Инновации их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В производстве научно-технические достижения распространяются в форме инноваций (нововведений). Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике явля¬ются основой экономического развития.

Содержание

Введение 4
1.Понятие инноваций и инновационного процесса. Классификация инноваций 6
2 Влияние инноваций на деятельность организаций 24
3 Основные принципы оценки эффективности инноваций 30
3.1 Система показателей оценки инноваций 32
3.1.1 Интегральный эффект 36
3.1.2 Индекс рентабельности инноваций 37
3.1.3 Норма рентабельности 38
3.1.4 Период окупаемости 40
3.2 Народнохозяйственная эффективность инноваций 41
3.3 Показатели финансовой эффективности инноваций 43
3.4 Научно-техническая эффективность инноваций 44
4 Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста 46
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 116.98 Кб (Скачать)

           Побудительным механизмом развития  инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары (продукцию, услуги). Таким образом, выживаемости фирм в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 

           Значение инноваций постоянно  возрастает, так как практика  бизнеса буквально заставляет каждую компанию вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. Необходимость инноваций диктует не только изменяющаяся внешняя среда, но и угроза устаревания существующих продуктов. В результате трансформаций среды возникают как новые потребности, так и новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира — появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции — детерминируют сокращение жизненного цикла товара. Компании, неспособные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям.

           Инновации — залог успешного  развития компании. Даже если  фирма постоянно модернизирует  свои товары, рынки, на которых  она работает, могут войти в  стадию спада, и стремящимся  к развитию компаниям, время  от времени приходится «высаживаться  на новые территории». Кроме  того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под «прессом» конкурентной борьбы показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.

           Не так давно инновации были  оружием, к которому ведущие  мировые производители обращались  только в случаях особого ужесточения  конкурентной борьбы. С точки зрения стратегии, такие компании можно назвать «конкурентами третьего поколения». В основе конкуренции первого поколения (по окончании второй мировой войны) было ценовое соперничество, ценовые преимущества товаров. В частности, такие японские компании, как Toyota, Casio и Honda, имели возможность устанавливать низкие цены на продукцию, так как их затраты на оплату труда были относительно невелики, они имели высокую производительность и добивались экономии, обусловленной масштабами производства. Хотя представители первого поколения конкурентов были заняты, по преимуществу, поиском путей снижения себестоимости продукции, самые дальновидные дополнили товары еще одним преимуществом — высоким качеством. Сочетание низкой цены товара и отменного качества позволило многим западным компаниям переориентироваться с массового рынка на небольшие специализированные ниши, не представлявшие интереса для их амбициозных конкурентов.

           Рискуя быть неоригинальными,  напомним, что компаниям приходилось  выбирать между конкуренцией по издержкам и конкуренцией по дифференцированию товара, что М. Портер характеризует как «всеобщую стратегию начала бизнеса». Однако в последнее время «победителями» все чаще выходят представители «новой породы» конкурентов, доказавших, что они умеют производить с низкими издержками высокодифференцированные товары. Значение данного явления трудно переоценить. Конкуренты третьего поколения предлагают потребителям «в нагрузку» к высококачественным товарам по низким ценам множество новых продуктов и услуг.

     Система инновационных рычагов.

           Низкие затраты.

           Например, если какая-либо компания  сократит время разработки нового  продукта с шести лет до  трех, это позволит существенно  снизить расходы на развитие  и накладные расходы, ограничить  продолжительность конструкторских  работ. Следовательно, нормальные  издержки современных инновационных компаний составляют лишь часть той суммы, которая необходима для создания новинки их менее расторопным конкурентам.         

           Больше инноваций.

           Высвободив человеческие ресурсы  и оборудование, снизив издержки, компания получает возможность осуществлять больше новых проектов, производить больше новых изделий, не выходя за рамки ранее утвержденного бюджета. Таким образом, компания постоянно обогащает и модернизирует свои предложения.

           Быстрый рост.

           Постоянно обновляющиеся предложения  и широкий выбор продуктов  открывают компании возможности для быстрого роста.

            Высокие прибыли.

