Использование информационных технологий на уроке истории Средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать процесс информатизации школьного исторического образования.
Объект: информатизация школьного исторического образования.
Предмет: информационные технологии как средство информатизации школьного исторического образования.
Задачи:
Описать процесс информатизации школьного исторического образования.
Выявить возможности применения информационных технологий на уроке истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Процесс информатизации школьного исторического образования..5
Информатизация процесса обучения…………………………………………………………………….5
Информационные технологии как средство обучения истории……..…9
Опыт применения информационных технологий……………………...14
Глава II. Практическое применении информационных технологий на уроке истории средних веков…………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Использование информационных технологий.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Использование информационных технологий

на  уроке истории  Средних веков.

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I. Процесс информатизации школьного исторического образования..5

    1. Информатизация процесса обучения…………………………………………………………………….5
    2. Информационные технологии как средство обучения истории……..…9
    3. Опыт применения информационных технологий……………………...14

Глава II. Практическое применении информационных технологий на уроке истории средних веков…………………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Двадцать  первый век и окружающее нас информационное общество оказывают серьезное воздействие  на каждую из сфер жизни человека, в  том числе на школу и вузы —  основные институты среднего и высшего образования. Это влияние вполне очевидно и не требует подробного объяснения — все мы являемся свидетелями важнейших информационных процессов, происходящих вокруг нас и затрагивающих каждого: изменение скорости обновления информации и, как следствие, ее более скорое устаревание, потеря актуальности; расширение возможности относительно свободного доступа к информационным ресурсам различного рода; возникновение нового типа мышления, обусловленное появлением новых сфер информационно-интеллектуальной работы, в том числе дистанционной, и т.п.

    Эти и ряд других факторов перемещают акценты и в образовании. Школа  и вуз более не являются приоритетными  источниками получения знаний. Современному учащемуся не требуется запоминать в большом объеме конкретный материал, зато необходимы навыки самостоятельного поиска нужной ему информации, ее переработки и интерпретации. Выпускнику школы необходимы умения самостоятельной постановки задач, успешного достижения результата и контроля за исполнением. Именно этих навыков ждут от учащегося будущие работодатели, они же необходимы человеку для успешной жизни в обществе.

    Сегодня трудно представить себе ребенка  младше 14 лет, не знающего, что такое компьютер, Интернет или просто сотовый телефон. Поколение нынешних школьников осваивает компьютер и новые технологии легко и не задумываясь, как любой ребенок познает окружающий его мир. Одновременно достаточно легко представить себе учителя, который не умеет работать на компьютере и воспринимает его настороженно, как явление с недостаточно определенной степенью пользы или риска. 

    Поэтому главной характеристикой и перспективой того, что называется процессом информатизации школы, является возможность компьютера стать действительно персональным, важным и необходимым как для ученика, так и для учителя, возможность настроить его «под себя», под свои собственные психологические особенности, творческие задачи и индивидуальный рабочий темп.

    Информационные  технологии в образовании активно  используются в основном, в организационно-управленческой деятельности учебных заведений- руководителями различных уровней, а также  учителями для подготовки к уроку (поиск информации, подготовки раздаточного материала и т.д.) и, возможно после урока для обработки  результатов. Однако на уроке информационные технологии часто используются крайне неэффективно, скажем для проецирования слайдов или для тестирования. Известны примеры, когда некоторые педагоги не понимают цели и не владеют методами использования в учебном процессе компьютерного и презентационного оборудования и электронных учебных материалов и получают отрицательный педагогический эффект. Это подтверждает недостаточность разработки  методической составляющей в вопросах внедрения информационных технологий в образование.

    Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляет мультимедиа библиотеки и всемирная сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную систему.

    Чтобы преодолеть это противоречие необходимо радикально изменить содержание и методы образования, приспособить  новые  информационные возможности к рамкам традиционного урока. Первое сегодня, возможно осуществить только во внеклассной работе, второе же осуществляется в виде компьютерного урока1.

    Цель  исследования: показать процесс информатизации школьного исторического образования.

    Объект: информатизация школьного исторического образования.

    Предмет: информационные технологии как средство информатизации школьного исторического образования.

    Задачи:

  1. Описать процесс информатизации школьного исторического образования.
  2. Выявить возможности  применения информационных технологий на уроке истории.

    Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что в ней выявлены возможности использования информационных технологий  на уроке истории.

