Использование информационных технологий на уроке истории Средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать процесс информатизации школьного исторического образования.
Объект: информатизация школьного исторического образования.
Предмет: информационные технологии как средство информатизации школьного исторического образования.
Задачи:
Описать процесс информатизации школьного исторического образования.
Выявить возможности применения информационных технологий на уроке истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Процесс информатизации школьного исторического образования..5
Информатизация процесса обучения…………………………………………………………………….5
Информационные технологии как средство обучения истории……..…9
Опыт применения информационных технологий……………………...14
Глава II. Практическое применении информационных технологий на уроке истории средних веков…………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Использование информационных технологий.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

1. Создать  условия для усвоения учащимися причин ослабления королевской власти; причин прихода норманнов, их образ жизни и роль в истории.

2. Продолжить  формирование умений анализировать  исторические факты, участвовать  в обсуждении, выполнять практическую  работу на контурной карте. 

Ход урока. 

I. Оргмомент. 

II. Терминологический диктант (введение в тему и актуализация первичных знаний).

  

  На доске  изображены термины:

  

Папа  Римский, монах, аббат, майордом, феодальная раздробленность, монастрырь, духовенство, грех, феод, феодал. 

  -Учащимся  предлагается объяснить смысл этих слов и выяснить, что их объединяет. Самостоятельная работа учащихся.  

III. Изучение нового материала.

1.Причины ослабления государств на территории Западной Европы.

- Демонстрируется карта «Западная Европа» на интерактивной доске.

  1) Покажите (обведите) территорию Франции, Священной Римской империи.

  2) Покажите (отметьте галочками) главные города Западной Европы в IX-XIвв.

  2. Норманы. Рассказ учителя.

- На  доске – иллюстрация и краткая  историческая справка.

  Укажите стрелками (нарисуйте) направление вторжения норманнов.

- Самостоятельная  работа учащихся с текстом  учебника. (§ 11, п. 5).Найти в учебнике описание внешнего вида норманнов (нарисуйте стилусом на доске как вы представляете себе викинга), условия в которых они жили, причины нападения на Европу.

 - В итоге демонстрируется карта «Государства норманов».

  Вопрос  для размышления. Почему норманны  достигли успехов во время  завоевания Западной Европы?

IV. Закрепление  полученных знаний.

Опрос.

Как еще  назывались норманны?

Скотоводы или земледельцы?

На какие  государства нападали?

Когда начались походы? Когда завершились?

В связи  с чем завершаются походы? 

V. Итог  урока. Оценка работы учащихся.

 Домашнее  задание: § 4, вопросы 1-3,7, доклад «Алкуин». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    На  современном этапе развития общества обновление школ возможно лишь на путях  разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания.

    Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам:

    1. Повышение уровня использования  наглядности на уроке;

    2. Повышение производительности урока;

    3. Установление межпредметных связей  с основами информатики (ОИ) и  вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др.

    4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.

    5. Необходимость обращать огромное  внимание на логику подачи  учебного материала положительным  образом сказывается на уровне  знаний учащихся.

    6. Улучшаются взаимоотношения учителя  с учениками, далекими от истории,  но увлеченными ПК. Подростки  начинают видеть в преподавателе  "родственную душу".

    7. А самое главное - у учеников  меняется отношение к ПК как  к дорогой, увлекательной игрушке.  Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

    Развитие  общества сегодня диктует необходимость  использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная  школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

    В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.

    Собрав  необходимый материал для урока  на CD, учитель может в нужный момент использовать его на уроке. С каждым годом возможности учителей будут расширятся, в связи с интенсивной компьютеризацией школ, подключением школ к высокоскоростному Интернету; Что скажется на формировании устойчивого интереса к обучению.

    Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю истории. Это связано с тем, что специфика исторической дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом.

    Демонстрация  видеофильма, компьютерные программные  технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Широкие возможности представляет Интернет. Учитель истории может выбрать необходимые для урока материалы. В своей работе мы подробно описали возможности использования Интернет-ресурсов. Информация, взятая в сети Интернет увеличивает объём информации, позволяет реализовать интерактивные технологии.

    Современные информационные технологии открывают  учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность  самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

    Как одна из форм проверки знаний учащихся может использоваться тестирование. Оно позволяет объективно оценить  знания учащихся, автоматизировать процесс подведения итогов и избавляет преподавателя от необходимости траты времени на проверку контрольных работ.

    Новые информационные технологии не заменят  учителей и учебников, они создают  новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

    Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

  1. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока.// Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
  2. Абдулгалимов Г. Грани информатизации учебного процесса.// Народное образование.- 2008- №7- С. 217-222.
  3. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. // Школьные технологии. - 2005. - №1.
  4. Вагин А.А. Методика обучения истории. М.,1972
  5. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М. 1968
  6. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю., Ионов И.И., Короткова М.В. Историче-ское образование в современной России: Справочно-методическое по-собие для учителей. М., 1997
  7. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1999
  8. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999
  9. Ваисова Л.М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию.// Преподавание истории в школе.- 2007- №5- С. 22-25.
  10. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.М.,1988
  11. Гладких О.А. Использование интерактивной доски на уроках информатики //http://ito.edu.ru/2008/Kursk/II/II-0-12.html .
  12. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность. // Школьные технологии. - 2007. - №2.
  13. Матрос Д. Информатизация учебного процесса.// Народное образование.- 2008- №8 - С.218-224.
  14. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории. // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.
  15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2007.
  16. Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.
  17. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.
  18. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
  19. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  20. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
  21. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования/ Н.Б. Крылова // Школьные технологии. - 2004. - №5.
  22. Куркин Е.Б. Технологизация образования - требование времени/ Е.Б. Куркин // Школьные технологии. - 2007. - №1. - с.23-33.
  23. Манцивода А.В. Достижения в Интернете и будущее информационной среды российского образования / А.В. Манцивода, А.А. Малых // Информационные технологии. - 2008. - №1.
  24. Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории / А.А. Маткин. - (http://schools. perm.ru)
  25. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. - Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14

 

  1.     «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения истории»// http://www.history.ru/content/view/1933/87/
  2. Несмелова М.Л. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории// Преподавание истории в школе. - 2002. -№ 9
  3. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1991.
  4. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. М., 1990.
  5. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1989.
  6. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. / В.Б. Румянцев // Преподавание истории и в школе. - 2002. - № 8. - 75-77с.
  7. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок.// Народное образование.- 2005- №8- С. 136-141.
  8. Современные методы в современном преподавании. Материалы конференции // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 9. - 48с.
  9. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.
  10. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / В.В. Тороп // Преподавание истории в школе. - 2007. - №2. - с.4-8
  11. Хропов Е.С. Новая компьютерная технология в работе с картой на уроке истории.// Преподавание истории в школе.- 2008- №1- С. 9-18.
  12. Цифровые образовательные ресурсы в учебном образовательном процессе педагогического вуза и школы: Тезисы докладов I региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 140с.
  13. Чернов А.В. Мультимедийный кабинет / А.В. Чернов // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 7. - 40-46с.
  14. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель истории. - 2005. - №5. - 13-17с.
  15. Шоценко С. Страна, загадочная, как Сфинкс / С. Шоценко // История (Приложение к газете "Первое сентября"). - 2004. - № 13. - 24с.

Информация о работе Использование информационных технологий на уроке истории Средних веков