           Инновационные компании получают  более высокие прибыли, так  как они экономят ресурсы при  разработке товаров, которые не  только более современны, чем продукция конкурентов, но воплощают в себе новейшие технологии, а потому они предлагаются по высоким ценам. Чем короче жизненный цикл товар, тем выше премия к цене инновационных продуктов.

           Сильные торговые марки.

           Как правило, если компания  является пионером рынка, задача  создания сильной торговой марки значительно облегчается. Новаторский товар изначально обладает отличительным преимуществом, поскольку его аналогов просто не существует. Конкурентам, вступившим на данный рынок позже, придется доказывать превосходство своей продукции над товаром-пионером, что обычно бывает весьма затруднительно, так как разница между конкурирующими изделиями обычно незначительна. Если потребителей устраивает продукт компании-первопроходца, они остаются приверженцами ее торговой марки. Следовательно, для того чтобы «переманить» покупателей на свою сторону, конкурентам придется предложить им существенные качественные или ценовые преимущества. Политика сильных торговых марок основывается на расширении товарных линий, когда авторитетные имена марок используются для выхода на новые рыночные сегменты.

           Уменьшение потребности в прогнозах.

           Если компания наполовину сократит  время, отведенное на создание  нового продукта, отпадает нужда в долгосрочном прогнозировании рыночных потребностей. Чем короче период реализации проекта, тем надежнее прогноз развития рынка.

           Гибкость и совместные усилия.

           Инновационные компании имеют  возможность позиционировать свои  товары одновременно на нескольких сегментах рынка и использовать разные каналы распределения. Это позволяет поставщику охватить значительное рыночное пространство, и уменьшает зависимость от конъюнктуры в той или иной нише; таким образом достигается значительная экономия ресурсов. Наконец, новаторы получают возможность использовать дополнительные потоки денежных средств для наступления на новые рыночные ниши.

           Таким образом, для обеспечения успеха в конкурентной борьбе предприятие должно постоянно заниматься совершенствованием выпускаемой продукции и обновлением ее номенклатуры.

           Внедряя в производство новую  продукцию, предприятия обеспечивают  себе возможности роста объема  продаж и увеличения прибыли  в условиях жесткой конкуренции. 

     Влияние инноваций па стоимость предприятия.

           Инновации, являются основным  средством повышения стоимости,  предприятия и, соответственно, его  оценки рассматривавшимися выше методами оценки бизнеса. Последнее в особенной мере относится к методу дисконтированного денежного потока, в котором рыночная стоимость предприятия оценивается как сумма оценок рыночной стоимости бизнес-линий предприятия (голос нефункционирующие активы).

     В самом деле, для оценки многопродуктовых предприятий, следует, что суммарная оценка многопродуктового предприятия определяется:

     1) остаточными текущими  ценностями  (стоимостями) ранее начатых продуктовых линий предприятия;

     2) чистыми текущими ценностями (стоимостями) вновь осваиваемых бизнес-линий;

     3) возможностями увеличения денежных потоков по ведущимся продуктовым линиям и повышения тем самым их остаточных текущих стоимостей;

     4) неопределенностями и оценками рисков по денежным потокам, ожидаемым в связи с новыми бизнес-линиями — при этом указанные неопределенности и оценки уменьшаются с   "выходом"   новых   бизнес-линий   в   зоны   положительных денежных потоков (что увеличивает после стартовых инвестиций оценку остаточной стоимости начатых новых бизнес -линий).

           Имея в виду эти обстоятельства, можно сказать, что наиболее радикальным путем повысить стоимость многопродуктового предприятия служит комплекс мероприятий, предусматривающий:

          - прекращение операций по тем продуктовым линиям, которые находятся на завершающих стадиях, своего жизненного цикла и чья остаточная текущая стоимость вносит лишь очень небольшой вклад в суммарную оценку предприятия;

          - высвобождение  этим активов,  которые  могут тогда быть либо квалифицированы как нефункционирующие (их стоимость в этом случае добавляется к суммарной оценке предприятия), либо использованы для освоения новых продуктовых линий;

