Необходимо создать единую систему
нормативно-правового регулирования
инновационной деятельности и
науки в целом. Основой ее
должен быть долгосрочный прогноз
социально-экономического развития
нашего государства.
Важным в этом направлении
будет принятие единого федерального
закона «Об инновационной деятельности
РФ», который призван установить правовые
основы создания, развития, функционирования
и государственного регулирования национальной
инновационной системы. Он необходим для
определения четких понятий связанных
с инновационной деятельностью, это поможет
их правильному толкованию в решении вопросов
поддержки и развития субъектов инновационной
деятельности.
Необходимо создание еще более
благоприятных условий для инновационной
деятельности, путем внесения изменений
в законодательство РФ о налогах и сборах.
В целях стимулирования инновационной
деятельности предусмотреть внесение
изменений в налоговое законодательство
и предусмотреть:
- освобождение от уплаты налога
или предоставления льгот для самих
организаций занимающихся инновационной
деятельностью;
- льготы для
юридических и физических лиц, создающих
и использующих объекты интеллектуальной
собственности;
- налоговые
льготы для работодателей, занимающихся
обучением и переобучением работников
на своем производстве - через зачисление
всех затрат на образование в себестоимость
продукции и исключение спонсорских средств
из налогооблагаемой базы;
- предоставление
налогового кредита, налоговых поощрений
- в виде предоставления скидок за расходы
на оплату научно-исследовательского
персонала и др.
Необходимо внесение изменений
и дополнений в российское
инвестиционное законодательство.
Например, в законе «Об иностранных
инвестициях в РФ», важно предусмотреть
стимулирование инвесторов и
предприятий, осваивающих с их участием
передовые технологии.
Важен дальнейший анализ и
доработка гражданского законодательства
о защите интеллектуальной собственности
в инновационной сфере, в частности
недостаточно отрегулированы вопросы,
связанные с освоением и внедрением
интеллектуального продукта. Требуется
регулирование вопросов связанных:
- со
стимулированием интеллектуальной
деятельности,
- важно
обозначить права регионов в
отношении интеллектуальной собственности.
Так же необходимо усиление правовых
гарантий выполнения государством своих
обязательств по финансированию фундаментальной
науки и приоритетных направлений прикладной
науки.
Нужна более мощная государственная
поддержка развития малого инновационного
предпринимательства, базирующегося
на использовании индивидуальной интеллектуальной
собственности. Необходимо создание условий
для заинтересованности этих предприятий
в потреблении инновационной продукции
и технологий и в осуществлении собственных
инновационных проектов, совершенствование
механизма венчурного предпринимательства,
как посредством государственного инвестирования,
так и гарантий возврата частных инвестиций.
Необходимо стимулирование развития
венчурного капитала и вложений
других видов частных и иностранных
инвестиций в отечественное производство
для ускоренного создания инновационной
инфраструктуры. В этом направлении нам
необходим опыт запада. В настоящее время
практически отсутствует нормативно-правовая
база функционирования венчурного капитала
и венчурного инвестирования. Необходимо
принять нормативные акты, регулирующие
деятельность венчурных фондов.
Требуется совершенствование
страхового законодательства в
плане расширения перечня
страховых рисков с включением
в него технических и других
рисков, связанных с реализацией инновационных
проектов. Необходимо формирование системы
страхования инвестиционных рисков в
инновационной сфере.
К сожалению, за грандиозностью
проводимых мероприятий, государство
часто не замечает небольших
недоработок, которые становятся
значительными барьерами, тормозящими
процесс построения полноценной инновационной
среды в России. Каковы же все-таки будут
результаты предпринимаемых сегодня государственных
мер, мы сможем увидеть и оценить их лишь
спустя несколько лет.
3.2
Пути совершенствования
нормативно-правовой
базы инновационной
деятельности в
Свердловской области
Национальные интересы России
требуют эффективных мероприятий,
направленных на поддержку и
развитие региональных инновационных
систем, сохранение в регионах отечественного
научно-технического потенциала.
Важным является совершенствование
правотворческого процесса в сфере региональной
инновационной деятельности, путем повышения
юридической силы нормативных актов и
сокращения законодательного нормотворчества.
Реализация эффективной региональной
политики в России нуждается
в определенном совершенствовании
организационной структуры в
сфере научно-исследовательской
и инновационной деятельности. Основные
мероприятия должны быть направлены
на реформирование функций центральных
и местных органов исполнительной власти
и самоуправления, необходимо более четкое
определение полномочий, заданий и прав,
механизма их взаимодействия между собой
и другими органами власти.
Одним из первоочередных мероприятий
для Свердловской области должна стать
разработка и принятие областного закона
«Об инновационной деятельности в Свердловской
области» регулирующего инновационную
деятельность, который установит правовые
основы создания, развития и функционирования
региональной инновационной системы.
Необходимо внести изменения
в федеральное законодательство
и разрешить субъектам РФ участвовать
в формировании научно-технических
направлений деятельности научных
организаций всех форм собственности,
расположенных на их территории и финансировать
научные исследования, проводимые этими
организациями.
