Развития экономических отношений России со странами Содружества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является выявление наиболее перспективных направлений развития экономических отношений России со странами Содружества, путей решения, имеющихся в них проблем.

Исходя из главной цели дипломной работы, были определены следующие основные задачи: ретроспективный анализ и современное состояние экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; исследование их проблем и основных направлений развития.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

    Первые  учредительные документы СНГ - Минское  соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

    Создание  Содружества одиннадцати государств считалось успехом российской дипломатии. Ведь осенью 1991 г. не более семи бывших республик, да и то с оговорками, проявляли интерес к участию в ССГ. Правда, 7 ноября 1992 г. Национальное собрание Азербайджана не ратифицировало учредительные документы СНГ, и в течение года представители Баку участвовали в работе Содружества в качестве наблюдателей. Однако с конца 1993 г. после возвращения Азербайджана и вступления Грузии в рамках СНГ сотрудничают двенадцать стран бывшего СССР. Тем не менее, в вопросе о членстве в СНГ сохраняется немало двусмысленностей.

    В 1993 г. Молдова, Туркменистан и Украина не подписали решение об Уставе Содружества, хотя впоследствии Кишинев присоединился к нему. Названные три государства не ратифицировали Устав. В этой связи 31 марта 1994 г. Экономический Суд СНГ рассмотрел вопрос о толковании положений учредительных документов Содружества с точки зрения членства в нем. Суд исходил из решений Совета глав государств и Совета глав правительств, принятых летом 1992 г. и предполагавших, что государствами - участниками СНГ могут считаться страны, подписавшие и ратифицировавшие два документа – Минское соглашение и алматинский протокол. Исходя из данных о ратификации этих документов, а также учитывая последующее вступление в СНГ Азербайджана и Грузии, суд решил, что участниками СНГ могут считаться 11 стран. Одновременно Молдова, получившая отсрочку для ратификации учредительных документов до 22 апреля 1994 г., также могла приобрести статус участницы СНГ. 8 апреля 1994 г. Кишинев ратифицировал оба документа и стал двенадцатым участником Содружества.

    Что касается членства в СНГ, то суд не мог не учитывать, что три государства не ратифицировали Устав, и отнес к членам СНГ лишь девять стран: Азербайджан, Армению, Белоруссия, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Молдова, Туркменистан и Украина официально членами СНГ не являются, однако считаются его участниками. При этом ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества [2.6, c. 520].

    На  начальном этапе в СНГ доминировал  упрощенный подход к развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей. В 1992 г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретную номенклатуру и объемы взаимных поставок, как правило, включавшихся в госзаказ. Первая многосторонняя договоренность такого рода была достигнута главами правительств в январе 1992 г. Однако эти соглашения не могли оказаться эффективными и не выполнялись.

        При дефиците товаров началось сокращение взаимного товарооборота, поставки ориентировались на внутреннее потребление. Вырос валютный экспорт сырья в третьи страны. В условиях либерализации цен, особенно на энергоносители, начавшейся приватизации существенно менялась структура торговых интересов стран СНГ. Соглашения, подписанные на 1993 г., основывались уже на принципах свободной торговли. Расширилась свобода выбора тарифной политики в отношении третьих стран. Значительно сократился перечень товаров, поставки которых включались в госзаказ.

       Летом 1993 г., в условиях окончательного  распада рублевой зоны, стал очевидным распад единого экономического пространства бывшего СССР, выразившийся, в частности, в резком снижении товарооборота между странами СНГ. Доля взаимной торговли между странами СНГ в их внешней торговле упала с 1990 по 1995 гг. с 69,0 до 32,8%. Товарооборот Белоруссии со странами СНГ за тот же период сократился с 83,0 до 64,0%; Казахстана - с 84,0 до 60,0%; России - с 57,0 до 22,0%; Узбекистана - с 83,0 до 40,0%; Украины - с 78,0 до 57,0%; Азербайджана - с 84,0 до 37,0%; Армении - с 85,0 до 52,0%; Грузии - с 83,0 до 44,0%; Киргизии - с 82,0 до 67,0%; Молдовы - с 86,0 до 65,0%; Таджикистана-с 85,0 до 47%.

