Содружество независимых государств: перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее время переживает сложный и переломный момент своего становления в качестве регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве.
Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Не мало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.

Содержание

Введение
Глава I. Современное состояние СНГ и основные проблемы……………..5
1.1. Современное состояние СНГ…………………………………………....5
1.2. Основные проблемы СНГ………………………………………………..9
Глава II. Перспективы развития СНГ…………………………………………15
2.1. Концепции развития СНГ………………………………………………….15
2.2. Перспективы развития СНГ………………………………………………..23
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая перспективы снг.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

26 Концепции дальнейшего развития СНГ, 2007 //http://www.cis.minsk.by/ 

вопрос о соотношении  деятельности СНГ и иных существующих на его

пространстве интеграционных объединений.

     Таким образом, с принятием Концепции и Плана у СНГ появилась конкретная

поэтапная программа  первоочередных и перспективных действий. Очень важно, что государства – участники СНГ пришли в октябре 2007 г. к общему пониманию того, что в ближайшем будущем никакие внешние партнёры, никакие альтернативные форматы сотрудничества формат СНГ в полном объёме заменить не смогут. По нашему мнению, определив для себя именно этот путь развития, лидеры стран СНГ солидаризировались с российской точкой зрения о необходимости сохранения СНГ в будущем. Считается, что странам СНГ в процессе интеграции нет необходимости проходить все этапы, которые были присущи магистральному пути послевоенной европейской интеграции, – признанному «эталону» в этой области: зона свободной торговли, таможенный союз, внутренний рынок, экономический и валютный союз и т.д.27

     Одно из многочисленных отличий СНГ от ЕС состоит в том, что государства СНГ ещё недавно входили в единое экономическое, политическое и культурное пространство.

     Поэтому в случае СНГ происходит фактическая реинтеграция в сфере экономики бывших стран СССР при условии сохранения политической независимости

и установления между ними рыночных отношений. Изучение нынешнего этапа развития СНГ показывает, что отношения стран на постсоветском пространстве зависят от влияния множества разнонаправленных факторов. Их основное воздействие будет во многом определяться политическим и экономическим весом постсоветских государств в Европе и мире, характером их взаимоотношений и качественным уровнем сотрудничества, позицией третьих стран и других региональных организаций по отношению к СНГ и его членам.28

     Полагают, что расширение ЕС на Восток оказывает несомненное воздействие

__________________________________

27 Концепции дальнейшего развития СНГ, 2007 //http://www.cis.minsk.by/

28 Арцишевский Л. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения // Экономист. – 2001, N 9. – С. 98

на уровень  политических и экономических связей стран СНГ.    Причём это влияние может быть двояким. С одной стороны, быстрый социально-экономический прогресс новых членов Европейского союза из Восточной Европы может усилить их желание вступить в ЕС, даже если последний будет не готов к такому шагу. С другой стороны, в результате ужесточения новыми государствами – членами ЕС правил регулирования торговли, более жёстких визовых ограничений и внедрения общеевропейских технических регламентов страны СНГ объективно выталкиваются за пределы «крепости Европы» и начинают искать новые пути к углублении сотрудничества в рамках Содружества.

Соотношение интеграционных и дезинтеграционных процессов, действующих

на постсоветском  пространстве, будет в дальнейшем решающим образом влиять на развитие СНГ. Его сценарии могут варьировать от простого замораживания сегодняшнего малоэффективного взаимодействия и некой региональной комбинаторики в виде политических и экономических объединений из стран СНГ до образования консолидированной интеграционной группировки, состоящей из нескольких стран, под руководством России.29

     В ближайшие годы СНГ как международная организация будет выполнять в

основном консультативно-координационные функции. Однако большинство

государств – участников СНГ, скорее всего, будут стремиться к усилению взаимного сотрудничества – при условии соответствующей политики России, поддерживающей такое развитие. Сейчас СНГ пытается использовать свои унаследованные от Российской империи и СССР исторические и географические преимущества (уникальный опыт длительного сосуществования и сотрудничества, переплетение человеческих судеб, взаимопроникновение культур, взаимозависимость и взаимодополняемость экономик, единые транспортные коридоры) для обеспечения динамичного социально-экономического развития государств-участников, неуклонного повышения их роли и авторитета в мировом сообществе. Одобренный в 2007 г. курс на развитие

__________________________________

29 Арцишевский Л. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения // Экономист. – 2001, N 9. – С.99

СНГ в целом  способствует плавной адаптации СНГ к современным условиям.

