Валютное законодательство и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Расширение сферы валютных отношений и развитие валютного законодательства в первые годы становления рынка требовали принятия Закона по валютным проблемам. Такой закон СССР "О валютном регулировании" был принят 1 марта 1991 года. Принятие данного закона явилось важным событием. Он определил общие принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных расчетах СССР, полномочия и функции государственных органов в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами, права и обязанности советских и иностранных граждан и юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, направления валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1. Валютное регулирование: основные понятия…………………………...…2
1.1 Валюта…………………………………………………………………..….5
1.2 Валютные ценности……………………………………………………….…6
1.3 Валютный курс……………………………………………………………...6
2. Валютные операции………………………………………………..………8
2.1 Правовое регулирование правил ведения валютных операций…………………....8
2.2 Внутренний валютный рынок…………………………………………..……9
3. Валютный контроль……………………………………………………….12
3.1 Валютные ограничения……………………………………………….……...13
3.2 Органы и агенты валютного контроля…………………………….………....14
3.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля……………………………………………………….…………15
Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

Валютное законодательство и контроль.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

    ЦБ  РФ осуществляет регулирование (поддержание) рыночного курса иностранных валют к рублю, то есть он проводит интервенцию - вмешательство для поддержания курса рубля;

    Проведение  торгов и определение рыночного  курса рубля осуществляется курсовым маклером.

    Для всех валютных сделок, заключенных в течение дня на валютной бирже, применяется единый курс доллара США к рублю. После завершения торгов его участникам выдают биржевые свидетельства, которые имеют силу гражданско-правового договора. На основе биржевых свидетельств оформляются платежные поручения, по которым переводятся средства в рублях или иностранной валюте покупателям и продавцам.

    За  организацию проведения торговли иностранной  валютой валютная биржа взимает  комиссионное вознаграждение: продавец иностранной валюты выплачивает  его в рублях, а покупатель иностранной валюты - в иностранной валюте.

    Информация  о валютных операциях членов валютной биржи является банковской тайной.

    Вывоз иностранной валюты из РФ осуществляется по разрешению, выдаваемому уполномоченным банком или его филиалом, подразделением, обменным пунктом.

    Российским  и иностранным гражданам разрешается  вывозить иностранную валюту без  ограничения суммы, но только при  наличии разрешения, которое подтверждает:

    а) покупку  иностранной валюты за рубли в  соответствии с валютным законодательством;

    б) выдачу наличной иностранной валюты с текущих  валютных счетов юридических и физических лиц на основе норм валютного законодательства;

    в) покупку  дорожных и банковских чеков за наличную иностранную валюту;

    г) выдачу наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков.

    Разрешение  выдается конкретному лице без права  передачи другому лицу. Норма вывоза иностранной валюты на одного российского  гражданина без предъявления таможенной декларации или без разрешения уполномоченного банка устанавливается Центральным банком России.

    В 1992 году эта норма составляла 500 долл. США в любом эквиваленте при  выезде за границу в частную поездку  и на постоянное место жительства. Для граждан-иностранцев эта норма равнялась 50 долл. США.

    Уполномоченные  банки наделены правом открывать  пункты обмена иностранной валюты для  совершения валютно-обменных операций по месту расположения своих филиалов. Каждый обменный пункт подлежит обязательной регистрации в Национальном банке. Для работы в обменном пункте назначаются штатные работники уполномоченного банка, подготовленные к работе с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте. Данные работники должны документально подтверждать знание иностранного языка и прохождение специального обучения, включая подготовку по способам выявления фальшивых и поддельных денежных знаков.

    Обменные  пункты могут производить следующие  операции:

    а) покупку-продажу  наличной иностранной валюты за счет средств физических лиц;

    б) продажу (оплату) платежных документов (дорожных чеков, именных чеков, денежных аккредитивов иностранных банков, кредитных карточек);

    в) обратный обмен неизрасходованных гражданами-нерезидентами  рублей на иностранную валюту;

    г) прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

    д) прием  на экспертизу денежных знаков, подлинность  которых вызывает сомнение.

