Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение правовой регламентации инновационной деятельности и разработка рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирующей инновационную деятельность в Российской Федерации.

Задачи исследования – для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

изучить роль правовой регламентации в инновационной деятельности;
проанализировать правовое обеспечение инновационной деятельности федерального законодательства и регионального;
разработать рекомендации по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1 РОЛЬ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………6

1.1 Сущность инновационной деятельности и ее роль в развитии национальной экономики………………………………………………………………………………….6

1.2 Законодательное регулирование инновационной деятельности в РФ…………11

2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………………….18

2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в РФ………………………18

2.2 Анализ федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность……………………………………………………………………………...23

2.3 Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности Свердловской области…………………………………………………………………...31

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………38

3.1 Предложения по совершенствованию федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность в РФ…………………………….38

3.2 Пути совершенствования нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Свердловской области………………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУР РАБ ИННОВАЦИИ +.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

Таблица 3 – Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на     

                      конец года; тыс. человек)  

  1992  1995  2000  2003  2004  2005  2006  2007
Численность персонала - всего  1532,6  1061,0  887,7  858,5  839,3  813,2  807,1  801,1
         в том числе:                
исследователи  804,0  518,7  425,9  409,8  401,4  391,1  388,9  392,8
техники  180,7  101,4  75,2  71,7  70,0  66,0  66,0  64,6
вспомогательный персонал  382,2  274,9  240,5  229,2  223,4  215,6  213,6  208,0
прочий  персонал  165,7  166,1  146,1  147,8  144,5  140,5  138,5  135,7

Россия в цифрах - 2009 г.

Copyright © Федеральная  служба государственной статистики 

     Незначительное пополнение научного  персонала не компенсировало интенсивный отток кадров. На протяжении нескольких лет наблюдается процесс старения научных кадров. Также существенное влияние на динамику кадрового потенциала российской науки влияет эмиграция ученых за рубеж.

     В 2007 г. в России насчитывалось 3957 научных организаций. Как видно из таблицы 4, в целом за период с 1992 г. по 2007 г. число организаций уменьшилось, прежде всего, за счет резкого сокращения количества конструкторских бюро и проектных, проектно-изыскательских организаций. Однако здесь имеются и положительные стороны с 2004 г. намечается рост числа опытных заводов занимающихся исследованиями и разработками и количества высших учебных заведений. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4 – Число организаций, выполнявших  исследования и разработки  

  1992  1995  2000  2003  2004  2005  2006  2007
Число организаций - всего  4555  4059  4099  3797  3656  3566  3622  3957
 в  том числе:                 
научно-исследовательские  организации  2077  2284  2686  2564  2464  2115  2049  2036
конструкторские бюро  865  548  318  228  194  489  482  497
проектные и проектно-изыскательские организации  495  207  85  68  63  61  58  49
опытные заводы 29  23  33  28  31  30  49 60
высшие  учебные заведения  446  395  390  393  402  406  417  500
научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения  в организациях  340  325  284  248  244  231  255  265
прочие  организации 303  277  303  268  258  234  312  550

Россия в цифрах - 2009 г.

Copyright © Федеральная  служба государственной статистики 

      В настоящее время показатели  инновационной активности в промышленности  РФ значительно уступают аналогичным  показателям ведущих западных  государств и имеют слабовыраженную  тенденцию к росту. 

      За период 2000-2007 гг. удельный вес инновационной продукции в общем, объеме производства увеличился незначительно, с 4,4% до 5,5%, удельный вес инновационной продукции в объеме продукции, отгруженной за рубеж – с 5,8% до 7,9%.

      К инновационно-активным  (осуществляющие  технологические инновации) относится около 10% отечественных предприятий. Для сравнения во Франции это более 40% предприятий, а в Германии – 50%. Удельный вес вновь внедренной или значительно усовершенствованной продукции в общем, объеме промышленной продукции  в России составляет около 3%, во Франции – около 30%, в Германии – около 50%, а Финляндии – почти 60%.

      Низкая инновационная активность  по сравнению с промышленно  развитыми странами характерна  для многих отраслей промышленности  России. В целом по обрабатывающим производствам инновационно-активными являются 12% (Германия и Франция – не менее 50%).

