Развития экономических отношений России со странами Содружества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является выявление наиболее перспективных направлений развития экономических отношений России со странами Содружества, путей решения, имеющихся в них проблем.

Исходя из главной цели дипломной работы, были определены следующие основные задачи: ретроспективный анализ и современное состояние экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; исследование их проблем и основных направлений развития.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

    Производственные  связи с Россией поддерживают около 270 предприятий ВПК Украины. Поставки материалов и комплектующих в РФ осуществляют 244 предприятия, а 69 украинских производителей получают их из России. Номенклатура украинских поставок отдельных образцов военной техники и комплектующих к ним в Россию составляет свыше 7000 наименований, а российских на Украину - свыше 8000 наименований. Авиационная промышленность Украины получает из России около 70 процентов готовых изделий и 95 процентов материалов и сырья. Большинство боевых и транспортных вертолетов, включая и последние разработки "Черная акула" Ка-50-2, Ка-226 и Ми-26Т, а также перспективные российские самолеты Ту-334, Бе-200, оснащенные украинскими авиадвигателями [6.12].

    Создана и действует украинско-российская межправительственная комиссия по ВТС, формируется нормативно-правовая база взаимоотношений. Это дает основания надеяться, что в ближайшее время украинско-российское ВТС выйдет на новый, более высокий виток развития.

    Расширение  договорно-правовой базы в области  ВТС свидетельствует о возрастании взаимных интересов обеих стран. Так, по состоянию на середину 1998 г. между Украиной и РФ в стадии реализации находилось 12 соглашений в упомянутой области - от глобальной координации деятельности двух стран к организации кооперации предприятий ВПК из производства конкретных образцов военной техники.

    Новый импульс российско-украинскому ВТС  дала в 2001 г. февральская встреча  президентов Украины и России в Днепропетровске. На саммите был подписан межправительственный Меморандум о намерениях относительно сотрудничества в сфере ликвидации стратегических твердотопливных ракет, межотраслевой Меморандум о сотрудничестве в области развития электронной техники между Российским агентством по системам управления и Госпромполитики Украины, а также ряд других документов, направленных на развитие и углубление сотрудничества оборонно-промышленных комплексов Украины и Российской Федерации.

    Регулярно происходят встречи руководителей оборонных ведомств двух стран. Во время переговоров рассматриваются военно-политические вопросы, обсуждаются шаги в направлении расширения ВТС, перспективы создания новых образцов вооружения для третьих стран. Годовые планы военного сотрудничества между министерствами обороны Украины и России выполняются в полном объеме.

    Наиболее  активно российско-украинское военно-техническое  сотрудничество осуществляется в ракетно-космической области и авиастроении. Широкие перспективы открывает программа "Воздушный старт", которая дает возможность выводить космические аппараты весом до 4 тонн на низкие орбиты ракетой-носителем, десантируемой из самолета Ан-124. Использование самолетов Ан-124 и Ан-225 может ускорить реализацию российского проекта создания уникальной телекоммуникационной системы на базе маленьких спутников "Интерспутник-100Г".

    Заслуживает внимания двусторонний проект создания и эксплуатации космического ракетного комплекса "Днепр" на базе межконтинентальных баллистических ракет, которые ликвидируются. Украинские специалисты осуществляют авторский надзор за увеличением сроков эксплуатации российских межконтинентальных баллистических ракет, оказывают содействие проведению постоянного наблюдения за состоянием совместно выработанных ракетных комплексов стратегического назначения.

    Успешно выполняется российско-украинская программа по созданию перспективного военно-транспортного самолета на базовой основе Ан-70. После возобновления работ на омском объединении "Полет" будут продолжены государственные испытания самолета в разных климатических условиях. Финансирование программы включено в гособоронзаказы обеих стран.

      Рассматривается вопрос модернизации  самолетов "Миг-29" украинских  ВВС совместно с самолетостроительной  компанией "Миг". Продолжается сотрудничество относительно подготовки летного состава морской авиации ВМФ РФ и проведение испытаний авиационной техники на полигоне взлетно-посадочных систем "Нить" Минобороны Украины.

    Классическими примерами развития ВТС можно  считать решение о координации политики двух стран на греческом рынке и кредитование украинских предприятий российскими банками. В начале 2000 г. российский МДМ-банк предоставил кредит в 5 млн. долл. США государственной холдинговой компании "Артем" на производство технического оснащения и комплектующих в рамках контракта на поставку в Индию 40 самолетов Су-30МКИ.

    В октябре 2000 г. завершены испытания  новейшего радиолокационного комплекса "Волга", 100 процентов комплектующих к которому изготовлены на предприятиях Украины.

