Исследование инновационного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Таким образом,основная цель дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.

Задачи: 1) изучить теоретические экономические методические основы инноваций и инновационных процессов(классификация, этапы проведения, создание новой продукции)

2) провести анализ инновационного развития на предприятии ООО «НОМАКО»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы инноваций и инновационных процессов....5

1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение…………………………5

1.2. Структура инновационного процесса………………………………………….7

1.3 Задачи и функции инноваций…………………………………………………...8

1.4 Классификация инноваций…………………………………………………….15

Глава 2. Исследование инновационного развития на примере компании ООО «Номако»…………………………………………………………………….20

2.1. Краткая характеристика ООО «Номако"…………………………………….20

2.2. Инновационное развитие в компании ООО «Номако»…………………….22

2.3.Анализ показателей эффективности инноваций в ООО «Номако»………...24

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы…………………………………………..29

Приложение………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

КУрсач Характеристика нововведений в организации.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

  Цели  процесса инновации можно свести к следующим: нахождение нового технического решения задачи: создание изобретения; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР); налаживание серийного производства продукции; параллельная подготовка и организация сбыта; внедрение нового товара на рынок; закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии.

  Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится  к фирмам, занятым производством  наукоемкой продукции. У них наблюдается  особо тесное

взаимодействие  службы НИОКР со службой маркетинга Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует

1Медынский  В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 1997.С.36

обратная  связь, позволяющая в процессе НИОКР  максимально учитывать требования потребителей и корректировать в  соответствии с ними технико-экономические  показатели нового изделия с целью  их оптимизации. К

основным  этапам инновационного процесса относят: генерация идей: отбор идеи; разработка замысла и его проверка; экономический  анализ; разработка товара; пробный  маркетинг; коммерческая реализация.

1.4 Классификация инноваций

  Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.1

  Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.1

  По  признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.

  -защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

  -стратегическая группа формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

  По  предмету и сфере  приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством)1.

1Медынский  В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 1997.С.36

 По степени новизны инноваций выделяют:

-нестандартные  группы инноваций, включающие  новый товар, произведенный

на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;

-улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

-модификационные нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

  По  характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют  сложившиеся на рынке новые потребности.1

  По  масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

  Несмотря  на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

  Детальная и оригинальная типология инноваций  дана А.И. Пригожиным.1 Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот

замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют

жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление,

1.Бусыгин А.В. Финансы и статистика. М.: ИНФРА-М, 2000.С.41

использование, устаревание. Инновация же - это зарождение

диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно  функционирующих элементах соответствующих объектов").

-крупнейшие (базисные) инновации - реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;

-крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

- средние  инновации реализуют такого же  уровня изобретения и служат  базой для создания новых моделей  и модификаций данного поколения  техники, заменяющих устаревшие  модели более эффективными либо  расширяющих сферу применения  этого поколения;

-мелкие  инновации - улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

М. Уолкер1 выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени

использования в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные  на использовании фундаментальных  научных знаний и широко применяющиеся  в различных сферах общественной  деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также  использующие научные исследования, но имеющие ограниченную

1Добров Г.М. Системный анализ организационно-управленческих проблем научно-технического прогресса. Киев: Знание,2000.С.20

область применения (например, измерительные приборы для химического

производства);

3) разработанные  с использованием уже существующих  технических знаний новшества  с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя  для сыпучих материалов);

4) входящие  в комбинации различных типов  знаний в одном продукте;

5) использующие  один продукт в различных областях;

6) технически  сложные новшества, появившиеся  как побочный результат крупной  исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная  на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);

7) использующие  уже известную технику или  методы в новой области.

Обобщенная  классификация инноваций  по признакам.1

1.С точки зрения цикличного развития: Крупнейшие, крупные, средние, мелкие.

2.В зависимости от степени использования научных знаний: Основанные на: фундаментальных научных знаниях, научных исследованиях с ограниченной областью применения, существующих технических знаниях, комбинации различных типов знаний, использовании одного продукта в различных областях, побочных результатах крупных программ, уже известной технологии.

3.С точки зрения структурной характеристики: на входе, на выходе, нововведения структуры предприятия.

4.С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности:

технологические, производственные, экономические, торговые, социальные

5.В  области управления: инновации продукции, инновации процессов (технологических), инновации рабочей силы, инновации управленческой деятельности

6.С точки зрения назначения: для потребления в качестве товара массового

1.Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. - СПб, СПбГУ, 1997 .С.17

спроса, для промышленного потребления в гражданских отраслях,для потребления в оборонном комплексе

7.По способу: экспериментальные, прямые.

8.По стадии жизненного цикла: инновации, внедряемые на стадии: стратегического маркетинга; НИОКР; организационно-технологической подготовки производства; производства; сбыта; сервиса.

9.В зависимости от размера экономического эффекта: обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз); использование новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз); создание новых конструктивных решений (повышает эффективность на 10-50%);расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%)

10.По уровню управления: федеральные, отраслевые, территориальные, первичного звена управления

11.По срокам управления:20 и более лет,10-15 лет,5-10 лет, до 5 лет

12.По степени охвата жизненного цикла: НИОКР, освоение и применение НИОКР.

13.По объему: точечные, системные, стратегические

14.По отношению к предыдущему состоянию процесса (системы):заменяющие, отменяющие, открывающие, ретронововедения.

15.По назначению: направленные на: эффективность, улучшение условий труда, повышение качества продукции.

16.По источнику планирования: централизованные, локальные, спонтанные.

17.По результативности: внедренные и полностью используемые, внедренные

и слабо  используемые

18.По уровню новизны: радикальные и изменяющие или создающие вновь целые отрасли, системные, модифицирующие

Безусловно, данная классификация1 не является исчерпывающей, но при этом

1.Зимина. // Коммерсант деньги, № 34, 2001.С.7

 

следует отметить, что различные виды инноваций  тесно взаимосвязаны между собой.

ВЫВОДЫ  ПО 1 ГЛАВЕ.

Таким образом,

1.Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.

2.Разработка нового товара должна быть четко спланирована и каждый этап создания новинки тщательно проработан

3.Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

Глава 2. Исследование инновационного развития напримере компании ООО «Номако»

Информация о работе Исследование инновационного развития