Инновации их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В производстве научно-технические достижения распространяются в форме инноваций (нововведений). Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике явля¬ются основой экономического развития.

Содержание

Введение 4
1.Понятие инноваций и инновационного процесса. Классификация инноваций 6
2 Влияние инноваций на деятельность организаций 24
3 Основные принципы оценки эффективности инноваций 30
3.1 Система показателей оценки инноваций 32
3.1.1 Интегральный эффект 36
3.1.2 Индекс рентабельности инноваций 37
3.1.3 Норма рентабельности 38
3.1.4 Период окупаемости 40
3.2 Народнохозяйственная эффективность инноваций 41
3.3 Показатели финансовой эффективности инноваций 43
3.4 Научно-техническая эффективность инноваций 44
4 Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста 46
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 116.98 Кб (Скачать)

       В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

           Простой инновационный процесс  переходит в товарный за две фазы:

     1) создание новшества и его распространение;

     2) диффузия нововведения.

           Первая фаза — это последовательные  этапы научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства  и сбыта, организация коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

           Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

           Диффузия инновации процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведения в рыночной экономике.

           В реальных инновационных процессах  скорость диффузии нововведения зависит от различных факторов:

     1) формы принятия решения;

     2) способа передачи информации;

     3) свойств социальной системы, а также свойств самого нововведения.

           Свойствами нововведения являются относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

           Один из важных факторов распространения  любой инновации состоит в  ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия нововведения — это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

           Субъектов инновационного процесса  можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

           Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

           В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

           Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

           Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

           И. Шумпетер считал ожидание  сверхприбылей главной движущей  силой принятия нововведения. Однако на ранних стадиях диффузии нововведения никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.

           Внедрение нововведения — это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.

           Во всех случаях для принятия  решений каждым субъектом альтернативные  технологии сравниваются с решениями,  принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию  достаточно сложно, так как это  связано с конкурентным положением  фирм на рынке. Каждая фирма  может быть знакома с опытом  ограниченной выборки фирм, меньшей,  чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведения в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.

           Следовательно, диффузия нововведения  зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.

           Оценить относительные преимущества  нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

           Для быстрого распространения  инновации нужна развитая инфраструктура.

           Инновационный процесс имеет  циклический характер.

           Деятельность, представляющая ИП, распадается  на отдельные различающиеся между  собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.

           Значительно больше оно проявляется  в увеличении экономического  и научно-технического потенциала  как предпосылки возникновения  новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.

           В общем виде ИП можно записать  так:

     ФИ  → ПИ → Р →  Пр →  С → ОС → ПП→  М → Сб ,

           где ФИ фундаментальное (теоретическое) исследование;

           ПИприкладные исследования;        

           Р  — разработка;

           Пр — проектирование;

           С — строительство;

           ОС — освоение;

           ППпромышленное производство;

           М — маркетинг;

           Сб — сбыт.

           Для анализа этой модели следует  абстрагироваться от факторов  обратной связи между различными  ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.

           Начальной стадией инновационного  процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности. Разумеется, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

           Что же представляет собой  научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа — это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

           Характерно, что количество новых  сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

           Если говорить о конечном результате  ФИ, то необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

           Теоретическое исследование не  связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент инновационного процесса. Вместе с тем необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

           Только некоторые фундаментальные  исследования воплощаются в ПИ — Р — ПР и т. д. Примерно 90% тех фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИпознание и развитие процесса (теории вопроса).

           Иную целенаправленность имеют  прикладные исследования (ПИ). Это "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

           В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы М и Сб связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса. Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

           Инновационный менеджментэто совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее:

     -   постановка цели и выбор стратегии;

     - четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

           На каждой стадии цикла решаются определенные задачи:

Информация о работе Инновации их эффективность