Инновации их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В производстве научно-технические достижения распространяются в форме инноваций (нововведений). Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике явля¬ются основой экономического развития.

Содержание

Введение 4
1.Понятие инноваций и инновационного процесса. Классификация инноваций 6
2 Влияние инноваций на деятельность организаций 24
3 Основные принципы оценки эффективности инноваций 30
3.1 Система показателей оценки инноваций 32
3.1.1 Интегральный эффект 36
3.1.2 Индекс рентабельности инноваций 37
3.1.3 Норма рентабельности 38
3.1.4 Период окупаемости 40
3.2 Народнохозяйственная эффективность инноваций 41
3.3 Показатели финансовой эффективности инноваций 43
3.4 Научно-техническая эффективность инноваций 44
4 Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста 46
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 116.98 Кб (Скачать)
 
 
Введение 4
1.Понятие  инноваций и инновационного процесса. Классификация инноваций 6
2 Влияние инноваций на деятельность организаций 24
3 Основные принципы оценки эффективности инноваций 30
3.1 Система показателей оценки инноваций 32
3.1.1 Интегральный эффект 36
3.1.2 Индекс рентабельности инноваций 37
3.1.3 Норма рентабельности 38
3.1.4 Период окупаемости 40
3.2 Народнохозяйственная эффективность инноваций 41
3.3 Показатели финансовой эффективности инноваций 43
3.4 Научно-техническая эффективность инноваций 44
4 Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста 46
Заключение 58
Список  использованных источников 61

 

      ВВЕДЕНИЕ 

          В производстве научно-технические  достижения распространяются в  форме инноваций (нововведений). Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

          С инновациями тесно связан инновационный процесс, который представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой. Под инновациями понимаются вновь созданный материал, продукция или технология, впервые внедряемые в производство. В это же понятие укладывается и организация или создание рынка для нового, впервые произведенного продукта.

           Современные инновационные процессы  достаточно сложны. Для проведения  анализа закономерностей их развития  необходимы специалисты, занимающиеся  различными организационно-экономическими аспектами нововведений — инновационные менеджеры. Их задача — способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Инновационная деятельность как одна из форм инвестиций осуществляется с целью внедрения НТП в производство и социальную среду. Она включает выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии, реализацию долгосрочных научно-технических программ, финансирование фундаментальных исследований.

           Для рыночной экономики характерна  конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

     Таким  образом, для обеспечения выживаемости  фирмы в конкурентной  борьбе  необходимо  принимать  во  внимание  феномен инноваций  и  инновационного  процесса.

     Целью курсовой работы является изучение процесса инноваций и рассмотрение инновационное  развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА КЛАССИФИКАЦИЯ  ИННОВАЦИЙ
 

             В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

            В литературе насчитывается множество  определений понятия инноваций. Например, Э.А. Уткин в работе «Управление фирмой» определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.      

            По признаку содержания или  внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

            Различные ученые, в основном  зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки,  В. Д. Хартман, Э, Мэнсфилд, Р.  Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э.  Роджерс и др.), трактуют это  понятие в зависимости от объекта  и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация — это такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование  идей   и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

     Анализ  различных определений инновации  приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

     Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

     1) использование новой техники,  новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа);

     2)  внедрение продукции с новыми  свойствами;      

     3)  использование нового сырья;                              

     4) изменения в организации производства  и его материально-технического обеспечения;

     5)  появление новых рынков сбыта.

           Эти положения И. Шумпетер сформулировал  еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

           Иногда инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

           В соответствии с международными  стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

           Инновация может быть рассмотрена  как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

           Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс — более  широкое понятие. Он может быть  рассмотрен с различных позиций  и разной степенью детализации. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности. Во-вторых, инновационный процесс можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения. В общем плане инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит, и новых потребителей.

            То есть, инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

           Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

           Научно-технические разработки и  нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

           Из сказанного следует, что  инновацию — результат — нужно  рассматривать неразрывно с инновационным  процессом. Инновации присущи  в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

           Коммерческий аспект определяет  инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые, технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

           На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия.

           Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

           Следовательно, научно-технические инновации должны:

     - обладать новизной;

     - удовлетворять рыночному спросу;

     - приносить прибыль производителю.

           Распространение нововведений, как  и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

           Различают три логические формы ИП: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

           Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

           При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

           Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Информация о работе Инновации их эффективность