Разработка и реализация инновационной стратегии аптечного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка инновационной стратегии на примере хозяйствующего субъекта.
Объектом исследования является ГУП «Брянскфармация».
Предметом работы является формирование и реализация стратегии инноваций организации.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
 изучить теоретические аспекты формирования и реализации стратегии на предприятии;
 рассмотреть специфику инновационных стратегий как объекта управления, раскрыть механизм этого управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность инновационного менеджмента, виды инноваций
1.2 Понятие и виды инновационных стратегий
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной стратегии
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «БРЯНСКФАРМАЦИЯ»
2.1 Общая характеристика ГУП «Брянскфармация»
2.2 Оценка внутреннего потенциала предприятия
2.3 Анализ внешней среды ГУП «Брянскфармация»
3 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИИ В ГУП «БРЯНСКФАРМАЦИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦ СТРАТЕГИИ ГУП.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

Таким образом, данный фактор имеет как положительное, так и негативное влияние на деятельность исследуемого предприятия.

Экологические факторы

Анализ экологических проблем города Брянска свидетельствует о том, что несмотря на осуществление за последние годы комплекса природоохранных мероприятий экологическая обстановка в городе остается неблагоприятной.

Таким образом, экологическая обстановка помогает предприятию осуществлять успешную деятельность и предлагать населению препараты для максимальной нейтрализации негативных экологических влияний.

Обобщим проведенный анализ внешней среды косвенного воздействия и сведем полученные данные в таблицу 7.


Таблица 7 - Обобщение результатов оценки факторов внешней среды косвенного воздействия

Факторы

Важность для отрасли

X

Влияние на

организацию

Y

 

Направлен-ность влияния

Z

Сила воздействия

S=X*Y*Z

Политические и правовые:

1.Стабильность политической ситуации в стране

3

3

+1

+9

2.Усиление госконтроля за качеством лекарственных средств

2

3

-1

-6

3.Внесение изменений в законодательство

2

3

+1

+6

4. Высокая степень общественного доверия правительству

1

1

+1

+1

5. Принятие новых программ в области здравоохранения

3

3

+1

+9

Экономические

1. Рост уровня жизни населения

2

2

-1

-4

2.Динамика ВВП

2

2

+1

+4

3. Уровень зарплаты

2

2

-1

-4

4.Инвестиции в фармацевтику

3

3

+1

+9

5. Уровень развития фармацевтического рынка

3

3

+1

+9

Социальные

1.Демографическая структура общества

2

3

+1

+6

2. Динамика численности  населения

3

3

-1

-9

3.Сложившиеся общественные обычаи, традиции, верования.

2

1

+1

+2

4.Общественные ценности

2

2

-1

-2

Технологические и технические

1.Уровень активности НИОКР в стране

3

2

+1

+6

2. Проблемы технического перевооружения предприятий

1

2

-1

-2

3.Автоматизация и компьютеризация предприятий фармацевтического рынка

2

3

-1

-6

4. Внедрение международных стандартов качества

1

2

-1

-2

Экологические:

1.Состояние окружающей среды

2

2

-1

-4

2.Деятельность организаций по защите окружающей среды

1

2

-1

-2

3.Отношение общественности к окружающей среде

2

3

-1

-6

4.Законодательство в сфере охраны окружающей среды

2

2

+1

+4


 

В таблицу количественного анализа внесены основные факторы среды, оценка которых произведена по следующим шкалам:

1. Оценка важности фактора отрасли (Х):

  3 – большое значение;

  2 – умеренное значение;

  1 – слабое значение.

2. Оценка влияния на организацию (Y):

  3 – сильное влияние;

  2 – умеренное влияние;

  1 – слабое влияние;

  0 – отсутствие влияния.

3. Оценка направленности влияния (Z):

  +1 – позитивная направленность;

   -1 – негативная направленность.

Согласно проведенному качественному и количественному PESTE – анализу, в целом положительное влияние на предприятие оказывают политические, экономические и экологические факторы; действие социальных факторов неоднозначно и зависит от каждого отдельно взятого фактора. Проблемы технического и технологического характера промышленности представляют сильную угрозу для предприятия.

