Содружество независимых государств: перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее время переживает сложный и переломный момент своего становления в качестве регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве.
Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Не мало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.

Содержание

Введение
Глава I. Современное состояние СНГ и основные проблемы……………..5
1.1. Современное состояние СНГ…………………………………………....5
1.2. Основные проблемы СНГ………………………………………………..9
Глава II. Перспективы развития СНГ…………………………………………15
2.1. Концепции развития СНГ………………………………………………….15
2.2. Перспективы развития СНГ………………………………………………..23
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая перспективы снг.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Несмотря на то, что СНГ не оправдало ожиданий его учредителей как добровольная интеграционная структура (скорее всего, оно оказалось неплохим управляющим процессом развода бывших субъектов советской империи), оно продолжает существовать в общественном сознании как отличительная черта постсоветского пространства, региона, который объединяет страны с похожими социально- экономическими и политическими характеристиками, которым приходится преодолевать на пути своего развития одно и тоже советское структурное, институциональное и культурное наследие.17

     В складывающихся условиях перед странами Содружества остро встает проблема поиска своего места в меняющейся конфигурации современного мира. Предстоит сделать выбор между двумя альтернативными путями приобщения к мировому хозяйству: решать эту задачу практически в одиночку, что для многих стран Содружества обернется, скорее всего, поглощением одним из формирующихся мировых «полюсов», или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах.

_________________________________

17 Домбровски М. Будущие вызовы для стран СНГ. /Доклад для представления на Международной конференции «Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы»// http://www.iet.ru/

Глава II. Перспективы развития СНГ

2.1. Концепция развития СНГ

     Возникнув в уникальных исторических обстоятельствах, связанных с распадом СССР – одной из двух сверхдержав второй половины двадцатого столетия, СНГ на всех этапах своей истории находилось в поиске оптимальной интеграционной модели для своего развития. В 2006–2007 гг. необходимость реформирования

Содружества стала  особенно актуальной, поскольку нарастание противоречий и разногласий между отдельными государствами –участниками СНГ стало очевидным. Дебаты в политических кругах и экспертном сообществе по проблеме реформирования СНГ привели к формированию нескольких подходов.18

      Первый подход, который можно охарактеризовать как радикальный, был предложен президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Основной его смысл выражался в предложении фактически упразднить организацию в том виде, в каком она находилась с начала 1990-х гг., представляя собой «дискуссионный клуб», регулярно принимающий решения, которые не носили обязательного характера для его членов. Астана предложила вместо СНГ

создать на базе уже существующих интеграционных группировок (ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕЭП) более компактную межправительственную

организацию с  функциями таможенного, валютного, экономического и военного союза. По нашему мнению, в подходе Астаны воплотилось стремление придания СНГ координационных функций, которые бы усилили в будущем готовность государств-членов к углублению интеграции. В предложении Казахстана получили отражение также интересы стран СНГ, обладающих развитым ТЭК и

имеющих потенциал  для развития транзитных международных перевозок на своей территории.19

     Второй подход, авторство которого, по нашему мнению, принадлежит России, состоит в том, чтобы сохранить СНГ в нынешнем виде, ограничившись лишь

______________________________________

18 Лебедев С.Н. Содружество Независимых Государств: новый этап развития // Проблемы управления, 2008, № 1 (26) // http://www.cis.minsk.by/

19 Перспективы развития Содружества Независимых Государств на пороге XXI века- 2000. – С 216 

принадлежала  именно России, но, ознакомившись с радикальными косметическими изменениями. Изначально инициатива реформирования СНГ предложениями Казахстана, руководство России предпочло более осторожный и постепенный путь модернизации Содружества. Нам данное решение

представляется  излишне осторожным, и оно заметно ослабляет позицию      Российской Федерации по данной проблеме. В силу своего политического влияния на пространстве СНГ и доминирования в торгово-экономической сфере именно Москва больше других государств заинтересована в ускорении и углублении процессов интеграции.20

     В конечном итоге политическая элита России склонна рассматривать в качестве долгосрочной цели развития СНГ утверждение своего руководства интеграционным процессом и подтверждения лидирующего статуса на постсоветском пространстве, который позволит Москве действовать на международной арене не только от собственного имени, но и от имени всех государств, объединённых в СНГ. Помимо двух крайних позиций по вопросу о стратегическом развитии СНГ, в последние несколько лет были сформулированы или уточнены и иные подходы к развитию организации. Например, Украина категорически выступает против придания институтам СНГ наднациональных полномочий, рассматривая в качестве оптимальной для себя модели вариант построения зоны свободной торговли по примеру ЕАСТ или формирующейся зоны свободной торговли в Северной Америке (НАФТА). Данная позиция

объясняется желанием Киева, а также некоторых других государств СНГ получить доступ к российским энергоносителям по внутренним российским ценам, а также реализовывать на гигантском российском

рынке продукцию собственной промышленности, а также сельского хозяйства.21

     Практика взаимодействия государств СНГ показывает, что ход дискуссии о реформировании организации периодически приводит к тому, что эта

___________________________________

20 Перспективы развития Содружества Независимых Государств на пороге XXI века- 2000. – С 217

