Эффективность инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

В первой главе рассмотрены теоретические основы состава и структура инновационной деятельности, дано понятие инноваций, определены показатели применения инновационного менеджмента.
Во второй главе рассмотрена эффективность применения инноваций в промышленности и сфере услуг, приведены основные показатели эффективности применения новшеств и инноваций.
В третьей главе представлены показатели эффективности инновационной деятельности и пути её повышения на примере ОАО ««Металлургический завод им. А.К. Серова».

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………...….3
Введение………………………………………………………………………...…4
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности……………..…6
1.1. Понятие, виды и функции инноваций………………………………..……6
1.2. Жизненный цикл инноваций………………………………………….…..10
1.3. Стратегии инновационной деятельности……………………………...…15
Глава 2. Эффективность применения инноваций……………………………..21
2.1. Показатели инновационной деятельности……………………………....21
2.2. Анализ эффективности инновационной деятельности……………..…...24
Глава 3. Эффективность инновационной деятельности на примере ОАО
«Металлургический завод им. А.К. Серова»…………………………………..29
3.1. Характеристика предприятия и инновационной политики, проводимой ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»…………………………...29
3.2. Повышение эффективности инновационной деятельности предприятия ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»…………………………...39
3.3 Кадровое планирование – инновации в сфере управления персоналом ОАО «Металлургический завод им. А.К. СЕРОВА»……………………….43
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы……………………………………...……50
Аннотация……………………………………………………………………..…53

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 131.29 Кб (Скачать)

    Оригинальное  инновационное наблюдение было сделано  Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых "больших циклов" или, как их называют за рубежом, "длинных волн". Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений[17, 146 с.].

    Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

    Исходя  из этого можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.

    Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

    Денежная  выручка, полученная от продажи инновации  на рынке, создает прибыль, которая  выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Прибыль может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта» [9, 176 с.].

    Таким образом, получение прибыли от инновации  и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

    Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

    Получение прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует целевой  функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом к новым инновациям; побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации[20, 87 с.]. 

         1.2. Жизненный цикл инноваций

    Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

  1. Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.
  2. Концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.
  3. Концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование[14, 119 с.].
 

    

    Рис. 1. Обобщенная схема жизненного цикла  инноваций

    Жизненный цикл инновации представляет собой  совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. 
 

    Обобщенная  схема жизненного цикла инновации  представлена на рис. 1.

    Инновация в своем жизненном цикле проходит целый ряд стадий, включающих:

  • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка) [12, 97 с.].

    С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как  жизненные циклы производства, так  и жизненные циклы обращения  новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства показана на рис. 2.

    

 

    Рис. 2. Жизненный цикл производства инновационного продукта

    Первая  стадия – внедрение новшества  – является наиболее трудоемкой и  сложной. Именно здесь велик объем  расходов на освоение производства и  выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

    Вторая  стадия – стадия промышленного освоения производства – характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

    Третья  стадия – стадия подъема – отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

    Четвертая стадия – стадия зрелости и стабилизации – характеризуется устойчивыми  темпами наибольших объемов выпуска  продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

    Пятая стадия – стадия увядания или упадка – связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля[23, 156 с.].

    Состав  и структура циклов жизни новой  техники и технологии тесно связаны  с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.

    Частая  смена техники и технологии создает  большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.

    Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.

    Анализ  продолжительности циклов жизни  новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей:

  1. определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;
  2. определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;
  3. выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;
  4. распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;
  5. тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;
  6. формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета[22, 107 с.].

    Методика  анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии. 

    1.3. Стратегии инновационной  деятельности

    Стратегия является отправным пунктом теоретических  и эмпирических исследований. Организации  могут отличаться тем, насколько  их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

    Разработанная стратегия редко бывает чисто  формальной и базируется частично на оценках и интуиции нескольких сотрудников  из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме: 
 

               
     
     
     

    Рис. 3. Фазы стратегического планирования

     Фаза А является наиболее сложной. Механизм ее реализации наглядно представлен на схеме:

    
    
Цели и установки

    1

        
    
Внешний анализ (сильные и слабые стороны)

    3

        
    Формулировка  стратегии

    4

        
    Внешний анализ (шансы и опасность)

    2

    

       
 
 
 
 

    Рис. 4. Формулировка стратегии

    Многие  стратегии возникают после идеи, связанной с новшеством.

    Основу  выработки инновационной стратегии  составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика[18, 176 с.].

<

Информация о работе Эффективность инновационного менеджмента