Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение правовой регламентации инновационной деятельности и разработка рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирующей инновационную деятельность в Российской Федерации.

Задачи исследования – для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

изучить роль правовой регламентации в инновационной деятельности;
проанализировать правовое обеспечение инновационной деятельности федерального законодательства и регионального;
разработать рекомендации по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1 РОЛЬ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………6

1.1 Сущность инновационной деятельности и ее роль в развитии национальной экономики………………………………………………………………………………….6

1.2 Законодательное регулирование инновационной деятельности в РФ…………11

2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………………….18

2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в РФ………………………18

2.2 Анализ федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность……………………………………………………………………………...23

2.3 Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности Свердловской области…………………………………………………………………...31

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………38

3.1 Предложения по совершенствованию федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность в РФ…………………………….38

3.2 Пути совершенствования нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Свердловской области………………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУР РАБ ИННОВАЦИИ +.doc

— 442.50 Кб (Скачать)
  • Закон «О государственной научно-технической политике Свердловской

 Области»  целями,   которой  являются  усиление  роли  науки  и   научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии Свердловской области, повышение наукоемкости производства и конкурентоспособности выпускаемой      продукции, создание благоприятных  материально-технических  и организационных  условий для научных исследований .

      Основными   задачами  государственной   научно-технической политики Свердловской  области являются:

       1)   материально-техническое   и  организационное   обеспечение  развития  научной и научно-технической деятельности в Свердловской области,  включая стимулирование научных исследований, направленных на увеличение выпуска   наукоемкой продукции, повышение эффективности ресурсосбережения,    улучшение экологической обстановки, обеспечение населения Свердловской     области потребительскими товарами высокого качества;

       2) государственная поддержка сохранения, развития и эффективного    использования научного и научно-технического  потенциала как основы социально-экономического  развития Свердловской области и повышения уровня жизни ее населения;

       3)    обеспечение   осуществления   межотраслевой   координации деятельности  расположенных  на  территории  Свердловской   области подразделений  Российской академии наук и  отраслевых академий  наук, имеющих государственный статус, а также иных научных организаций;

  1. удовлетворение потребностей Свердловской области в высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадрах.

    Стратегия научно-технического и инновационного развития представлена:

  • Концепцией развития инновационной деятельности на 2002-2010 годы, которая определяет сущность, основные задачи и приоритетные направления развития инновационной деятельности, выявляет возможности использования научно-технического и инновационного потенциала, намечает формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности в Свердловской области на ближайшую и среднесрочную перспективу .
  • Развитие научно-технического потенциала Свердловской области на период
 

  Областной закон от 02.04.2001 №33-ОЗ

  http://www.midural.ru/midural-new/ur_science/ur_science6.html 

до 2015 года, в которой отражены направления  развития академической науки, науки  высших учебных заведений, основные задачи развития фундаментальной науки, тенденции развития отраслевой науки, основные направления реструктуризации отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов.

  • Программа создания и развития технопарков в Свердловской области на 2007-

2009 года, целями которой являются создание  сети технопарков в Свердловской  области, повышение эффективности  их работы, формирование и рост  малых наукоемких организаций,  обеспечивающих ускорение темпов  коммерциализации научно-технических достижений, реструктуризация крупных промышленных предприятий для увеличения доли инновационной продукции в валовом региональном продукте и повышения конкурентоспособности экономики области .

      Однако в целом нормативно-правовая база все еще находится на стадии формирования. До настоящего времени так и не принят самый основной закон – Закон об инновационной деятельности в Свердловской области, где были бы четко определены понятия связанные с инновационной деятельностью, необходимо создание в регионе законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей активизации инновационных процессов

      Научная деятельность Свердловской  области представлена Уральским  отделением Российской академии  наук (УрО РАН), наукой высших учебных заведений, отраслевой и заводской наукой.

      Отличительной особенностью Свердловской области является развитие технопарков. В Свердловской области функционирует шесть технопарков («Урал-2000», «Экомед», «Заречный», «Приборостроение», «Уралмашевский», «Высокогорский»), два научно-технологических парков («Уральские технологии», «Уральский»), инновационно-технологический центр «Академический», успешно осуществляющих инновационную деятельность самостоятельно и в виде бизнес-инкубаторов малых наукоемких предприятий. 

http://www.midural.ru/midural-new/ur_science/ur_science2.html

 Постановление Правительства  Свердловской области от 26.06.2007 №598-ПП 

      Можно сказать, что инновационное  движение сегодня находится в стадии развития, которое существенно сдерживает отсутствие законодательной базы. Законодательная база это, прежде всего, стимул для динамичного развития инновационной инфраструктуры.

      В Свердловской области предоставили  ряд льгот для организаций, занимающихся инновационной деятельностью. В частности, на территориях крупных промышленных предприятий в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области», высокотехнологичные наукоемкие предприятия имеют пониженный коэффициент начисления арендной платы. Снижение арендной платы за землю привело к активизации развития инновационных инфраструктур.

