Валютное законодательство и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Расширение сферы валютных отношений и развитие валютного законодательства в первые годы становления рынка требовали принятия Закона по валютным проблемам. Такой закон СССР "О валютном регулировании" был принят 1 марта 1991 года. Принятие данного закона явилось важным событием. Он определил общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах СССР, полномочия и функции государственных органов в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами, права и обязанности советских и иностранных граждан и юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, направления валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1. Валютное регулирование: основные понятия…………………………...…2
1.1 Валюта…………………………………………………………………..….5
1.2 Валютные ценности……………………………………………………….…6
1.3 Валютный курс……………………………………………………………...6
2. Валютные операции………………………………………………..………8
2.1 Правовое регулирование правил ведения валютных операций…………………....8
2.2 Внутренний валютный рынок…………………………………………..……9
3. Валютный контроль……………………………………………………….12
3.1 Валютные ограничения……………………………………………….……...13
3.2 Органы и агенты валютного контроля…………………………….………....14
3.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля……………………………………………………….…………15
Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

Валютное законодательство и контроль.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

    Контроль  за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в Россию и обоснованностью  платежей за границу по внешнеэкономическим  операциям осуществляют также органы Федеральной налоговой службы.

    Органы  валютного контроля:

      • Центральный банк Российской Федерации;
      • Правительство Российской Федерации;
      • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю;
      • агенты валютного контроля - организации, которые могут осуществлять функции валютного контроля. Среди них важное место занимают уполномоченные банки, которые подотчетны ЦБ РФ.

    Закон "О валютном регулировании и  валютном контроле" дает определение  понятия "уполномоченные банки", под которыми подразумеваются банки  и другие кредитные учреждения, по лучившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Лицензии на проведение операций с иностранной валютой выдаются коммерческим банкам и другим кредитным учреждениям как правило через год после начала их работы.

    В целях обеспечения полного и  своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ был установлен следующий порядок контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, учреждений, организаций - резидентов РФ, осуществляющих экспорт товаров, в уполномоченных банках.

    Созданный механизм валютного контроля за поступлением валютной выручки предписывает экспортерам зачислять иностранную валюту как выручку от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Для действия данного механизма были введены следующие основные понятия:

    Экспортер - предприятие, учреждение, организациями физическое лицо - резидент РФ, от имени которого заключается контракт на экспорт товаров.

    Банк - уполномоченный банк или его филиал, где ведется счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Зачисление валютной выручки на иной счет возможно только по специальному разрешению ЦБ РФ. Механизм валютного контроля может быть эффективным только при активном взаимодействии таможенных органов и уполномоченных банков, которые имеют необходимый объем полномочий.

    Паспорт сделки - базовый документ валютного  контроля, оформляющийся экспортером  по каждому заключенному контракту  в уполномоченном банке. В паспорте сделки включаются сведения о внешнеэкономическом  контракте, необходимые для осуществления рассматриваемого контроля. Он оформляется в двух экземплярах, один из них возвращается экспортеру, а второй экземпляр должен храниться в банке и служить основанием для открытия досье валютного контроля. Паспорт сделки имеет две подписи: первая - подпись экспортера, имеющего право первой подписи, вторая - одним из представителей уполномоченного банка, на транзитный валютный счет в котором должна в последующем поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Если в паспорте сделки есть сведения, не соответствующие контракту, банк должен отказать в его подписании.

    Учетная карточка таможенно-банковского контроля, которая составляется таможенными  органами и направляется в банк для  осуществления последним контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Вся информация по экспорту товаров поступает в вычислительный центр Государственного таможенного комитета, где она обрабатывается и на ее основе составляется учетная карточка таможенного валютного контроля. Информация из вычислительного центра передается органам валютного контроля, то есть Правительству, ЦБ и Государственному таможенному комитету. Кроме того, она также передается в Государственную налоговую службу и Министерство внешних экономических связей.