Вывод: На сегодняшний день предприятие не имеет серьезных угроз со стороны внешних факторов. Следует принимать во внимание тот факт, что внешние факторы являются неконтролируемыми, следовательно, ситуация может измениться в любой момент.

Внешняя среда прямого воздействия - это поставщики, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Анализ внешней среды прямого воздействия складывается из анализа поставщиков, покупателей, посредников и конкурентов.

Поставщики

Предприятие уделяет большое внимание качеству своей продукции и старается не допускать попадания в продажу некачественных лекарственных средств. Поэтому выбор поставщика может сильно повлиять на деятельность предприятия. Вот почему ГУП «Брянскфармация» работает только с проверенными в течение длительного времени поставщиками.

На сегодняшний день заключен 274 договора с поставщиками, из них 71 являются непосредственными производителями лекарств, а остальные – дистрибьютерами. В основном - это российские компании. Например, химико-фармацевтический комбинат «Акрихин», московский эндокринный завод, Санкт-петербурский «Фармакон» и другие, инсулин поставляет компания-производитель из Дании «Ново-Нордиск».

Несмотря на доверие, сложившееся с поставщиками в ходе долговременного сотрудничества, предприятие старается периодически проверять качество поступающей продукции. На складе имеется отдел контроля качества, который призван проверять всю поступающую продукцию. Высококвалифицированные специалисты с высшим фармацевтическим образованием строго следят за соблюдением всех правил поступления и хранения медицинской продукции.

Покупатели

ГУП «Брянскфармация» осуществляет свою деятельность на рынке Брянской области и реализует продукцию как оптом (другим посредническим организациям и государственным учреждениям), так и в розницу (жителям Брянска и области).

В настоящее время услугами предприятия пользуются 204 корпоративных потребителей, из них 31 муниципальная аптека, 72 лечебных учреждения и  частные предпринимателя. С ними ведется достаточно тесное сотрудничество, так как предприятие поставляет им только качественную, конкурентоспособную продукцию. В основном все вышеперечисленные потребители также являются государственными учреждениями, поэтому исследуемое предприятие обеспечено постоянными и стабильными заказами.

Что касается розничных покупателей, то здесь основными потребителям аптеки являются люди старшего и пожилого возраста.

Большая часть посетителей аптек - 59,4% имеет семью. Каждый четвертый - холост/не замужем. Чаще всего семья состоит из трех человек - 39,0%. Достаточно распространенными являются домохозяйства, включающие двух и четырех человек (25,4%  и 24,3% соответственно).

Говоря о составе семьи, нужно отметить, что несовершеннолетних детей не имеют 52,6% опрошенных, 38% имеют одного несовершеннолетнего ребенка, 8% - двух, лишь 1,4 % - трех и более. К первой из указанных категорий относятся в основном пенсионеры.

В ходе исследования респондентов просили указать средний месячный доход на одного члена семьи (рассчитывается как сумма выплат, дотаций, премий, за вычетом налогов и делится на количество проживающих и ведущих совместно хозяйство, включая несовершеннолетних детей).

Наиболее представительная часть тех, кто совершает покупки в аптеках и аптечных пунктах имеет среднедушевой доход 7000-10000 руб. - 28%, от 5000-7000 руб. - 15,1%. Наименьший удельный вес составляют группы с уровнем дохода менее 1000 руб. и выше 30000 руб. (до 1%). Важно отметить, что почти четвертая часть респондентов отказались указать свой доход.  Пункт шкалы 25000-30000 руб. наиболее часто отмечали люди, занимающие руководящие посты и частные предприниматели. 

Нами был рассчитан индекс посещаемости аптечной точки в зависимости от места жительства. Чаще всего респонденты посещают ту аптеку, рядом с которой живут. На это указали 50% опрошенных.

Итак, целевая аудитория потребителей фармацевтической продукции представлена следующим образом:

                 женщины в возрасте 40-49 лет со средне специальным или высшим образованием, в основном специалисты и служащие. Большинство из них состоят в браке, в семье один либо ни одного несовершеннолетнего ребенка. Лекарства, как правило, приобретаются для всей семьи. Среднедушевой доход в семье в среднем составляет  от 5000 до 10000 руб.

                 пенсионеры.