    Свердловская область активно участвует в реализации инновационной стратегии развития России, в котором одним из основных видов создаваемой и экспортируемой продукции будут и объекты интеллектуальной собственности.

     В последние годы активно растет  патентно-лицензионная деятельность предприятий Свердловской области. Об этом свидетельствует, в частности, увеличивающийся объем консалтинговых и экспертных работ, которые выполняет быстроразвивающаяся инфраструктура управления интеллектуальной собственностью в Свердловской области.

     В настоящее время вопросами  охраны, экспертизы, оценки объектов  интеллектуальной собственности,  а также подготовкой специалистов  инновационной деятельности в  Свердловской области занимаются  более 20 оценочных и экспертных  организаций, более 5 образовательных структур, более 10 патентных поверенных, а также ряд бизнес-инкубаторов, технопарков и финансовых фондов. В 2001 году в Свердловской области создан первый Уральский венчурный фонд. Созданы Финансово-промышленный венчурный фонд ВПК (ЗАО), Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области.

      К числу положительных тенденций  развития патентно-лицензионной  деятельности в Свердловской  области следует также отнести  то, что в последние годы предприятия занимаются не снижением налогооблагаемой базы за счет использования интеллектуальной собственности, а непосредственной реализацией исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, повышая тем самым конкурентоспособность своей деятельности.

     Согласно Программы «Развитие  научно-технического потенциала  Свердловской области на период  до 2015 года» планировалось принятие  еще нескольких программ совершенствования нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности это:

  • Программа развития малого инновационного предпринимательства;
  • Постановление Правительства Свердловской области о развитии и поддержке венчурного инвестирования в Свердловской области;
  • Положение о возвратном финансировании инновационных проектов за счет финансовых средств Свердловской области.

     Эти документы также необходимы  для дальнейшего активного развития  инновационной деятельности и  обеспечения приоритетного развития  инновационного предпринимательства  в регионе.

   В 2008 году был принят областной закон  «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Свердловской области», который  регулирует отношения в сфере  развития малого и среднего предпринимательства . В этом документе отражены некоторые аспекты, связанные с инновационной деятельностью. Например, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства и поддержка в сфере инноваций и промышленного производства ведется за счет средств областного бюджета.

     В плане позитивных шагов хотелось  бы отметить перспективную практику  проведения окружных конференций  по инновационной политике, проводимых  под 

http://www.midural.ru/midural-new/ur_science/ur_science2.html

Областной закон от 04.02.2008 №10-ОЗ

эгидой  Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском  федеральном округе. Проводится также  ряд мероприятий, таких как Урало-Сибирская  научно-промышленная выставка, Уральская венчурная выставка-ярмарка «ИННОВАЦИИ», Российский экономический форум и т.д.

     Проведем сравнительный анализ  законодательства  в сфере инновационной  деятельности между Свердловской  и Челябинской областями. 

     В Челябинской области пока не принят закон, регулирующий инновационную деятельность - «Об инновациях и инновационной деятельности в Челябинской области», на данный момент существует только его проект. В Свердловской области также существует только проект областного закона «Об инновационной деятельности в Свердловской области».

     В настоящее время основным  законом, регулирующим инновационную  деятельность в Челябинской области  является закон «О стимулировании  инновационной деятельности», который  устанавливает цели и задачи органов государственной власти Челябинской области в сфере развития инновационной деятельности, определяет формы стимулирования инновационной деятельности, осуществляемые органами государственной власти Челябинской области .

     Для осуществления стратегии инновационного развития существует областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2009-2010 годы и «Программа развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области» на 2009-2011 годы.

    Приняты постановления Правительства Челябинской  области:

    • О порядке предоставления субсидий субъектам инновационной

деятельности  за счет средств областного бюджета;

    • Об аккредитации инновационных  технопарков, осуществляющих

 деятельность  на территории Челябинской области и другие документы призванные

стимулировать развитие инновационной деятельности в области.  

 Областной закон от 26.05.05 №383-ЗО

     Распоряжением Правительства Челябинской  области создан межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области .

      В результате сравнительного  анализа можно сделать вывод,  что Челябинская область занимает  лидирующие позиции в вопросе  правового регулирования инновационной деятельности. Она является примером для Свердловской области в области правового обеспечения инновационной сферы. Почти все принятые законопроекты в Свердловской области касаются научно-технической политики, в результате этого ощущается огромная нехватка законов регулирующих инновационную деятельность. На данный момент перед обеими областями стоит главная задача, это принятие основного закона регулирующего инновационную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Распоряжение Правительства Челябинской области от 07.09.2004 №9-рп

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РОССИИ 

3.1 Предложения по  совершенствованию  федерального законодательства  регламентирующего  инновационную деятельность  в РФ

 

     Мировая экономика сейчас базируется  на интеллектуальной собственности  и инновационной деятельности, и  время опоры только на сырьевой рынок уходит в прошлое. Перед нашей страной стоит задача создания качественно новой модели развития инновационной деятельности и в первую очередь необходимо начать с совершенствования правовой базы связанной с  регулированием инновационной деятельности.

Информация о работе Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