Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:54, курсовая работа
Цель работы - изучение правовой регламентации инновационной деятельности и разработка рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирующей инновационную деятельность в Российской Федерации.
Задачи исследования – для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
изучить роль правовой регламентации в инновационной деятельности;
проанализировать правовое обеспечение инновационной деятельности федерального законодательства и регионального;
разработать рекомендации по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1 РОЛЬ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………6
1.1 Сущность инновационной деятельности и ее роль в развитии национальной экономики………………………………………………………………………………….6
1.2 Законодательное регулирование инновационной деятельности в РФ…………11
2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………………….18
2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в РФ………………………18
2.2 Анализ федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность……………………………………………………………………………...23
2.3 Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности Свердловской области…………………………………………………………………...31
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………38
3.1 Предложения по совершенствованию федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность в РФ…………………………….38
3.2 Пути совершенствования нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Свердловской области………………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 3 – Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на
конец года; тыс. человек)
1992 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Численность персонала - всего | 1532,6 | 1061,0 | 887,7 | 858,5 | 839,3 | 813,2 | 807,1 | 801,1 |
в том числе: | ||||||||
исследователи | 804,0 | 518,7 | 425,9 | 409,8 | 401,4 | 391,1 | 388,9 | 392,8 |
техники | 180,7 | 101,4 | 75,2 | 71,7 | 70,0 | 66,0 | 66,0 | 64,6 |
вспомогательный персонал | 382,2 | 274,9 | 240,5 | 229,2 | 223,4 | 215,6 | 213,6 | 208,0 |
прочий персонал | 165,7 | 166,1 | 146,1 | 147,8 | 144,5 | 140,5 | 138,5 | 135,7 |
Россия в цифрах - 2009 г.
Copyright © Федеральная
служба государственной
Незначительное пополнение
В 2007 г. в России насчитывалось
3957 научных организаций. Как видно из таблицы
4, в целом за период с 1992 г. по 2007 г. число
организаций уменьшилось, прежде всего,
за счет резкого сокращения количества
конструкторских бюро и проектных, проектно-изыскательских
организаций. Однако здесь имеются и положительные
стороны с 2004 г. намечается рост числа
опытных заводов занимающихся исследованиями
и разработками и количества высших учебных
заведений.
Таблица
4 – Число организаций, выполнявших
исследования и разработки
1992 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Число организаций - всего | 4555 | 4059 | 4099 | 3797 | 3656 | 3566 | 3622 | 3957 |
в том числе: | ||||||||
научно-исследовательские организации | 2077 | 2284 | 2686 | 2564 | 2464 | 2115 | 2049 | 2036 |
конструкторские бюро | 865 | 548 | 318 | 228 | 194 | 489 | 482 | 497 |
проектные и проектно-изыскательские организации | 495 | 207 | 85 | 68 | 63 | 61 | 58 | 49 |
опытные заводы | 29 | 23 | 33 | 28 | 31 | 30 | 49 | 60 |
высшие учебные заведения | 446 | 395 | 390 | 393 | 402 | 406 | 417 | 500 |
научно-исследовательские,
проектно-конструкторские |
340 | 325 | 284 | 248 | 244 | 231 | 255 | 265 |
прочие организации | 303 | 277 | 303 | 268 | 258 | 234 | 312 | 550 |
Россия в цифрах - 2009 г.
Copyright © Федеральная
служба государственной статистики
В настоящее время показатели
инновационной активности в
За период 2000-2007 гг. удельный вес инновационной продукции в общем, объеме производства увеличился незначительно, с 4,4% до 5,5%, удельный вес инновационной продукции в объеме продукции, отгруженной за рубеж – с 5,8% до 7,9%.
К инновационно-активным (осуществляющие технологические инновации) относится около 10% отечественных предприятий. Для сравнения во Франции это более 40% предприятий, а в Германии – 50%. Удельный вес вновь внедренной или значительно усовершенствованной продукции в общем, объеме промышленной продукции в России составляет около 3%, во Франции – около 30%, в Германии – около 50%, а Финляндии – почти 60%.
Низкая инновационная
Одной из наиболее серьезных
проблем является низкий
В производстве машин и
При этом следует отметить
относительно быстрый рост
Относительно высокий уровень
и положительная динамика
Неудовлетворительная динамика
удельного веса инновационной
продукции в общем, объеме
Зверев А.В. Финансирование инновационного развития экономики // Финансы. 2008. №12. с.9-14
2.2
Анализ федерального
законодательства
регламентирующего
инновационную деятельность
Анализ состояния правового регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне показывает, что отсутствие базового федерального закона «Об инновационной деятельности в РФ», определяющего понятия «инновационная деятельность», «инновационная политика», не позволяет развивать инновационную сферу в полной мере. Низкий уровень законодательного обеспечения инновационной деятельности на федеральном уровне поставил субъекты Федерации перед необходимостью принятия собственных законодательных и нормативно-правовых актов с тем, чтобы регулировать инновационные процессы в регионах. В регионах РФ принято множество нормативно-правовых актов, где в той или иной степени отражаются вопросы инновационной политики. Но нет общей терминологии, что не позволяет рассматривать региональные законодательные акты в качестве полноценной нормативно-правовой базы общегосударственной инновационной политики. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты противоречат не только друг другу, но и порой содержат противоречия внутри самого акта.
Разные точки зрения существуют и относительно правосубъектности в области регулирования инновационной сферы. В соответствии со ст.71 и 72 Конституции РФ инновационная политика не отнесена ни к исключительному ведению Российской Федерации, ни к совместному ее ведению с субъектами РФ. Это дало основание ссылаться на ст.73 об отнесении ее к предмету ведения субъектов РФ.
Но, с другой стороны,
Отсюда можно сделать вывод, что законы субъектов РФ по вопросам инновационной деятельности не вполне легитимны в виду отсутствия соответствующего федерального закона, определяющего основы инновационной политики. Но, в то же время они дают возможность анализа правотворческой практики в этой сфере и обоснования выводов о ее сильных и слабых сторонах.
Главными целями
Федеральным законодательством проводится налоговая политика, направленная на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставление льгот при уплате налогов. Это нашло свое отражение в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию, где говорится о корректировке налогового законодательства касающегося инновационной деятельности. С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.
К числу уже имеющихся льгот следует отнести освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость операций по реализации исключительных прав на изобретения (ноу-хау), выполнения организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к ее усовершенствованию. Также, для налогоплательщиков, перешедших на
Бюджетное послание
упрощенную систему налогообложения, закреплено право, списывать расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации; расходы на НИОКР.
Не подлежат налогообложению суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, а также суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.
Информация о работе Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