    Руководство всех стран СНГ заговорило о необходимости создания экономического союза (или сообщества), скоординированной экономической политики. Причин здесь было несколько.

    Во-первых, быстро ухудшалось экономическое положение  большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования. Действия России по защите собственного рынка, главным образом, установление в торговле с этими государствами таможенных пошлин на энергоносители и важнейшие сырьевые товары, дополнительно создали для них немалые экономические осложнения - поднялись цены на эти ресурсы до уровня мировых.

    Во-вторых, окончательно развеялись иллюзии о  возможности будучи экономически самостоятельными быстро решить свои проблемы, наполнить рынок и успешно осуществить реформы с учетом национальной специфики.

    В-третьих, более трезвым стало понимание  роли ожидаемой помощи со стороны развитых государств мира и международных экономических группировок. В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе.

    Перелом настроений в пользе интеграционных процессов нашел выражение в том, что 14 мая 1993 года в Москве на заседании глав государств - участников СНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и решение о подготовке соответствующего договора и сопутствующих ему соглашений [2.10, c.126]. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по различным направлениям экономической политики, особенно проведению экономических реформ. Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ.

    Позднее, 24 сентября 1993 года, в Москве был  подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Он должен был составить основу новой концепции экономической интеграции Содружества. Договором не учреждался экономический союз, а лишь утверждалась концепция его поэтапного формирования. На первом этапе предстояло создать зону свободной торговли. На втором – таможенный и платежный союзы. На третьем – общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном этапе – валютный союз, предполагавший проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения.

    Однако  что было совершенно новым в Договоре - это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: многовалютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.

  1. На первой стадии трансформации Договор предусматривает создание платежного союза на базе: взаимного признания и официальных котировок всех республиканских валют; многостороннего клиринга через Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием национальных валют; скоординированных механизмов взаимного кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов; конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим расчетам. Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г. Доля России в его оплаченном капитале - 50%. Банк должен предоставлять кредиты республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных их счетам в этом банке. Со второй половины 1995 года банк должен был обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьих валютах по решению Совета банка.
  2. На следующем этапе предусматривалось трансформация платежного союза в "валютный" союз на базе: плавающих обменных курсов республиканских валют и удержаний колебаний курсов в согласованных пределах; полной конвертируемости этих валют.
  3. После достижения валютной "прозрачности" предполагалось преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая стабильная валюта среди бывших республиканских валют (фактически - российский рубль) должен был играть роль общей валюты.

    Межгосударственный  валютный комитет, предусмотренный  Договором об экономическом союзе  в качестве наднационального валютного  органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости "мягких" валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов. Однако несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 году, указанные соглашения остались на бумаге.

    Поставленные договором цели оказались невыполненными, хотя с 1994 г. подписано немало соглашений, предусмотренных концепцией союза. Проблемой стало не только хроническое невыполнение подписанных соглашений, но и нарастающая дифференциация экономических интересов стран СНГ, несовместимость их экономической политики и законодательства, стремление диверсифицировать связи с третьими странами.

    Попытка вдохнуть новую жизнь в идею экономической  интеграции хотя бы при более узком  составе ее участников была предпринята в 1996 г. Вслед за подписанием 29 марта 1996 г. Белоруссией, Казахстаном и Россией соглашения о таможенном союзе последовало подписание ими же при участии Киргизии четырехстороннего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (в феврале 1996 г. к «четверке» присоединился Таджикистан), центральным звеном которого является формирование таможенного союза [5.6.]. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, преобразованный в мае 1997 г. в договор о союзе двух стран.

