краткосрочном и долгосрочном уровне, что позволит обозначить наиболее перспективные направления работы предприятия и укрепить свои позиции по отношению к конкурентам.


3 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИИ В             ГУП «БРЯНСКФАРМАЦИЯ»

 

Как предприятие, стремящееся прорваться в ряды отраслевых лидеров, ГУП «Брянскфармации» необходимо увеличить свою долю рынка, «раскачав» его с помощью следующих подходов.

-                     Неожиданный технологический прорыв. Таким может быть совершенно новый формат аптечных сетей.

-                     Постоянное опережение конкурентов в выведении на рынок новых или улучшенных товаров; создание себе репутации лидера в разработке новых товаров. Внедрять инновационные лекарственные средства первыми среди других аптечных сетей, заранее наладив связи с научно-исследовательскими центрами. При этом эти новинки должны активно рекламироваться в СМИ.

-                     Более энергичная и инновационная, чем у медлительных лидеров, реакция на изменение условий рынка и нужд покупателей, при этом ориентируясь на качество.

-                     Разработка эффективной стратегии дифференциации товара на основе первоклассного качества, технологического лидерства.

Для формирования инновационной стратегии необходимо провести анализ бизнес – единиц, что позволит учесть их позицию на рынке и перспективы при выборе стратегии.

Существуют несколько вариантов анализа. Первый, наиболее широко распространенный метод анализа основан на применении матрицы «скорость роста рынка — рыночная доля» (матрица Бостонской консультационной группы — БКГ); второй — на применении решетки планирования СХЕ (матрица корпорации General Electric или Мак-Кинзи).

Матрица БКГ позволяет проводить анализ с учетом двух параметров: относительной рыночной доли, характеризующей силу позиции каждого бизнеса на рынке, и темпа роста рынка, характеризующей его привлекательность.

Т.к. в данном анализе нас интересуют, прежде всего, товары для здоровья, как наиболее перспективное направление работы предприятия, рассмотрим анализ БКГ на их примере.

Темп роста товаров для здоровья составляет 12%, доля ГУП «Брянскфармация» относительно конкурентов составляет 5%.Таким образом, продукция ГУП «Брянскфармация» относится к разряду «вопросов», что характеризуется повышением темпов роста продаж и малым объемом прибыли. Для перехода продукции из данного квандранта в квадрант «дойные коровы», необходимо осуществлять различные мероприятия, направленные на информирование о своей продукции и своего имиджа в глазах покупателей. Такими мероприятиями могут быть, например, реклама и участие в различных социальных программах по здравоохранению.

Проведем анализ товаров для здоровья ГУП «Брянскфармация» с помощью матрицы Мак-Кинзи. (рис. 3).

Привлекатель-ность на рынке

5

1) инвестирование или уход с рынка

 

 

2) нвестирование

3)расширение лидерства

 

3,6

4) постепенный уход с рынка

5) рост или уход с рынка

6) удержание лидерства

2,3

7) дезинвестиция

8) постепенный уход

9) приспособление

 

1

2,3

3,6

5

 

 

 

Низкая

Средняя

Высокая

 

 

Позиция в конкурентной борьбе

 

 

 

 

Рисунок 3 - Планирование портфеля с помощью матрицы Мак-Кинзи

В результате анализа портфеля бизнесов с помощью матрицы Мак-Кинзи получаем следующие результаты. ГУП «Брянскфармация» занимает квадрант «инвестирование». Это означает, что предприятие имеет хорошую конкурентную позицию в привлекательной отрасли, поэтому «за ним будущее». По отношению к указанной СХЕ следуем применять так называемую наступательную стратегию. Данная стратегия ориентирует деятельность предприятия на стремление к лидерству, на избирательные инвестиции по критерию эффективности и укрепления уязвимых мест.

С целью реализации намеченных мероприятий предлагается:

1.                  Расширить формат аптек. В настоящее время ГУП «Брянскфармация» использует 2 формата, можно предложить также формат  магазина самообслуживания и формат «имиджевых» аптек.

2.                  Создание сайта предприятия. На сайт могут поступать заказы. Посетители сайта могут, не приходя в аптеку, получить информацию по каждому лекарству, его составу, противопоказаниям. На сайте также будет размещаться информация рекламного характера по новинкам, информация по промоакциям. Могут вестись рубрики по отдельным заболеваниям врачами Брянской областной больницы.

3.                  Для постоянных клиентов система напоминания о повторном приобретении лекарств. С этой целью формируется база данных постоянных клиентов. Ведется учетная карта покупок.

4.                  Программы лояльности и промо-акции для покупателей.

5.                  Стандарты управления клиентскими потоками

6.                  Консультации специалистов в зале

Рассмотрим более подробно такие инновации как:

1.                  Создание собственного сайта, аналог интернет – аптеки.

2.                  Изменение формата аптеки.

3.                  Ведение электронной медицинской карты постоянных клиентов.

Именно эти инновации и обозначили выбор наступательной инновационной стратегии, которая позволит на длительное время оторваться от конкурентов.

1.                  Интернет – аптека. Все большую популярность приобретают интернет-аптеки — гибрид интернет-магазина и аптеки. В таких «онлайн»-аптеках обычно предлагаются только те лекарственные препараты, которые отпускаются без рецепта. Принцип действия интернет-аптеки такой же как и для обычного интернет-магазина: посетитель в режиме «онлайн» оформляет покупку, расплачивается по безналичному или наличному расчету, получает товар почтой или курьерской доставкой.

Информация о работе Разработка и реализация инновационной стратегии аптечного предприятия