          - с использованием высвобожденных активов и привлечением всех возможных источников финансирования освоение новых бизнес-линий (новых товаров и услуг) — возможно на основе новых сбытовых и закупочных линий, новых материалов, технологических процессов и пр., чистая текущая ценность которых даже еще до начала развертывания инвестиций в эти бизнес-линии внесет гораздо больший вклад в суммарную оценку предприятия, чем утрачиваемый вклад в нее прекращаемых  продуктовых линий;

          - быстрейшее развертывание по новым бизнес-линиям хотя бы  начальных  производственных  и  торговых мощностей, способных в самое сжатое время обеспечить предприятию по этим новым линиям положительные   денежные   потоки,   что  резко  уменьшит восприятие рисков новых инвестиционных проектов инвесторами и соответственно увеличит оценку стоимости (ценности) новых бизнес-линий, (по которым тогда в интересах большей инвестиционной привлекательности предприятия дальнейшее развертывание необходимых мощностей откладывается.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИННОВАЦИЙ

 

     До  самого последнего времени расчет эффективности  инвестиций производился преимущественно  с "производственной" точки зрения и мало отвечал требованиям, предъявляемым  финансовыми инвесторами:

     - во-первых, использовались статические методы расчета эффективности вложений, не учитывающие фактор времени, имеющий принципиальное значение для финансового инвестора;

     - во-вторых, использовавшиеся показатели были ориентированы на выявление производственного эффекта инвестиций, т.е. повышения производительности труда, снижения себестоимости в результате инвестиций, финансовая эффективность которых отходила при этом на второй план.

     Поэтому для оценки финансовой эффективности  проекта целесообразно применять  т.н. "динамические" методы, основанные преимущественно на дисконтировании  образующихся в ходе реализации проекта  денежных потоков. Применение дисконтирования  позволяет отразить основополагающий принцип "завтрашние деньги дешевле  сегодняшних" и учесть тем самым  возможность альтернативных вложений по ставке дисконта. Общая схема  всех динамических методов оценки эффективности  в принципе одинакова и основывается на прогнозировании положительных  и отрицательных денежных потоков (грубо говоря, расходов и доходов, связанных с реализацией проекта) на плановый период и сопоставлении  полученного сальдо денежных потоков, дисконтированного по соответствующей  ставке, с инвестиционными затратами.

     Очевидно, что такой подход сопряжен с необходимостью принятия ряда допущений, выполнить  которые на практике (в особенности  в российских условиях) достаточно сложно. Рассмотрим два наиболее очевидных  препятствия.

     Во-первых, требуется верно оценить не только объем первоначальных капиталовложений, но и текущие расходы и поступления  на весь период реализации проекта. Вся  условность подобных данных очевидна даже в условиях стабильной экономики  с предсказуемыми уровнем и структурой цен и высокой степенью изученности  рынков. В российской же экономике  объем допущений, которые приходится делать при расчетах денежных потоков, неизмеримо выше (точность прогноза есть функция от степени систематического риска).

     Во-вторых, для проведения расчетов с использованием динамических методов используется предпосылка стабильности валюты, в  которой оцениваются денежные потоки. На практике эта предпосылка реализуется  при помощи применения сопоставимых цен (с возможной последующей  корректировкой результатов с учетом прогнозных темпов инфляции) либо использования  для расчетов стабильной иностранной  валюты. Второй способ более целесообразен  в случае реализации инвестиционного  проекта совместно с зарубежными  инвесторами.

     Безусловно, оба эти способа далеки от совершенства: в первом случае вне поля зрения остаются возможные изменения структуры  цен; во втором, помимо этого, на конечный результат оказывает влияние  также изменение структуры валютных и рублевых цен, инфляция самой иностранной  валюты, колебания курса и т.п.

     В этой связи возникает вопрос о  целесообразности применения динамических методов анализа производственных инвестиций вообще: ведь в условиях высокой неопределенности и при  принятии разного рода допущений  и упрощений результаты соответствующих  вычислений могут оказаться еще  более далеки от истины. Следует  отметить, однако, что целью количественных методов оценки эффективности является не идеальный прогноз величины ожидаемой  прибыли, а, в первую очередь, обеспечение  сопоставимости рассматриваемых проектов с точки зрения эффективности, исходя из неких объективных и перепроверяемых критериев, и подготовка тем самым основы для принятия окончательного решения.

Информация о работе Инновации их эффективность