      Одной из наиболее серьезных  проблем является низкий уровень  инновационной активности в машиностроении, поскольку способность машиностроения  выпускать современное высокотехнологичное оборудование определяет скорость и масштабы внедрения инноваций в российскую экономику в целом.

      В производстве машин и оборудования  к осуществляющим технологические  инновации относится 16% российских  организаций, в производстве электрооборудования, электрического и оптического оборудования – 27%, в производстве транспортных средств – 23% (Франция и Германия во всех видах экономической деятельности – 50-80%).

      При этом следует отметить  относительно быстрый рост инновационной активности, наблюдавшийся в автомобилестроении и связанный, прежде всего, со строительством автозаводов по выпуску (сборке) автомобилей иностранных марок. Создание совместных предприятий облегчает доступ к современным технологиям. В результате доля инновационно-активных предприятий в производстве автомобилей превышает 40%.

      Относительно высокий уровень  и положительная динамика инновационной  активности сохраняются в производстве  космических аппаратов и ракетоносителей  (в 2007 г около 35%).

      Неудовлетворительная динамика  удельного веса инновационной  продукции в общем, объеме производства  нередко связана с пассивным  освоением новой продукции. В  целях выявления основных причин, замедляющих инновационный процесс,  в ежегодное федеральное статистическое наблюдение Росстат «Инновационная деятельность организаций» включена оценка различных факторов. По результатам наблюдений последних лет, главным препятствием активному внедрению инновационной деятельности является дефицит финансовых ресурсов.

Зверев А.В. Финансирование инновационного развития экономики // Финансы. 2008. №12. с.9-14

2.2 Анализ федерального  законодательства  регламентирующего  инновационную деятельность 

      Анализ состояния правового регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне показывает, что отсутствие базового федерального закона «Об инновационной деятельности в РФ», определяющего понятия «инновационная деятельность», «инновационная политика», не позволяет развивать инновационную сферу в полной мере. Низкий уровень законодательного обеспечения инновационной деятельности на федеральном уровне поставил субъекты Федерации перед необходимостью принятия собственных законодательных и нормативно-правовых актов с тем, чтобы регулировать инновационные процессы в регионах. В регионах РФ принято множество нормативно-правовых актов, где в той или иной степени отражаются вопросы инновационной политики. Но нет общей терминологии, что не позволяет рассматривать региональные законодательные акты в качестве полноценной нормативно-правовой базы общегосударственной инновационной политики. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты противоречат не только друг другу, но и порой содержат противоречия внутри самого акта.

      Разные точки зрения существуют и относительно правосубъектности  в области регулирования инновационной сферы. В соответствии со ст.71 и 72 Конституции РФ инновационная политика не отнесена ни к исключительному ведению Российской Федерации, ни к совместному ее ведению с субъектами РФ. Это дало основание ссылаться на ст.73 об отнесении ее к предмету ведения субъектов РФ.

      Но, с другой стороны, инновационная  политика является частью социально-экономической  политики, установление основ которой  находится в введении Российский Федерации. И, еще один момент, Конституция РФ относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации посредством гражданского законодательства. Поскольку инновационная деятельность подчинена задаче введения интеллектуальной собственности в гражданско-правовой оборот, то и ее отнесение к сфере исключительного федерального регулирования считается правильным.

      Отсюда можно сделать вывод,  что законы субъектов РФ по  вопросам инновационной деятельности не вполне легитимны в виду отсутствия соответствующего федерального закона, определяющего основы инновационной политики. Но, в то же время они дают возможность анализа правотворческой практики в этой сфере и обоснования выводов о ее сильных и слабых сторонах.

     Главными целями государственной  инновационной политики является  стимулирование и финансирование  инновационной деятельности.

     Федеральным законодательством проводится налоговая политика, направленная на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования  инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставление льгот при уплате налогов. Это нашло свое отражение в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию, где говорится о корректировке налогового законодательства касающегося инновационной деятельности. С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

     К числу уже имеющихся льгот следует отнести освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость операций по реализации исключительных прав на изобретения (ноу-хау), выполнения организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к ее усовершенствованию. Также, для налогоплательщиков, перешедших на

 Бюджетное послание Президента  РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 «О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2009 - 2011 ГОДАХ»

упрощенную  систему налогообложения, закреплено право, списывать расходы на патентование и  оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации; расходы на НИОКР.

      Не подлежат налогообложению суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, а также суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Информация о работе Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