Сейчас, в условиях острого финансово-экономического кризиса, крайне негативно повлиявшего на многие страны СНГ, Российской Федерации в отношениях с партнёрами по Содружеству следует проявлять особенную осмотрительность и прагматизм.30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________________________

30 Концепции дальнейшего развития СНГ, 2007 //http://www.cis.minsk.by/ 

2.2. Перспективы развития СНГ

     Содружество Независимых Государств было создано в декабре 1991 года. Оно объединяет большинство постсоветских стран.

     В последнее время к СНГ и перспективам его развития уделяется большое внимание политиков, научных работников и широких кругов общественности.

     Внутри стран СНГ среди экспертов сложилось преимущественно три точки зрения на развитие этой организации. Сторонники первой отмечают, что Содружество создано для цивилизованного «бракоразводного процесса» стран бывшего Советского Союза. Этот процесс практически завершен и постепенно организация будет утрачивать свою роль и значение на постсоветском пространстве.

     Другие считают, что благодаря существованию Содружества Независимых Государств на постсоветском пространстве в значительной степени сохраняется исторически достигнутый уровень цивилизационных взаимоотношений.

     Третьи видят в СНГ институт реинтеграции, который с неизбежностью должен содействовать преодолению комплекса неадекватных процессов, сложившихся в постсоветских странах после развала Советского Союза. Из самих документов, юридически определяющих статус СНГ и имеющаяся практика его функционирования, неясно, какова из указанных точек зрения является доминирующей.

Перспективы развития в контексте  функционирования международных  экономических объединений.

           Международный Институт Стратегических  Исследований «Vector» исследовал перспективу развития, место и роль СНГ в контексте функционирования основных международных экономических объединений.31

      В настоящее время крупнейшими международными экономическими объединениями являются НАФТА, Евросоюз и АСИАН. Эти объединения контролируют более двух третьих экономик планеты. Нами изучены проблемы,

______________________________________

31 СНГ: Геополитические перспктивы развития. - Научно-методический Совет МИСИ «Vector», 2009 

которые в наибольшей степени для них являются наиболее актуальными. Их

оказалось преимущественно  три. Это проблемы убывающих сырьевых запасов.      Второе - защита и обеспечение эффективного использования рынков сбыта. И третье - доступ к рынкам дешевой рабочей силы. Установлено, что ни одна из ведущих экономических стран и объединений не являются самодостаточными с точки зрения указанных критериев развития. В то же время наибольшие природно-сырьевые и другие ресурсы сосредоточены на территориях именно стран СНГ.32

     Особо впечатляет природно-ресурсный потенциал России, где разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Из них почти 40 процентов введены в промышленное освоение. Доля мировых запасов нефти составляет 12-13 процентов, газа – 32 процента, железной руды – 26 процентов, кобальта – 21 процент, цинка – 15 процентов. Россия принадлежит первое место в мире по общим земельным площадям, запасам древесины, приливной энергии морей, водных ресурсов, пресной воды и т.д. Более того, особо перспективным является дальнейшее освоение российской Арктики, которая по различным оценкам содержит около трети минеральных ресурсов планеты. Другой страны в мире с такими огромными ресурсно-сырьевыми богатствами нет. Однако в России ощущается дефицит марганца, урана, титана, высококачественных бокситов и некоторых других видов минерального сырья, которые имеются в других странах СНГ. В целом бывшие постсоветские страны являются особо богатым природно-сырьевыми запасами регионом планеты, что делает их совместно самодостаточными в организации любых систем производства. Наряду с этим, СНГ – особо привлекающий как рынок сбыта товаров, так и рынок квалифицированной рабочей силы. В данной связи роль и значение СНГ будет объективно возрастать.33

_________________________________

32 СНГ: Геополитические перспктивы развития. - Научно-методический Совет МИСИ «Vector», 2009

33 Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. - 2006. - N 4. 
 