    Обменные  пункты не имеют права совершать  операции только по покупке или только по продаже иностранных валют. Указанные виды валютно-обменных операций должны совершаться одновременно. Продажа гражданам-резидентам наличной иностранной валюты производится без ограничения суммы. Наряду с куплей и продажей иностранной валюты на валютных биржах в РФ, также действует внебиржевой внутренний валютный рынок. К нему в первую очередь относится деятельность уполномоченных банков, когда была разрешена в середине 1992 года обязательная продажа предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке РФ. Уполномоченные банки получили право на ведение открытой валютной позиции (позиции валютного риска), то есть на них стал распространяться порядок на покупку и продажу иностранной валюты против валюты Российской Федерации.

    С этого времени уполномоченные банки  стали от своего имени осуществлять операции по купле-продаже иностранной  валюты как за свой счет, так и  за счет клиента по его поручению, если клиент наделен правом доступа на внутренний валютный рынок Российской Федерации.

    Для уполномоченных банков для данных операций устанавливается лимит открытой валютной позиции. Размер лимита зависит  от суммы собственных средств  банка, которые охватывают собой  сумму остатков по счетам: фонды банков, доходы будущих периодов, доходы банков прибыли и убытки отчетного года. Также учитываются вложения в акции акционерных обществ, в акции предприятий и др.

    В случае грубых нарушений уполномоченным банком порядка ведения лимитов открытой валютной позиции Банк России принимает меры в соответствии с действующим законодательством вплоть до отзыва лицензии на право осуществления операций с иностранной валютой.  
 

3. Валютный контроль

    Основы  законодательного регулирования валютного  контроля в Российской Федерации  определены главой 4 ФЗакона "О валютном регулировании и валютном контроле". Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении валютных операций.

    Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется двумя видами субъектов:

    • органами валютного контроля;
    • агентами валютного контроля.

    Постановлением  Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 "Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии выпотного рынка" создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Ее структура и компетенция определены Постановлением Правительства № 560 от 16 июня 1993 г. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:

  • контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, финансовое право регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
  • осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
  • участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;
  • осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
  • организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;
  • контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;
  • проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
  • обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;
  • осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.

    Для осуществления перечисленных функций  Федеральная служба имеет право:

  • получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;
  • проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
  • ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
  • иные права, предусмотренные законодательством.

3.1 Валютные ограничения

    Под валютными ограничениями подразумеваются  законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация  операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными  ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами. В целом же минимизация вторжения государства в валютные отношения, развитие экономической свободы всегда означает уменьшение валютных ограничений.

    Валютные  ограничения могут применяться  как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным  с движением капитала. Законодательные  ограничения операций с валютными  ценностями одна из форм валютной политики Российской Федерации. Одним из объектов валютных ограничений являются валютные права предприятий и населения. Так, деятельность предприятий-экспортеров регулируется в 1990-х годах с помощью экспортных лицензий, а также экспортно-импортных тарифов. Экспортные лицензии рассматриваются как средство сдерживания вывоза сырья и топлива из страны. А импортные тарифы - как средство снизить конкуренцию зарубежных товаров против товаров, производимых отечественной промышленностью. Одним из валютных ограничений является обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.

    Физические  лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно  вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

    При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами  и физическими лицами - нерезидентами  наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

    Одним из важных валютных ограничений является официальное запрещение обращения  и использования иностранных  валют в качестве платежного средства. С января 1993 г. реализация гражданам на территории России товаров, работ и услуг за иностранную валюту разрешается только магазинам, имеющим лицензию Центрального банка, который определяет перечень реализуемых товаров и услуг. Эта мера направлена на борьбу с "долларизацией" экономики.

    В качестве определенного смягчения  валютных ограничений можно назвать  предоставленное гражданам право  открывать валютные счета в банках, а также продавать и покупать иностранную валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. Иностранным фирмам и гражданам (нерезидентам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок России

3.2 Органы и агенты валютного контроля

    Органами  валютного контроля согласно Закону являются Центральный банк РФ и Правительство  РФ. В качестве агентов валютного  контроля определены уполномоченные банки.

    С точки зрения полномочий одно из главных  отличий органов валютного контроля от агентов заключается в праве первых издавать нормативные акты, обязательные для всех резидентов и нерезидентов в Российской Федерации. Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право: получать как устную, так и документальную информацию, связанную с осуществлением функций валютного контроля, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного контроля; приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в Законе документов и информации; приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций; другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Валютное законодательство и контроль