    В Украине налажено производство центрального вычислительного комплекса, зарядно-пускового  механизма, отдельных приборов, систем и агрегатов для российского зенитно-ракетного комплекса С-300. Кроме того, Россия получает от Украины радиолокационные станции ПВО, комплектующие для средств связи, автоматизации, радиоэлектронной борьбы.

    Украина продолжает обеспечивать боевое дежурство  ракетных комплексов РВСН РФ, а также экспортировать системы стыковки космических аппаратов, элементы управления для ракетоносителей "Протон" и "Союз", оборудование для космических полигонов.

    Перспективными  направлениями украинско-российского  военно-технического сотрудничества являются разработка и производство высокоточного оружия, авиакосмической и бронетанковой техники.

    Таким образом, учитывая уровень и глубину  кооперации украинского ВПК с  российским, конкуренцию на западных рынках военной продукции, расширение ВТС Украины с Россией можно  рассматривать как один из реальных путей восстановления и подъема оборонных предприятий. Новый качественный уровень военно-технического сотрудничества между Украиной и Россией может быть связан с созданием общих предприятий и производств оборонно-промышленного комплекса разных форм собственности.

    Существуют  реальные возможности углубления украинско-российского военно-технического сотрудничества в сфере общего производства вооружения и воинской техники, в особенности, если это не требует значительных капиталовложений в научно-техническое оснащение, технологию, опытно-производственную базу. Это даст возможность использовать новейшие технологии, уменьшить стоимость образцов вооружения, будет способствовать экономии средств за счет использования имеющихся технологий и инфраструктуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Экономические  отношения России с отдельными странами СНГ.

    2.1. Состояние и перспективы  экономических отношений  России с европейскими странами СНГ.

    Среди государств СНГ наиболее тесное экономическое  сотрудничество развивается между Россией и Белоруссией. В рамках Союзного государства наших двух стран в настоящее время уже проходит реализация 35 союзных программ, подпрограмм, проектов и мероприятий.

    Программы Союзного государства охватывают различные  сферы: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, охрану окружающей среды, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, военно-техническое сотрудничество, образование. В реализации этих программ участвуют конкретные предприятия, они производят конкретную реальную нужную продукцию.

    Финансируется обустройство таможенных и пограничных  пунктов пропуска на внешних границах Союзного государства, например на российско-литовской  границе. Так, на границе с Литвой и Латвией построены современные, технически оснащенные, с хорошими бытовыми условиями пограничные заставы "Лынтуны" и "Савойки", строится жилье для пограничников, ведется соответствующее инженерное обустройство границы на всем ее протяжении.

    Участие в реализации программ конкретных предприятий  оказывает определенное влияние на экономическое развитие отдельных регионов через поступление налогов в бюджет, создание дополнительных рабочих мест, решение социальных вопросов. Например, в лучшую сторону изменилась ситуация на предприятиях дизелестроения Ярославской области после начала реализации Союзной программы "Развитие дизельного автомобилестроения" [6.5.]. Идет возрождение Воронежского телевизионного завода. Успешно осуществляется реализация проектов "Лазерные технологии ХХI века" и "Наукоемкие компоненты общемашиностроительного применения". Нельзя не отметить перспективность программ по развитию сотрудничества с Калининградской областью, в рамках которых строятся и оборудуются таможенные, контейнерные и оборонные терминалы, формируются рыбопромысловые компании, а также программ по медицинской, телекоммуникационной, информационной, энергетической и транспортной тематике.

      Конкретным свидетельством эффективной  работы на этих направлениях  является введение единых энергетических тарифов с 1 мая и железнодорожных тарифов с 1 июля 2002 года. На сегодняшний день объем экспорта электроэнергии в Белоруссию достиг 5,5 млрд. кв/ч в год. Помимо этого, Россия совместно с Белоруссией осуществляет экспорт электроэнергии в Польшу и в страны Западной Европы.

    В российской внешней торговле по объему товарооборота Белоруссия занимает первое место среди стран СНГ. Товарооборот России с Белоруссией составил в 2002 году 9,9 млрд. долларов, или вырос по сравнению с 2001 годом на 6,3%. Российский экспорт в Белоруссию составил 5,8 млрд. долларов (рост на 9,3%) и импорт из Белоруссии - 4,1 млрд. долларов (рост на 2,4%). Положительное сальдо увеличилось до 1,7 млрд. долларов (рост на 30%).

    Следует подчеркнуть, что доля товарооборота  Белоруссии в общем объеме торговли России со странами СНГ на протяжении длительного периода постоянно повышается. Данный показатель возрос с 21,3% в 1994 году до 38,4% в 2002 году, в то время как с другим нашим основным торговым партнером - Украиной происходит обратная картина - указанный показатель за тот же период снизился с 45,5% до 35,1 %.

