Исследование инновационного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Таким образом,основная цель дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.

Задачи: 1) изучить теоретические экономические методические основы инноваций и инновационных процессов(классификация, этапы проведения, создание новой продукции)

2) провести анализ инновационного развития на предприятии ООО «НОМАКО»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы инноваций и инновационных процессов....5

1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение…………………………5

1.2. Структура инновационного процесса………………………………………….7

1.3 Задачи и функции инноваций…………………………………………………...8

1.4 Классификация инноваций…………………………………………………….15

Глава 2. Исследование инновационного развития на примере компании ООО «Номако»…………………………………………………………………….20

2.1. Краткая характеристика ООО «Номако"…………………………………….20

2.2. Инновационное развитие в компании ООО «Номако»…………………….22

2.3.Анализ показателей эффективности инноваций в ООО «Номако»………...24

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы…………………………………………..29

Приложение………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

КУрсач Характеристика нововведений в организации.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

  Контроль  перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.1

  Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

  Заключительная  фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

1.3 Задачи и функции  инноваций

Главной и решающей целью инновационного менеджмента является

1.Добров Г.М. Системный анализ организационно-управленческих проблем научно-технического прогресса. Киев: Знание,2000.С.20

обеспечение успешного функционирования организации  путем осуществления инновационных  процессов, направленных на повышение  конкурентоспособности выпускаемой продукции.

  Инновационный менеджмент призван осуществить  гармонизацию развития организации, то есть согласованное функционирование всех ее подразделений и систем в  соответствии с изменениями, происходящими  во внешней среде.

  Цель  организации – удовлетворение потребностей потребителя, а прибыль выступает как результат осуществления инновационной деятельности1. Для обеспечения гармонизации необходимо создать в организации систему внутрифирменного управления инновациями, предназначенную для решения следующих задач:

-выработка стратегической концепции инновационной деятельности;

-определение направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

-создание организационной структуры управления инновациями;

-планирование производства и сбыта инновационной продукции;

-эффективное использование кадрового и ресурсного потенциала;

-контроль исполнения работ и принятых решений;

-создание творческой атмосферы и мотивации интеллектуального труда

  Гармонизация  с внешней средой предусматривает учет существующих в ней ограничений и решает следующие задачи:

­формирование стратегических и тактических целей  инновационной деятельности организации  с учетом тенденций развития научно-технического прогресса;

­проведение маркетинговых исследований; оценка и использование опыта и достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций).В практике управления выделяют две группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие. Основные функции-это формирование целей, планирование,

1.Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М., ЮНИТИ, 1999.С.32

 

организация и контроль.

Обеспечивающие функции включают в себя те управленческие процессы, которые способствуют эффективному осуществлению основных функций. Среди них можно выделить: социально-психологические функции — делегирование полномочий, мотивация труда; процессуальные функции — принятие решений и коммуникации. Осуществление инновационных идей зависит от эффективности принятых управленческих решений, поэтому менеджеры обязаны выработать четкую последовательность действий, связанных с их выработкой и реализацией. Совокупность таких действий и их выполнение составляют содержание процессуальной функции принятия решений. Функция коммуникации заключается в получении, переработке и передаче информации для осуществления инновации.

  В инновационном процессе имеют дело с новой информацией, поэтому  функция коммуникации весьма важна, имеет свою специфику и требует  создания в организации специальных  информационных структур. Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач инновационной деятельности на определенный период времени. Процесс формирования целей является одним из важнейших разделов инновационного менеджмента, так как при этом обеспечивается единая направленность усилий всех членов организации. Под целью будем понимать желаемое состояние инновационной системы в конце планируемого периода, выраженное совокупностью ее характеристик.

  С одной стороны цель есть результат  прогнозов и оценки сложившейся  ситуации, а с другой стороны она является ограничением для планируемых инновационных мероприятий. Необходимо скоординировать цели различных уровней организации и различных сфер ее деятельности с имеющимися и доступными ресурсами. Обоснованное определение пропорций инновационной деятельности в соответствии с выбранными целями развития, имеющимися

__________________________________________________________________

1.Зимина. // Коммерсант деньги, № 34, 2001.С.3

возможностями ресурсного обеспечения и прогнозируемым спросом на рынке

называется  планированием. Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности  организации вызывается усложнением  инновационных проектов, их вероятностным  характером, специализацией и кооперацией  в инновационной сфере В системе инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:1

­структурирует  цели и доводит их до исполнителей;

­формирует  программы мероприятий для достижения поставленных целей; ­обеспечивает  взаимосвязь отдельных целей, мероприятий и исполнителей;

­определяет материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для

реализации  инновационных программ; оценивает  и регулирует ход работ.

