Валютное законодательство и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Расширение сферы валютных отношений и развитие валютного законодательства в первые годы становления рынка требовали принятия Закона по валютным проблемам. Такой закон СССР "О валютном регулировании" был принят 1 марта 1991 года. Принятие данного закона явилось важным событием. Он определил общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах СССР, полномочия и функции государственных органов в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами, права и обязанности советских и иностранных граждан и юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, направления валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1. Валютное регулирование: основные понятия…………………………...…2
1.1 Валюта…………………………………………………………………..….5
1.2 Валютные ценности……………………………………………………….…6
1.3 Валютный курс……………………………………………………………...6
2. Валютные операции………………………………………………..………8
2.1 Правовое регулирование правил ведения валютных операций…………………....8
2.2 Внутренний валютный рынок…………………………………………..……9
3. Валютный контроль……………………………………………………….12
3.1 Валютные ограничения……………………………………………….……...13
3.2 Органы и агенты валютного контроля…………………………….………....14
3.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля……………………………………………………….…………15
Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

Валютное законодательство и контроль.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение……………………………………………………………………….2

    1. Валютное регулирование: основные понятия…………………………...…2

    1.1 Валюта…………………………………………………………………..….5

    1.2 Валютные ценности……………………………………………………….…6

    1.3 Валютный курс……………………………………………………………...6

    2. Валютные операции………………………………………………..………8

    2.1 Правовое регулирование правил ведения валютных операций…………………....8

    2.2 Внутренний валютный рынок…………………………………………..……9

    3. Валютный контроль……………………………………………………….12

    3.1 Валютные ограничения……………………………………………….……...13

    3.2 Органы и агенты валютного контроля…………………………….………....14

    3.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля……………………………………………………….…………15

    Заключение………………………………………………………….…….....17

    Литература…………………………………………………………...………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Расширение  сферы валютных отношений и развитие валютного законодательства в первые годы становления рынка требовали  принятия Закона по валютным проблемам. Такой закон СССР "О валютном регулировании" был принят 1 марта 1991 года. Принятие данного закона явилось важным событием. Он определил общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах СССР, полномочия и функции государственных органов в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами, права и обязанности советских и иностранных граждан и юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, направления валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.

    Закон исходил из единства валюты, валютной системы и валютной территории СССР, разграничения компетенции Союза ССР и субъектов федерации в сфере валютного регулирования. Это был для того времени юридически грамотный нормативный акт в сфере валютного регулирования. На его базе были разработаны и введены в действие Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР. Они были обязательны для всех организаций и граждан, являющимися резидентами по советскому законодательству, а также для юридических лиц и граждан - нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории СССР. Эти акты учитывали международный опыт валютного регулирования, особенно в вопросе требования обязательного перевода из-за границы экспортной выручки.

    Такое регулирование было введено у нас впервые и его совершенствование было крайне необходимо. Поэтому при распаде Союза ССР эти акты продолжали действовать до того времени, пока в Российской Федерации был принят свой Закон о валютном регулировании и валютном контроле от 9 октября 1992 года. Но между союзным и российским Законами о валютном регулировании по целому ряду валютных вопросов соблюдается преемственность. Наше исследование будет исходить из российского валютного законодательства.

1. Валютное регулирование: основные понятия

    Валютное  регулирование представляет собой  законодательную форму осуществления  валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика - составная  часть общеэкономической, в том  числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д. Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование способствует решению перечисленных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.

    Валютное  регулирование в нашей стране до второй половины 80-х годов обладало всеми характерными признаками валютной государственной монополии. К их числу можно отнести: централизацию  валютных доходов в руках государства, минимальное число участников внешнеэкономической деятельности, концентрацию выручки от экспорта в иностранной валюте на счетах Внешторгбанка СССР, монополизировавшего международные расчеты СССР, плановое распределение валютных ресурсов по отраслям и регионам и т.д. С 1986 г. началось постепенное формирование валютного рынка в РФ. Возросло число участников внешнеэкономической деятельности, развивался процесс становления системы коммерческих банков, поступления в иностранной валюте начали распределяться между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции.

