Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение правовой регламентации инновационной деятельности и разработка рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирующей инновационную деятельность в Российской Федерации.

Задачи исследования – для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

изучить роль правовой регламентации в инновационной деятельности;
проанализировать правовое обеспечение инновационной деятельности федерального законодательства и регионального;
разработать рекомендации по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1 РОЛЬ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………6

1.1 Сущность инновационной деятельности и ее роль в развитии национальной экономики………………………………………………………………………………….6

1.2 Законодательное регулирование инновационной деятельности в РФ…………11

2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………………….18

2.1 Тенденции развития инновационной деятельности в РФ………………………18

2.2 Анализ федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность……………………………………………………………………………...23

2.3 Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности Свердловской области…………………………………………………………………...31

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………38

3.1 Предложения по совершенствованию федерального законодательства регламентирующего инновационную деятельность в РФ…………………………….38

3.2 Пути совершенствования нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Свердловской области………………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУР РАБ ИННОВАЦИИ +.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

   Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

  К разновидностям основных видов инновационной  деятельности относятся:

  а)  подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

  б)  предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

  в)  маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

  г)  приобретение не овеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

  д)   приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций;

  е)  производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

       В основе инновационной деятельности  лежит научно-техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и выступает базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охватывает три ее вида: а) научные исследования и разработки; б) научно-техническое образование и подготовку кадров; в) научно-технические услуги.

     В современной экономике роль  инноваций значительно возросла. Инновационная сфера является  составной частью национальной  экономики. Приоритетной задачей  для страны становится формирование эффективной национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг. Целью этой системы является обеспечение социально-экономического развития страны на современном уровне с переориентацией производства от приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций.

   Интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ во многом определяет сегодня уровень экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития человека, научных исследований и научно- технического прогресса.

   Разработка  высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров  и услуг, продвижение их на мировые  рынки, расширение международной интеграции в этой области являются важнейшей  задачей для экономического роста.

   В условиях глобализации мировой экономики  существенно возрастает роль внешнеэкономической  политики как одного из важнейших  факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и  повышения конкурентоспособности  экономики, решения ключевых социальных задач. Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда.

   Инновационная политика государства неразрывно связана с внешнеэкономической деятельностью, создавая условия для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции  и реализации ее на внешнем рынке, для обеспечения рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы с целью обмена информацией по инновационным проектам.

     Необходимо усиливать сплоченность  органов государственной власти  и частного бизнеса, направленную на организацию взаимодействия с зарубежными странами и способствующую участию инновационно-активных организаций России в международных конкурсах.

       Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» , одной из приоритетных направлений для нашей страны это переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. 

Распоряжение Правительства  РФ от 17.11.2008г. №1662-р

    1. Законодательное регулирование инновационной деятельности в РФ
 

     Государственное регулирование  инновационной деятельности осуществляется  с применением различных правовых  форм и методов. Основной правовой  формой государственного регулирования  являются правовые акты. Это многочисленные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.

   Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

   Основной  задачей федеральной инновационной  политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. Общегосударственная инновационная политика направлена на расширение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящих к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

   Региональная  инновационная политика – составная  часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных  условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-технической интеграции всех институциональных форм хозяйствования.

   Одним из основных методов реализации инновационной  политики государства является формирование нормативно-законодательных условий  для положительного изменения в  инновационной сфере. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь Федерального закона об инновационной политики в РФ, указов Президента РФ по вопросам государственной инновационной политики, по инвестированию капитала, постановлений Правительства РФ по развитию рынка интеллектуальной собственности, по использованию результатов научно-технической деятельности и др.

      Органы законодательной власти  РФ - Государственная Дума и Совет  Федерации - имеют право на  законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности. В процессе совершенствования структуры Государственной Думы был создан Комитет по науке и наукоемким технологиям, который призван заниматься законодательством в сфере науки, научно-технической и инновационной деятельности и наукоемких технологий, совершенствованием законодательства по охране интеллектуальной собственности. Созданы и другие комитеты, экспертные советы при Президенте РФ, которые, в той или иной степени, занимаются инноватикой и интеллектуальной собственностью.

      Министерство образования и науки  РФ является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере образования,  научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности .

   Министерство  образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

     Федеральной службы по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам, осуществляющая функции  по контролю и надзору в  сфере правовой охраны и использования  объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки ;

   Федерального  агентства по науке и инновациям, осуществляющая функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих

     http://www.naukakom.ru/ties/smi/3.php

           Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 №158 «Вопросы Министерства образования и науки РФ»

           Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №178 «Вопросы федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» 

научных школ, национальной исследовательской  компьютерной сети нового поколения  и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности .

   Правительственная комиссия по высоким технологиям  и инновациям является постоянно  действующим координационным органом, образованным для обеспечения осуществления  согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными академиями наук, общественными объединениями, организациями науки и иными заинтересованными организациями по выработке предложений, связанных с реализацией основных направлений государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики .

     Законодательное регулирование  инновационной деятельности в  РФ осуществляется следующими  нормативно-правовыми актами:

     Гражданский кодекс РФ – регулирует  вопросы, связанные с  научно-технической деятельностью, предпринимательством и охраной интеллектуальной собственности и др.

     Налоговый кодекс РФ – регулирует  вопросы, налогообложения, направленные  на стимулирование инновационной  деятельности, налоговые льготы  для научных организаций.

     Бюджетный кодекс РФ – регулирует вопросы, связанные с финансированием науки  и инновационной деятельности.

      К базовым законодательным актам,  регулирующим инновационную деятельность  в РФ, относятся: 

  • Федеральный закон  «О науке и государственной научно-технической

политике», который регулирует отношения между  субъектами научной и научно-

 Постановление  Правительства РФ от 16.04.2004 №281 «Вопросы  федерального агентства по науке  и инновациям»

 Постановление  Правительства РФ от12.09.2008 №667 «О Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям»

технической деятельности, органами государственной  власти и потребителями научной  и научно-технической продукции .

  • Федеральный закон «О статусе наукограда», в котором говорится о правовом

регулировании статуса наукограда, порядок присвоения муниципальному образованию статуса, государственная поддержка наукограда и т.д .

    • Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии», законом

осуществляется  специальное законодательное регулирование  порядка передачи прав на единые технологии, созданные с привлечением государственных  бюджетных средств .

  • Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.03.2002 №Пр-576.
  • Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утверждены Правительством Российской Федерации 05.08.2005 №2473п-П7.

Информация о работе Правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