  Организация инноваций составляет одну из важнейших  функций инновационного менеджмента, которую выполняют руководители всех уровней. Она заключается в распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации.

  Реализация  этой функции предполагает проектирование структуры организации, подразделений, определение конкретных заданий, делегирование полномочий для их выполнения. Организация инноваций обеспечивает сочетание всех элементов инновационного процесса для наиболее эффективного выполнения заданий и определяет условия их выполнения, что, в свою очередь, требует от менеджеров проведения гибких и динамичных изменений в зависимости от складывающейся ситуации1. При организации инновационной деятельности сначала формируется научно-производственная структура организации, выбор которой зависит от масштаба инновационной деятельности, специфики продукции или услуг и полноты цикла работ. После этого строится структура управления инновациями.Организационная структура должна гибко реагировать на изменения внешних и внутренних факторов.

1Сергеев И.В., Веретенникова И.И.Организация и финансирование инвестиций. -М., Финансы и статистика,2000.С.25

 

Следующая основная функция  менеджмента, которая завершает управленческий цикл в инновационном процессе это контроль. Контроль это

непрерывное сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями. Правильно организованный контроль гарантирует эффективность выполнения всех остальных функций1. В задачи контроля входит: сбор, систематизация информации о состоянии инновационной деятельности; анализ причин отклонений от намеченных целей и плановых показателей; выработка и реализация мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков.

  Контроль играет роль обратной связи в процессе инновационной деятельности, что придает завершенность процессу управления. В зависимости от целей и масштаба различают несколько видов контроля:

  Стратегический  контроль, осуществляемый высшим звеном менеджмента, предусматривает оценку и анализ реализации концепции инновационной деятельности и концентрируется на основных аспектах инновационной политики (маркетинг, научно-технический прогноз, состояние тематического портфеля инновационных проектов, деятельность конкурентов).

  Оперативный контроль, осуществляемый средним и низовым звеньями менеджмента, предусматривает текущий учет выполнения плановых заданий (тематические и производственные задания, исполнение плановых сроков проведения работ, ресурсное обеспечение).

  Финансовый  контроль2 направлен на экономические показатели инновационной деятельности (издержки, прибыль, использование инвестиций, объемы производства и продаж, финансовое состояние инвестиционных проектов).Этот контроль выполняется на всех уровнях управления, а его осуществление зависит от принятой в организации структуры управления

1Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций.-М.,Финансы и статистика, 2000.С.64

2.Добров  Г.М. Системный анализ организационно-управленческих  проблем научно-технического прогресса. Киев: Знание,2000.С.21

Административный  контроль инновационной деятельности направлен не на учет каких-либо конкретных показателей, а на организацию управления инновационной деятельностью. Этот вид контроля имеет иерархическую структуру и охватывает как стратегическую, так и оперативную составляющие инновационного менеджмента. Осуществление инновационного управления в целом предполагает:

­наблюдение за ходом разработки новой продукции  и ее внедрением; ­рассмотрение проектов создания новых продуктов;

­проведение единой инновационной политики;

­обеспечение  финансами и материальными ресурсами  программ инновационной деятельности;

­обеспечение  инновационной деятельности квалифицированным  персоналом;

­создание временных целевых групп для  комплексного решения инновационных проблем от идеи до серийного производства продукции.

Выбор стратегии важнейшая составляющая цикла инновационного управления. Стратегическое планирование преследует две основные цели: эффективное распределение  и использование ресурсов. Это так называемая «внутренняя стратегия». 1

Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий; адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.). Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в

современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно

, стратегия  должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно

1.«Инвестиционный менеджмент» И.А. Бланк; НИКА-ЦЕНТР- 2002 г.С.11

было  заменить другой.

  Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая  должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет

важную  роль в связях фирмы с внешней  средой, рынком, потребителем. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы  и какие потребности она может  удовлетворить.

  После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели: получение прибыли; освоение новых рынков; создание новых образцов продукции; НИОКР и внедрение новых технологий; Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений.1 Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

Информация о работе Исследование инновационного развития