Требуется законодательное закрепление
источников финансирования развития
региональной инновационной деятельности,
формирование региональных инновационных
программ, антимонопольные мероприятия
в региональной научно-исследовательской
работе, а также обеспечить концентрацию
необходимых финансовых ресурсов, инновационного
и производственного потенциала, на развитие
только приоритетных направлений инновационной
деятельности. Выбор приоритетов должен
происходить на основе комплексного прогноза
социально-экономического и инновационного
развития области с широким привлечением
ученых, конструкторов, технологов.
Важно создать условия для
инициативного формирования малых
организаций на основе интеллектуальной
деятельности, для этого важны надежные
правовые гарантии. Создание правового
обеспечения организаций и функционирования
различных научных центров, межотраслевых
научно-технических комплексов, научно-производственных
объединений, ассоциаций, в сфере инновационной
деятельности области. Разработка правовых
основ информационной политики, связанной
с нововведениями и инновационной деятельностью
в целом.
Необходимо создать региональными
властями упрощенную систему
налогообложения для малых инновационных
предприятий, предусмотреть снижение
налога на имущество для инновационного
оборудования, льготы по оплате аренды
за землю, где находятся инновационные
предприятия. Стимулирование и развитие
венчурного предпринимательства, как
особенной формы финансового капитала.
В соответствии с существующей
нормативно-правовой базой и сложившейся
практикой инновационной деятельности
исполнителем мероприятий по
реализации инновационной политики
являются федеральные органы
государственной власти и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Такой подход совершенно не учитывает
особенности и возможности муниципального
сообщества и представляющих его органов
местного самоуправления.
Государственная инновационная политика
должна обеспечить полноценное участие
муниципальной власти в инновационном
процессе. Местное самоуправление должно
реально стать решающим факторов инновационного
развития муниципального образования.
Инновационному развитию в муниципальных
образованиях требуется обеспечение благоприятных
условий для функционирования субъектов
инновационной деятельности. Прежде всего
– создание эффективных нормативно-правовых
условий и финансово-экономических механизмов
развития инновационной деятельности.
Необходимость развития и расширения
инновационной инфраструктуры, которая
бы обеспечивала поддержку инновационных
проектов на всех этапах инновационного
цикла.
Отдельное внимание должно быть
также уделено малому инновационному
предпринимательству. Здесь есть возможности
повышения результативности использования
уже существующих элементов инфраструктуры
поддержки малого бизнеса (например, муниципальные
фонды поддержки малого предпринимательства)
для решения задач развития инновационной
деятельности. Важно стимулирование инновационной
деятельности на уровне муниципального
образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненного нами
исследования можно сделать вывод
о возможности инновационного
развития исключительно в форме
национальной инновационной системы.
Это предполагает наличие как государственного
регулирования, осуществляемого посредством
инновационной политики на соответствующей
законодательной и нормативно-правовой
базе, так и норм, направленных на экономическое
саморегулирование отношений непосредственных
участников инновационной деятельности.
Среди положительных
шагов в правовом обеспечении инновационной
деятельности, важно отметить, что ведется
работа по формированию законодательной
базы связанной с инновационной деятельностью,
как на федеральном, так и на региональном
уровне.
Все больше значение приобретает
политика государства направленная
на стимулирование роста инвестиций
в производственную инфраструктуру
и в развитие инновационной
деятельности.
Федеральное законодательство «наполняется»
законами, регулирующими создание территорий
инновационного развития («О статусе наукограда
российской Федерации», «Об особых экономических
зонах»). Государством формируются элементы
инновационной инфраструктуры. Система
образования, научная сфера начинает реально
участвовать в создании национальной
инновационной системы. Появляются «лидирующие
регионы», где инновационная экономика
получает реальное воплощение.
Анализ законопроектов касающихся
правового обеспечения инновационного
процесса выявляет следующие два существенных
недостатка. Во-первых, рассматриваются
лишь отдельные направления инновационной
деятельности без учета их взаимосвязи,
т.е. не складывается единство, системность
самого объекта правового регулирования.
Во-вторых, в результате этого практически
отсутствует становление в России национальной
инновационной системы как целостного
механизма инновационного развития российской
экономики.
В нашей работе выявлено, что
в настоящее время отечественное
нормативно-правовое обеспечение инновационной
деятельности является недостаточным
для регулирования этих отношений. Необходимо
предложить такие принципиальные задачи
государственной инновационной политики,
как:
- обеспечение
правового регулирования и защиту участников
инновационной деятельности;
- содействие
развитию конкурентной среды в инновационной
сфере, поддержка малого и среднего инновационного
предпринимательства;
- формирование
современной эффективной национальной
инновационной системы;
- содействие
активизации инновационной деятельности
в регионах России;
- введение
в новое законодательство льгот или
полное освобождение от уплаты налогов
для организаций связанных с инновационной
деятельностью и лиц создающих и использующих
объекты интеллектуальной собственности;
- развитие
международного инновационного сотрудничества
с учетом национальных интересов России.