3.3 Ответственность за нарушения валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля.

    Основная  ответственность установлена ст.25 ФЗакона о валютном регулировании  и валютном контроле,  со ссылкой  на действующее законодательство Российской Федерации.

    Итак, нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования

      1. Осуществление незаконных валютных  операций, то есть осуществление  валютных операций, запрещенных  валютным законодательством Российской  Федерации, или осуществление  валютных операций с невыполнением  установленных требований об  использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

      2. Нарушение установленного порядка  открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории  Российской Федерации влечет  наложение административного штрафа  на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

      3. Невыполнение обязанности по  обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

      4. Невыполнение резидентом в установленный  срок обязанности по получению  на свои банковские счета в  уполномоченных банках иностранной  валюты или валюты Российской  Федерации, причитающихся за переданные  нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

      5. Невыполнение резидентом в установленный  срок обязанности по возврату  в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

      6. Несоблюдение установленных порядка  или сроков представления форм  учета и отчетности по валютным  операциям, нарушение установленного  порядка использования специального  счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых  правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

      7. Нарушение установленного порядка  ввоза и пересылки в Российскую  Федерацию и вывоза и пересылки  из Российской Федерации валюты  Российской Федерации и внутренних  ценных бумаг в документарной форме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.1

    Также регулируются гражданским и уголовным  законодательством в отношении  ничтожности-действительности сделок и воспрепятствия осуществления  предпринимательской деятельности соответственно.

Заключение

    Мы  можем отметить три основные характеристики валюты:

    1. Национальной  валютной единицей является законодательно  установленная денежная единица  государства. Таким образом, валюта  по своей сущностной характеристике -это деньги, со всеми присущими им свойствами всеобщего эквивалента. Вместе с тем, валюта и деньги - понятия не идентичные. Многообразные формулировки, содержащиеся в научной литературе, указывают на специфическую черту валюты, как формы денег: ее "смещенность", нацеленность на мировой рынок, обслуживание международных экономических отношений. "Валютой становятся те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов" (следует отметить, что российский рубль как основа валютной системы РФ был законодательно введен в обращение в 1993 г. и заменил рубль бывшего СССР. В результате денежная и валютная системы России обособились от денежных и валютных систем бывшего СССР).

    2. В качестве  валюты выступают не реальные  деньги, а их функциональные формы:  банкноты, монеты, записи по счетам. Напомним, что перечисленные функциональные формы денег отличаются от реальных денег (например, золотых и серебряных монет) тем, что не обладают собственной стоимостью, а служат лишь символом, знаком стоимости. Реальные же деньги - золотые или серебряные монеты - обладали стоимостью соответствующего драгоценного металла, из которого они состояли.

    3. Наконец,  две разные степени "материализации", "вещественности" валюты: с одной  стороны, - традиционные банкноты  и монеты, с другой - записи на  счетах.

    В настоящее время валютный рынок  в Российской Федерации находится  в стадии формирования. С известной  долей условности под валютным рынком можно понимать законодательно урегулированную  сферу экономических отношении  формирующихся при осуществлении  операций купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. Наряду с другими отраслями права валютные отношения регулируют нормы финансового права, которые в этом качестве и представляют собой особый финансово-правовой институт валютное регулирование.

    К основным элементам валютного регулирования  указанных экономических отношений  можно отнести: установление порядка  проведения валютных операций; определение  условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с  изм.и доп.от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября,31 декабря 2002 г.,30 июня,4 июля, 11 ноября,8, 23декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта 2005 г.)
  2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.)
  3. Постановление СМ РФ от 6 марта 1993 г. N 205 "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" (с изм. и доп. от 10 августа 1993 г.)
  4. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: БЕК, 1997.
  5. Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ, 1997.
  6. Гуреев В.И. Российское налоговое право: Учебник. М.: Экономика, 1997.
  7. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие: М.: ИНФРА-М, 1997.

Информация о работе Валютное законодательство и контроль