    Практическая  значимость исследования:

    1. Обзор литературы по данной теме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Процесс информатизации школьного исторического образования.

1.1 Информатизация процесса обучения.

    Информатизация  образования – это сложный  многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению  к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации2.

    Истинным  критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства.

    Вовлечь в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы – вот главная задача информатизации.

    Внедрение информационных технологий в процесс  преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения  информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

           контроль знаний

           лабораторный практикум

           наглядность на уроке

           самообразование (сетевое взаимодействие)

    Таким образом, информатизация школы возможна лишь при одновременном развитии, как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства всеми участниками учебного процесса.

    Информатизация  обучения- это процесс направленный на оптимальное содержание обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Это педагогический процесс. Так как обучение является передачей информации ученику, то можно сделать вывод, что информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики и педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология- это информационная технология. Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании, появилась необходимость  говорить об информационных технологиях обучения3.

    Компьютер и все другие устройства являются инструментами, каждый шаг по  преобразованию и передачи информации контролируется и направляется человеком.

    Информатизация  процесса обучения состоит из следующих основных звеньев:

    • Первое звено (подготовительное)- формирование школьного  компонента содержания образования и построение внутришкольного образовательного мониторинга;
    • Второе звено (конструктивное)- конструирование системы уроков;
    • Третье звено (дидактическое)- взаимодействие педагогов и учащихся;
    • Четвертое звено- текущий анализ;
    • Пятое звено- тематический (итоговый) анализ.

    В первом звене происходит формирование школьного компонента содержания образования  и построение внутришкольного образовательного мониторинга, который состоит из трех частей: психологической, педагогической и здоровья. Накапливаемая информация о реальном ходе процесса обучения может привести  к корректировке школьного компонента содержания образования.

    Во  втором звене происходит конструирование учителем системы уроков по такой проблеме: оптимизация распределения учебного времени между дидактическими единицами темы; построение оптимальной системы уроков и каждого урока; осуществление дифференцированного подхода к учащимся; оптимальный отбор форм и методов работы на уроке; педагогическое прогнозирование. Вся эта работа должна происходить  в режиме диалога учителя с компьютером и опираться на информационные модели ученика и содержания образования.

    Третье  звено- центральное в структуре  обучения. В зависимости от реальных учебных возможностей учащихся и других особенностей системы, дидактическое взаимодействие может протекать в различных вариантах. Именно выбор оптимального варианта такого взаимодействия составляет  наиболее важный аспект деятельности учителя.

    Четвертое звено позволяет своевременное  выявить слабые места  в процессе обучения, принимать оперативные  меры по его корректированию, то есть оперативно применять новые методы и формы работы, менять соотношение между уроками темы, вносит изменения в дифференцированный подход. В этом звене предполагается самоанализ учащимися результатов своей текущей работы, выявления тем, требующих доработки, внесение изменений в самостоятельную работу.

    Пятое звено включает получение и анализа  итоговой информации о результатах дидактического взаимодействия, сопоставление результатов с поставленной целью, выявление нерешенных задач, причины отставания учащихся, самоанализ педагогом своей деятельности, определение исходных данных для осуществления нового цикла процесса обучения. Это порождает итоговую обратную связь в процессе обучения, которая носит не только информативный характер о результате взаимодействия, но и оказывает влияние на конструирование нового цикла взаимодействия, делая его более высоким по своему уровню4. 

Проблемы  информатизации в  школе и пути их решения5. 

    Проблемы информатизации в школе можно группировать по деятельности учителя на различных этапах учебного процесса:

  • Подготовка к уроку и доступ к любой необходимой информации;
  • Определение «дозы» использования различных, имеющихся в наличии, средств обучения;
  • Ведение урока и информационно-технологическое обеспечение его всем необходимым;
  • Обработка результатов занятия и запись их в информационный банк;
  • Работа в информационной системе учебного заведения и подготовка материалов к следующему уроку;

    Очевидно, что для решения повседневных вопросов информатизации учебного процесса компьютеры- «бесполезная груда метала»  без специального программного обеспечения, педагогических программных средств и предметных образовательных ресурсов.

    Возможность принятия нестандартных решений  в различных ситуациях информатизации учебного процесса, которые зависят  от множества различных параметров, и необходимость работать в различных  компьютерных системах говорят о  необходимости адресной подготовки педагогических кадров по вопросам информатизации.

Информация о работе Использование информационных технологий на уроке истории Средних веков