         Однако ни пятистороннее соглашение, ни двусторонний союз России  и Белоруссии не привели к успеху. Если в 1996 г. статистика отметила рост взаимной торговли стран – участниц четырехстороннего соглашения более чем на 20%, то уже в 1997 г. спад взаимного товарооборота на фоне устойчивого роста внешней торговли стран СНГ с третьими государствами проявился в качестве устойчивой тенденции.

        В действительности же и в  этих более узких объединениях  государств большая часть даже ближайших целей так и не была достигнута. Так, если Россия и Белоруссия значительно продвинулась по пути формирования общего таможенного пространства, то в рамках «четверки» работа над его созданием, которая должна была завершиться в 1998 г., застопорилась на этапе гармонизации тарифной политики. Начатые ими раздельно переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию лишь осложнили эту работу [5.7.]. С расширением же этой группы после вступления в нее в 1999 г. Таджикистана шансы на достижение поставленных целей еще больше уменьшились.

    26 февраля 1999 г. этими пятью государствами  (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия  и Таджикистан)  был подписан  Договор о Таможенном союзе  и Едином экономическом пространстве, который предусматривает поэтапное формирование единого экономического пространства [4.2, c. 273]. Переход от этапа к этапу был обусловлен фактическим достижением целей данного Договора и выполнением сторонами принятых по нему обязательств. Первый этап имеет целью завершение формирования Таможенного союза и единой таможенной территории. Второй этап предполагает создание Единого экономического пространства, включающего общий рынок товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики, функционирование единой инфраструктуры, завершение гармонизации  законодательств сторон. На последующих этапах экономического сотрудничества будут формироваться и согласовываться параметры основных макроэкономических показателей.

    23 мая 2000 года Межгосударственный  Совет Таможенного союза принял решение о формировании на его базе  новой международной организации, наделенной функциями, связанными с вступлением в ВТО, формированием внешних таможенных границ, проведением единой внешнеэкономической политики, управлением тарифами и ценами, обеспечением иных составляющих функционирования общего рынка [4.4, c. 15]. 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. А к 31 мая 2001 года Договор был ратифицирован парламентами всех государств - участников и вступил в силу.

    Одновременно  с этим попытки формирования узкого таможенного пространства внутри СНГ  обострили торговые противоречия со странами Содружества, не входящими в таможенный союз.

    Финансово-экономический кризис в России осенью 1998 г., крайне негативно отразившийся на ее соседях, стал очередным подтверждением того, что постсоветское экономическое пространство сохраняет остаточные признаки былой целостности. Вместе с тем он оказался и дополнительным фактором его дальнейшего распада, побуждая соседей в целях самосохранения еще более оградиться от России, а зачастую и друг от друга. Так, товарооборот России со странами СНГ в 1999 г. сократился на 24%, экспорт — на 22,0, импорт — на 26,3%. Дезинтеграционные тенденции сразу дали себя знать и в Таможенном союзе (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), и в Центрально-азиатском союзе (Казахстан, Узбекистан, Киргизия). Девальвация рубля резко повысила конкурентоспособность российских товаров на сопредельных рынках. Еще ранее (1 ноября 1997 г.) Узбекистан отменил таможенные пошлины на свои товары, поставляемые на рынки СНГ, что стимулировало узбекский экспорт. В ответ Казахстан в конце января 1999 г. запретил ввоз российских пищевых продуктов, ввел 200% пошлины на импорт из Узбекистана и Киргизии (как страны - реэкспортера), ужесточил контроль на казахстанско-узбекской границе. Реакция Узбекистана не заставила себя ждать — был запрещен вывоз лома цветных металлов, основными потребителями которого являются Казахстан и Киргизия. И хотя на последующих встречах лидеров стран ЦАС было решено усилить координацию экономической и таможенной политики, легко предположить достаточно сложное их взаимодействие и в будущем [2.4, с. 561].

Информация о работе Развития экономических отношений России со странами Содружества