Если рассматривать аудиторию потребителей фармацевтической продукции с точки зрения приверженности одному и тому же месту покупки, то можно выделить два сегмента. «Охваченные» - те, кто относительно постоянно посещает одну и ту же аптеку. Таких покупателей  60%  от числа опрошенных. Из них посещают аптеку очень часто (2-3 раза в неделю) 13,4% опрошенных; часто (раз в неделю) 18,9%; иногда (не чаще, чем раз в две недели) 27,4%.

Основным мотивом посещения выступает месторасположение аптеки (близость к дому или работе) в 78,3% случаях. Вторым по степени значимости фактором является уровень цен - 26,6%, третьим - атмосфера обслуживания - 17,4%. Если говорить о потребительской аудитории в целом, то постоянными посетителями аптеки можно назвать 6% опрошенных. 

«Условно неохваченные» - люди, которые не являются приверженцами определенной аптеки. Данную группу составляют 40% опрошенных. Из них посещают аптеку очень редко (менее, чем раз в месяц) 26,3% покупателей, а зашли первый раз 13,7%. Основным мотивом посещения так же, как и в первой группе является расположение аптеки рядом с домом или работой. Вторым по значимости мотивом - уровень цен, третьим – атмосфера обслуживания.

Сравнительный анализ показал, что чаще всего обращают внимание на название аптеки те, кто посещают конкретную аптеку очень часто. При сравнении состава двух выделенных сегментов по социально-демографическим признакам существенных различий не отмечено. 

Большинство респондентов чаще всего приобретают лекарства в аптеке - 60,3%; 22,9% - аптечном пункте; 13,7% - не замечали или не придают этому значения; только 3,1% опрошенных покупают фармацевтическую продукцию в аптечном  киоске.

Значительная часть (67,7%) целевой аудитории приобретает лекарства для всей семьи, покупают лекарственные препараты только для себя 30,0%  и 3,1% респондентов - для друзей, знакомых, соседей.

Кроме того, в аптеках ГУП «Брянскфармация» отпускаются льготные и бесплатные рецепты.

Посредники

ГУП «Брянскфармация» не имеет посредников, т.к. само является посредником между производителем продукции и её конечным потребителем. Поэтому в данном случае предприятие оказывает определенное влияние на своего поставщика.

Конкуренты

Конкурентоспособность — это совокупность необходимых и достаточных характеристик аптеки, обеспечивающая способность ее конкурировать с другими аптеками на конкретном рынке в определенный период времени. Преимущества одного аптечного учреждения перед другим подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние конкурентные преимущества касаются экономии затрат и эффективного управления аптекой. К внешним преимуществам относятся:

- ассортимент лекарственных средств;

- уровень цен на лекарства, система скидок;

- быстрота и качество обслуживания;

- удобное месторасположение аптеки;

- качество обслуживания с точки зрения этики поведения провизоров и другого обслуживающего персонала;

- режим работы аптеки;

- интерьер торгового зала и оформление витрин;

- конструкция здания и удобный вход в аптеку;

- предоставляемые услуги.

Все приведенные внешние преимущества (с учетом их важности) были базовыми при расчете показателя конкурентоспособности (табл. 8).

В настоящее время в г. Брянске функционирует более 100 аптек и аптечных пунктов, причем соотношение частных и государственных аптек составляет 60/40. Таким образом, постоянно увеличивается число негосударственных аптек, что является отрицательной тенденцией для ГУП «Брянскфармация», так как цены на лекарства у не имеющих никаких льгот и платящих налоги частников подчас значительно ниже, чем у пользующейся всевозможными льготами «Брянскфармации», которая использует право на наценку (25%).

Таблица 8 - Характеристика внешних преимуществ аптеки

№ п/п

Название внешних преимуществ

Важность параметра

1

Месторасположение аптеки

0,20

2

Ценовая политика

0,20

3

Характеристика (полнота) ассортимента лекарственных средств

0,15

4

Использование принципов фармацевтической этики

0,15

5

Скорость и качество обслуживания посетителей аптек

0,10

6

Внешний интерьер и особенности мерчандайзинга аптеки

0,10

7

Режим работы аптеки

0,05

8

Дополнительные услуги, предоставляемые аптекой

0,05

Итого

1

Информация о работе Разработка и реализация инновационной стратегии аптечного предприятия