Эффективность инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

В первой главе рассмотрены теоретические основы состава и структура инновационной деятельности, дано понятие инноваций, определены показатели применения инновационного менеджмента.
Во второй главе рассмотрена эффективность применения инноваций в промышленности и сфере услуг, приведены основные показатели эффективности применения новшеств и инноваций.
В третьей главе представлены показатели эффективности инновационной деятельности и пути её повышения на примере ОАО ««Металлургический завод им. А.К. Серова».

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………...….3
Введение………………………………………………………………………...…4
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности……………..…6
1.1. Понятие, виды и функции инноваций………………………………..……6
1.2. Жизненный цикл инноваций………………………………………….…..10
1.3. Стратегии инновационной деятельности……………………………...…15
Глава 2. Эффективность применения инноваций……………………………..21
2.1. Показатели инновационной деятельности……………………………....21
2.2. Анализ эффективности инновационной деятельности……………..…...24
Глава 3. Эффективность инновационной деятельности на примере ОАО
«Металлургический завод им. А.К. Серова»…………………………………..29
3.1. Характеристика предприятия и инновационной политики, проводимой ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»…………………………...29
3.2. Повышение эффективности инновационной деятельности предприятия ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»…………………………...39
3.3 Кадровое планирование – инновации в сфере управления персоналом ОАО «Металлургический завод им. А.К. СЕРОВА»……………………….43
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы……………………………………...……50
Аннотация……………………………………………………………………..…53

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 131.29 Кб (Скачать)
p align="justify">    Выделяют  следующие типы инновационных стратегий:

    1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

    2. Оборонительная – направлена  на то, чтобы удержать конкурентные  позиции фирмы на уже имеющихся  рынках. Главная функция такой  стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе.

    Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

    3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

    Имитационная  стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

    Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги".

    Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает  следующее:

    1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.

    2. Рождение. Здесь перелом состоит  в том, что реально появляется  новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

    3. Утверждение. Переломом является  возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных  конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.

    5. Упрощение. Переломный момент, состоящий  в начале «увядания» системы,  в появлении первых симптомов  того, что она прошла «апогей»  своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

    6. Падение. Во многих случаях  отмечается снижение большинства  значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

    7. Исход. Этот переломный момент  характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.

    8. Деструктуризация. Перелом выражается  в остановке всех процессов  жизнедеятельности системы и  либо в использовании ее в  другом качестве, либо в проведении  технологии утилизации[18, 106 с.].

    Направления выбора инновационной стратегии  с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) показаны на схеме:

    Таблица 1. Выбор инновационной стратегии  с учетом рыночной позиции  

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выбор стратегии осуществляется по каждому  направлению, выделенному при постановке цели. Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли:

    Таблица 2. Выбор стратегии в зависимости от доли рынка

        
 
 
 
 

    В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях («звезды»), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях  («дойные коровы»), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель - удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях («собаки») выбирают стратегию отсечения лишнего[19, 187 с.].

    Для предприятий, слабо закрепившихся  в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.

    Выбирая варианты стратегии, фирма может  воспользоваться матрицей продукция / рынок:

    Таблица 3.Матрица продукция / рынок  

          Продукция, выпускаемая в настоящее время     Новая продукция, связанная с выпускаемой     Совершенно  новая продукция
    Имеющийся рынок     90%     60%     30%
    Новый рынок, но связанный с имеющимся     60%     40%     20%
    Совершенно  новый рынок     30%     20%     10%
 

 

    Принимая  ту или иную стратегию, руководство  должно учитывать 4 фактора:

    1. Риск. Какой уровень риска фирма  считает приемлемым для каждого  из принимаемых решений?

    2. Знание прошлых стратегий и  результатов их применения позволит  фирме более успешно разрабатывать  новые.

    3. Фактор времени. Нередко хорошие  идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению  в неподходящий момент.

    4. Реакция на владельцев. Стратегический  план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.

    Разработка  стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу  вверх и с помощью консультативной  фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления. 
 