    Государство вообще и Российская Федерация в  частности регулируют валютные отношения  с учетом экономических задач  государства. Для Российской Федерации  с момента провозглашения ее суверенитета (1990 год) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

    Принятие  в 1991 г. Закона СССР "О валютном регулировании" положило начало специальному законодательному регулированию валютных отношений в стране.

    Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О  валютном регулировании и валютном контроле"

    Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.. В соответствии с Законом важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие полномочия в сфере валютных отношений, является Центральный банк РФ, который имеет право:

  1. определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценным бумаг в иностранной валюте;
  2. издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений;
  3. устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
  4. устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии;
  5. устанавливать единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их предоставления;
  6. осуществлять иные регулирующие функции.

    Названный Закон закрепляет систему юридических  понятий регулирования валютных отношений.

    Закон формулирует понятия " резидент " и " нерезидент ", тем самым разделяя всех действующих на валютном рынке субъектов на эти две категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделения последних от операций внутрихозяйственных. Анализ зарубежного и международного валютного законодательства позволяет сделать вывод, что выработка универсальных определений "резидент" и "нерезидент" является на сегодняшний день необходимой, но еще не реализованной задачей. Так, документы Международного валютного фонда в качестве ориентира при формулировании понятия "резидент" используют "более тесную связь соответствующей хозяйственной единицы с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией".

    Национальное  валютное законодательство развитых государств с рыночной экономикой при отнесении  субъектов валютных отношений к числу резидентов также придерживается критерия их тесной связи с национальной экономикой. Так, в США резидентами считаются правительственные учреждения, национальные компании и граждане, постоянно находящиеся или проживающие в стране. Заграничные же филиалы американских корпораций и дочерние компании считаются для США иностранными фирмами.

    Резидентами по российскому законодательству являются:

    а) физические лица, имеющие постоянное местожительство  в Российской Федерации, в том  числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;

    б) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

    в) предприятия  и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

    г) дипломатические  и иные официальные представительства  Российской Федерации, находящиеся  за пределами Российской Федерации;

    д) находящиеся  за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в".

    Нерезидентами являются:

    а) физические лица, имеющие постоянное местожительство  за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся  в Российской Федерации;

    б) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    в) предприятия  и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    г) находящиеся  в Российской Федерации иностранные  дипломатические и иные официальные  представительства, а также международные  организации, их филиалы и представительства;

    д) находящиеся  в Российской Федерации филиалы  и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в". 1

    Таким образом, основными критериями разделения субъектов, действующих на валютном рынке РФ, являются:

    а) создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств (в части, касающейся юридических лиц, иных предприятий и организаций);

    б) их место  жительства или местонахождение.

    В сфере валютных операций резиденты  и нерезиденты могут наделяться различными правами и обязанностями, в отношении их по-разному может осуществляться и валютный контроль. Так, Центральный банк РФ, в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации. В отношении нерезидентов Центральный банк таких полномочий, естественно, не имеет.

1.1 Валюта

    Термин "валюта" используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица  государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а  также кредитные и платежные  документы, выраженные в иностранных  денежных единицах и применяемые  в международных расчетах (иностранная валюта).

    В финансах и финансовом праве, в служебной  и бытовой лексике термин "валюта" наиболее часто используется во втором значении. В источниках финансового  права приведенное определение  валюты конкретизируется применительно  к объектам, охватываемым понятием "валюта".

    Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются понятия: "необратимая (неконвертируемая) валюта", используемая в пределах только одного государства на иностранную  валюту и является, таким образом, средством платежа, а на международном рынке, "частично обратимая (конвертируемая) валюта" используется не во всех, внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.

    Согласно  ст. 1  Закона, валюта Российской Федерации - это:

    а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

    б) средства в рублях на счетах в банках и  иных кредитных учреждениях в  Российской Федерации;

    в) средства в рублях на счетах в банках и  иных кредитных учреждениях за пределами  Российской Федерации на основании  соглашения, заключаемого между Правительством Российской Федерации и Центральным  банком Российской Федерации соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства".

Информация о работе Валютное законодательство и контроль