21 Лебедев С.Н. Содружество Независимых Государств: новый этап развития // Проблемы управления, 2008, № 1 (26) // http://www.cis.minsk.by/ 

проблематика  становится предметом саммитов глав государств и правительств

СНГ. Для рассмотрения избранной нами темы особое значение имеют заседания Совета глав государств СНГ 16 сентября 2004 г. в Астане и 25–26 августа 2005 г. в Казани, где были рассмотрены принципиальные подходы к решению проблемы реформирования институтов Содружества. Решения, принятые на этих саммитах, позволили начать процесс поиска конструктивных договорённостей и компромиссов, которые в дальнейшем смогли бы помочь придать Содружеству дополнительный импульс развития. После Казанского (2005 г.) саммита СНГ

по инициативе президента РФ В.В. Путина была создана Группа высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ, получившая название «Группа мудрецов».22

     Указанной группой был подготовлен доклад, который был официально представлен на рассмотрение глав государств в Минске 28 ноября 2006 г. В нём нашли отражение общие для большинства государств СНГ подходы к проблеме реформирования. Мы считаем, что базовой ценностью, которая позволила бы представителям разных стран прийти к согласию в этом принципиальном вопросе, является желание достичь оптимального баланса между объективной потребностью в обновлении СНГ и необходимостью сохранения уже имеющегося потенциала сотрудничества во множестве сфер политики, экономики, безопасности, культуры, науки и др. Принципиальным моментом, который

вполне устраивал Россию, стало то, что Группа считает целесообразным сохранить действующую структуру, устав и уставные органы. По мнению членов

«Группы мудрецов», эффективность Содружества и возникших в его структуре

институтов может  быть повышена за счёт:– применения на практике предусмотренного Уставом СНГ и международным правом механизма ответственности государств-участников за неисполнение или ненадлежащее исполнение заключённых в рамках Содружества договоров; – актуализации повестки дня, содержания работы структур СНГ, поддержки деловых инициатив

___________________________________

22 Концепции дальнейшего развития СНГ, 2007 //http://www.cis.minsk.by/ 

и инновационных проектов.

     После рассмотрения доклада Группы высокого уровня главы государств на

саммите СНГ  в Минске приняли решение поручить Совету министров иностранных дел подготовить на основе положений доклада и предложений государств проект концепции дальнейшего развития СНГ2.

Концепция дальнейшего  развития СНГ и План основных мероприятий по

её реализации, одобренные в октябре 2007 г., являются программными документами на ближайшую и среднесрочную перспективу. Важно также отметить, что именно с ними лидеры стран СНГ связывают возможность решения

главной задачи участия их государств в СНГ– значительного повышения практической отдачи от сотрудничества в рамках СНГ.23

     Особое внимание в Концепции уделено проблематике экономического сотрудничества. При этом определённым успехом критиков «осторожной позиции» России является констатация в документе того, что экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Достоинством Плана стало то, что он предусматривал конкретные мероприятия, исполнителей и сроки для достижения поставленных задач. Это, прежде всего, касалось разработки и утверждения Стратегии экономического развития СНГ и завершения нормативно-правового оформления создания зоны свободной торговли. Решением лидеров СНГ была образована рабочая группа по подготовке проекта Стратегии экономического развития СНГ.

     В качестве одного из важных направлений углубления сотрудничества в СНГ

была определена гуманитарная сфера. Предполагалось дальнейшее развитие образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма, максимальное вовлечение в гуманитарное партнёрство всех государств-участников.24

  _________________________________ 

23 Концепции дальнейшего развития СНГ, 2007 //http://www.cis.minsk.by/

24 Лебедев С.Н. Содружество Независимых Государств: новый этап развития // Проблемы управления, 2008, № 1 (26) // http://www.cis.minsk.by/

 

     Создание Совета по гуманитарному сотрудничеству, а также учреждение соответствующего межгосударственного фонда предполагали проведение комплексного подхода в организации деятельности в данной области, являющейся важной для придания интеграционному процессу устойчивого характера и положительного имиджа в глазах миллионов граждан стран Содружества. Также было решено усилить взаимодействие государств по практической реализации согласованной миграционной политики в рамках всего СНГ. Для этого следует осуществить гармонизацию национальных

законодательств государств – участников СНГ, повысить эффективность организационной составляющей сотрудничества, выявить единые подходы к учёту мигрантов и организовать полномасштабный обмен информацией.25

     В Концепции отмечалось, что одной из наиболее важных сфер взаимодействия

является сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам.

     Концепция дальнейшего развития СНГ также предполагает углубление политического взаимодействия, межпарламентского сотрудничества, разработки скоординированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.26

     Достижение целей, предусмотренных Концепцией и Планом её реализации, во

многом зависело от эффективности преобразований, зафиксированных в разделе

«Механизмы функционирования Содружества и его организационное совершенствование» обоих документов. Работа по совершенствованию институтов СНГ и углублению их взаимодействия должна была стать существенной составляющей предстоящих преобразований. С целью избежания дублирования необходимо было решить политически очень чувствительный

____________________________________

25 Лебедев С.Н. Содружество Независимых Государств: новый этап развития // Проблемы управления, 2008, № 1 (26) // http://www.cis.minsk.by/

Информация о работе Содружество независимых государств: перспективы развития