Геополитические перспективы СНГ

    С точки зрения перспектив развития Содружества отчетливо наблюдается два

наиболее реальных геополитических сценария. Первый: неоколонизация под видом включения  территорий в мировые рынки и экспортом так называемой демократии. Другой: объединение государств бывшего Советского Союза вокруг России и создание нового потенциально наиболее богатого и в перспективе доминирующего центра мирового экономического развития.

     Вполне вероятно, что на смену «государственному сепаратизму», распродаже оставшейся собственности и даже отдельных постсоветских государств, может прийти мощнейшее объединение с целью не только целесообразного более экономического развития, но и более прогрессивного решения социальных, политических, гуманитарных и других проблем. СНГ в данном контексте может явиться зародышем нового социально-экономического и политического Содружества, которое в перспективе в существенной степени будет более жизнеспособным, чем указанные выше мировые экономические центры и явится важнейшим фактором мировых геополитических трансформаций в мире в целом.   Потенциальными участниками СНГ могут стать не только постсоветские страны, но и многие страны мусульманского мира, которые традиционно в России видели своего друга и защитника, а также некоторые другие.

Перспективы развития СНГ в сфере организации и управления

     Следующий важнейший вопрос - вопрос организации и управления СНГ. В настоящее время от его решения в существенной степени зависит судьба многих постсоветских стран и самого Содружества.34

     По  мнению специалистов, перспектива СНГ как организации будет зависеть преимущественно от усиления управления организационно-экономическим и политико-правовым сегментами своего развития. По мнению специалистов МИСИ «Vector», назрела необходимость принятия более адекватных решений именно в данной сфере. Страны-участницы СНГ должны отойти от

____________________________________

34 СНГ: Геополитические перспктивы развития. - Научно-методический Совет МИСИ «Vector», 2009

обанкротившейся политики «рыночного фундаментализма» и «рыночного

эгоизма», и перейти  к более надгосударственно регулируемым инструментам проведения внутренней и  внешней политики.

     С точки зрения межгосударственных интересов является целесообразным установление следующих совместных экономических принципов развития:

- создание единого  экономического пространства, по  типу «общего рынка» в странах  западной Европы, с региональной  спецификой;

- в рамках  единого экономического пространства  назрела необходимость: в ликвидации  экономических границ; в создании единого Валютного Фонда или Общего Банка для более адекватного осуществления межгосударственного финансового менеджмента; во ведении наряду с национальными валютами единой денежной валюты; в создании благоприятных условий для свободного перемещения трудовых ресурсов; в установлении единых стандартов научного, культурного и образовательного сотрудничества и т.д.

- Внутри Содружества  Независимых Государств важно  создать максимальные условия  для свободного развития всех  сегментов экономической организации труда, с учетом специфик каждой из стран-участниц.35

Политико-правовые перспективы развития СНГ

     В области политико-правовых отношений необходимо создания такой системы управления, которая адекватно осуществляла бы управленческие функции организации в полном объеме. На наш взгляд, имеющийся Устав Содружества Независимых Государств, в принципе, может стать «именно той Конституцией» СНГ, на основе которой можно создавать соответствующие управленческие институции.36

     С точки зрения повышения политико-правового статуса Содружество объективно нуждается:

- в создании  эффективно работающей надгосударственной  управленческой системы СНГ с  широкими полномочиями, по типу  современных структур 

___________________________________

35 СНГ: Геополитические перспктивы развития. - Научно-методический Совет МИСИ «Vector», 2009

36 Бельчук А.И.  Есть ли перспективы у СНГ? http://www.perspektivy.info/rus/

Евросоюза;

- в создании  системы коллективной защиты  и безопасности, военно-политического сотрудничества на основе статьи 51 Устава ООН, предоставляющей право на коллективную самооборону.

Информация о работе Содружество независимых государств: перспективы развития