 
 
 

    2. Эффективность применения инноваций

    2.1. Показатели инновационной  деятельности

    При оценке эффективности инновационной деятельности руководствуются методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждены Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31 марта 1994 года[2, 96 с.]. Учитываемые показатели эффективности инновационного проекта представлены на рис. 5.

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 5. Показатели эффективности инновационной  деятельности  

    Общим для всех показателей эффективности  инновационного проекта является расчет коэффициента эффективности по следующим  формулам:

     (прямой показатель),                                  (2.1)

    

(обратный показатель), 

    где

    Э – эффект (результат) от реализации проекта;

    З – затраты, связанные с реализацией проекта.

    Критерием отбора проектов может быть минимум  затрат на их реализацию.

    При отборе инновационных проектов следует  обратить внимание на способы снижения риска.

    При наличии нескольких вариантов наиболее эффективный вариант выбирается по минимуму так называемых приведенных затрат

    Зi = Сi + ЕнКi = min,                                  (2.2)

    где

    Зi – приведенные затраты по каждому варианту;

    Сi – издержки производства (себестоимость) по тому же варианту;

    Ен - норматив эффективности капитальных вложений;

    Кi – инвестиции по тому же варианту.

    Поскольку инвестиции характеризуются одноразовостью или ограниченным периодом вложений, длительным сроком окупаемости, большой величиной, а издержки производства - это величина, как правило, годовая, то для того, чтобы привести к единой годовой размерности с помощью коэффициента экономической эффективности или уровня процентной ставки, берут часть инвестиций (капитальных вложений). Отсюда и появился термин  «приведенные затраты».

    В плановой экономике величина Ен устанавливалась централизованно. В рыночной экономике каждая отдельная фирма. Предприятие устанавливает такой норматив либо на уровне процентной ставки i, либо как норматив рентабельности инвестиций Rн. Исходя из этого, можно приведенные затраты представить следующим образом:

    Зi = Сi + i * Кi = min                                         (2.3)

    или

    Зi = Сi + Rн * Кi = min.

    После этого рассчитывают срок окупаемости  дополнительных инвестиций в инновации, который представляет собой временной период, за который дополнительные инвестиционные затраты на более дорогостоящий вариант инноваций окупаются благодаря приросту экономических результатов, обусловленному реализацией инноваций.

    Расчетный срок окупаемости Тр определяется по следующей формуле:

     ,                                               (2.4)

    где

    К1 и К2 – инвестиции в инновации по сравниваемым вариантам;

    С1 и С2 – годовые издержки соответственно по первому и второму вариантам.

    Для выбора варианта расчетное значение срока окупаемости Тр сравнивается с его нормативной величиной Тн = 1 / Е.

    Дополнительные  инвестиции в инновации оправданы  тогда, когда расчетный срок их окупаемости не выше нормативного значения. Более эффективный вариант выбирается, если Тр < Тн. Или иначе согласно приведенной формулы можно сказать. Что более дорогой по инвестициям второй вариант считается эффективным тогда, когда дополнительные инвестиции в него окупятся экономией на издержках в срок не больший нормативного[24, 98 с.].

    Величина  обратная сроку окупаемости представляет собой коэффициент эффективности дополнительных инвестиционных вложений в инновации или коэффициент сравнительной эффективности – Эр.

    Данный  показатель рассчитывается по формуле:

    Эр = .                                                     (2.5)

    Расчетное значение коэффициента эффективности  Эр сравнивается с нормативной величиной Ен, соответствующей удовлетворяющей инвестора норме дохода на капитал. Если Эр > Ен, то дополнительные инвестиции в инновации, а, следовательно, и более инвестиционноемкий вариант, эффективны.

    Таким образом, для выбора вариантов инновационных  мероприятий используются показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывают лишь изменяющиеся по сравниваемым вариантам стоимостные части.

    Такими  показателями выступают следующие:

   1. приведенные затраты;

   2.срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;

       3.коэффициент эффективности дополнительных инвестиций в инновации[21, 105 с.]. 

    2.2. Анализ эффективности  инновационной деятельности

    Для анализа общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей:

    1. Интегральный эффект.

Информация о работе Эффективность инновационного менеджмента