    В августе 2001 года был подписано российско-белорусское соглашение о валютном союзе [6.6.]. Согласно ему, в 2005 г. российский рубль должен был начать параллельное хождение в Белоруссии, а с 2008 г. стать единственной валютой в этой стране. В связи с этим важнейшим приоритетом Минска стало снижение инфляции. Белорусский Нацбанк ужесточил свою политику еще весной 2000 г., повысив процентные ставки. С 14 сентября 2001 г. Белоруссия отказалась от множественности курсов национальной валюты. Однако республика испытывает дефицит валютных поступлений, который не облегчили даже кредиты Центробанка и Минфина России. Власти Белоруссии всерьез озабочены вопросами стабилизации национальной валюты.

    В конце 2003  года между Россией и  Белоруссией возникли серьезные  разногласия по вопросу валютного союза, стороны не могли согласовать размеры кредитов, которые требуются Белоруссии для введения российского рубля. В связи с этим, намеченное на 1 января 2005 года начало хождения в Белоруссии российского рубля откладывается на неопределённый срок.

    Важной  проблемой для Белоруссии является низкий объем инвестиций в её экономику. Суммарный объем инвестиций в страну к 2001 году составил около 350 - 400 млн. долл., это мизер по сравнению даже с небольшими балтийскими странами (накопленные иностранные инвестиции в крохотную Эстонию превышают 1,4 млрд. долл.). Причем если вычесть из этой суммы инвестиции "Газпрома" в прокладку газопровода Ямал - Западная Европа, то сумма накопленных Белоруссией инвестиций будет на порядок меньше.

    Поскольку внутренние резервы для инвестиций довольно невелики, а иностранцев в Белоруссию никаким калачом не заманишь, то единственным потенциальным инвестором может быть российский капитал. Уже сегодня российские компании проявляют заметный интерес к нескольким перспективным предприятиям. Например, нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре уже на 40% контролируются российскими нефтяными компаниями.

    Весной 2002 года президент Белоруссии Александр  Лукашенко провозгласил начало масштабной приватизации в своей стране и даже встретился с десятком российских олигархов. Они уехали обнадеженными. Но и только. Пока что реального успеха добились на этом поприще лишь единицы, например компания МТС. Она участвовала в конкурсе на право стать вторым оператором GSM в Белоруссии. Не дожидаясь официального объявления итогов, Лукашенко объявил, что в конкурсе победило совместное предприятие МТС (49%) и белорусской Междугородней связи (51%).

    Подконтрольная  Олегу Дерипаске компания «Руспромавто»  хотела купить МАЗ, однако, обидевшись на предложенную цену ($50млн.), белорусские власти закрыли вопрос о приватизации МАЗа.

    По-видимому, российским инвесторам сначала будут предложены предприятия-банкроты, а перспективные и прибыльные предприятия (производители телевизоров "Горизонт" и "Витязь", холодильников "Атлант", грузовых автомобилей "МАЗ" и другие, которые довольно успешно работают на российском рынке), Минск постарается оставить пока за собой. Они будут приватизироваться в последнюю очередь. По мнению украинских экспертов, цена сделок в случае ускоренной приватизации будет занижена: практически всю белорусскую промышленность можно будет купить за 1-1,5 млрд. долларов.

    Не  менее важным экономическим партнером  России является Украина. По итогам 2002 года товарооборот России с Украиной, по данным российской статистики, составил 9,1 млрд. долларов США. Увеличение торговли произошло в основном за счет роста российского экспорта, который составил 5,8 млрд. дол США (110,6% к уровню 2001 года). Импорт украинских товаров составил 3,3 млрд. дол. США. По данным украинской статистики объем российско-украинской торговли в 2002 г. составил 11,7 млрд. дол. США.

    Основной  статьей российского экспорта в  Украину являются топливно-энергетические товары и минеральное сырье. Доля этой группы товаров в структуре российского экспорта по итогам 2002 года составила 67%.

    В течение 2002 года ОАО "Газпром" поставлено в Украину в счет оплаты за транзит 25,87 млрд. куб. м природного газа (кроме  того, компания "Итера" поставила 31,6 млрд. куб. м природного газа, в основном из Туркменистана и Казахстана). В 2002 г. Россия экспортировала на Украину 16,4 млн. тонн сырой нефти, что в 2 раза больше, чем в 2001 году. Через территорию Украины осуществлен транзит 2,4 млн. тонн казахстанской нефти.

Информация о работе Развития экономических отношений России со странами Содружества