Развития экономических отношений России со странами Содружества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является выявление наиболее перспективных направлений развития экономических отношений России со странами Содружества, путей решения, имеющихся в них проблем.

Исходя из главной цели дипломной работы, были определены следующие основные задачи: ретроспективный анализ и современное состояние экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; исследование их проблем и основных направлений развития.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

    Задолженность Республики Молдова реструктурирована  на основании межправительственного Соглашения от 7 апреля 2000 г. в соответствии с принципами, применяемыми Парижским клубом кредиторов. Вместе с тем, платежи, относящиеся к задолженности Приднестровского региона, оплачиваются нерегулярно, что приводит к образованию просроченной задолженности. Республика Молдова обратилась в Парижский клуб кредиторов о реструктуризации общей задолженности страны на льготных условиях, применяемых для наименее развитых стран. Российская Федерация поддерживает просьбу Молдавии, при условии погашения просроченной задолженности.

    Наряду  с денежной формой погашения задолженности  проводится работа по возврату долгов в иных формах. В частности, используется схема конвертации долга в  инвестиции, путем оформления задолженности в ценные бумаги отдельных предприятий и организаций стран СНГ (акции, векселя, паи и др.). Погашается задолженность путем оплаты аренды Россией отдельных объектов на территории стран СНГ.

    Так, в соответствии с Соглашением  между правительством Российской Федерации и правительством Республики Армения о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Армения, для погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным правительством Российской Федерации правительству Республики Армения (подписано 17 июля 2002 г.), предусматривается полностью погасить долг перед Россией путем передачи в собственность пяти объектов, расположенных на территории этой республики. По согласованию правительств двух стран в собственность России передается имущественный комплекс Разданской тепловой электростанции, акции закрытого акционерного общества «Марс», акции закрытого акционерного общества «Ереванский научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления», акции закрытого акционерного общества «Ереванский научно-исследовательский институт математических машин» и акции закрытого акционерного общества «Научно-исследовательское и производственное предприятие материаловедения».

    В соответствии с достигнутыми договоренностями о возможности погашения задолженности Киргизии перед Российской Федерацией в имущественной форме Киргизская сторона предоставила программы разгосударствления и приватизации ряда киргизских предприятий, а также перечень предприятий, государственная доля которых предлагается для передачи Российской стороне.

    Целесообразность  приобретения киргизских объектов в  счет погашения задолженности Киргизии перед Российской Федерацией рассматривается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Таджикистан рассматривает возможность урегулирования реструктурированную задолженность перед Россией путем взаиморасчетов арендной платы за один из объектов космической связи, находящийся на территории Таджикистана.

    В соответствии с межправительственными соглашениями частично урегулирована задолженность Белоруссии в объеме около 0,5 млрд. долларов.

    Узбекская сторона не признает в полном объеме своих долгов перед Россией, с  ней в настоящее время продолжаются переговоры по урегулированию финансовых претензий.

    Предпринимаются шаги и по решению проблемы погашения  долгов, возникших между хозяйствующими субъектами России и стран СНГ, основная часть которых образовалась за поставленный в эти страны российский природный газ и другие энергоносители. Частично указанная проблема нашла решение путем подписания Россией и Украиной, Россией и Республикой Молдова межправительственных соглашений, в которых зафиксированы основные принципы урегулирования указанной задолженности.

    На  мой взгляд, в перспективе наиболее приемлемой формой урегулирования проблемы внешней задолженности стран СНГ перед Россией будет конверсия долговых обязательств в инвестиции на территории стран СНГ.

    1.3. Военно-техническое  сотрудничество России  со странами СНГ.

    Развитие  военно-технического сотрудничество (ВТС) со странами СНГ имеет для России не только важное экономическое, но и  большое военно-политическое значение. По мнению руководителя Центра исследований экономических проблем СНГ профессора Вячеслава Вашанова благодаря тесным связям со странами СНГ, в значительной мере сохранен производственный потенциал военно-промышленного комплекса России. Предприятия этого комплекса сотрудничают со 120 заводами и КБ Белоруссии, с 270 украинскими, 60 казахскими, 17 киргизскими, 12 таджикскими, 40 узбекскими, 10 армянскими, 26 грузинскими, 22 азербайджанскими и 13 молдавскими предприятиями. Так, например, в производстве системы ПВО С-300 участвуют 103 предприятия из 4 стран, танка Т-72 — более 700 из всех государств, самолета МиГ-29 – 568 [2.4, с. 701].

    Согласно  указу Президента РФ «Об учреждении государственной компании «Росвооружение»  военно-техническое сотрудничество включает в себя [6.2.]:

  1. Экспорт и импорт всех видов вооружений и военной техники, военного имущества, техники и технологий двойного назначения, а также стратегически важных сырьевых товаров.
  2. Осуществление сервисных услуг и послепродажного обслуживания, строительство в зарубежных странах ремонтных баз, центров подготовки и переподготовки специалистов.
  3. Предоставление услуг военного назначения.
  4. Осуществление коммерческой, консультационной, информационной, торгово-посреднической и иной деятельности в военно-технической области с зарубежными странами.
  5. Осуществление совместной деятельности в области разработки, испытаний и производства вооружений и военной техники и отработки технологий двойного назначения.

    В настоящее время военно-техническое  сотрудничество со странами СНГ развивается по двум основным направлениям: в рамках  Организации Договора о Коллективной Безопасности и на двухсторонней основе.

    Договор о коллективной безопасности был  подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Позднее к ним присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан не подписали протокол о продлении действия договора, число участников которого, таким образом, сократилось до 6 [2.1, с.105]. Примечательно, что он не предусматривает абсолютно никаких специфических мер коллективной безопасности, в нем ничего не говорится о действиях на случай вооруженного конфликта между государствами-участниками СНГ. Фактически это договор, причем весьма слабый, о коллективной обороне против внешней агрессии. Из Договора можно выделить лишь одну статью, которая реально «сработала» в интересах России. Это статья 7, в которой говорится, что «размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств-участников регулируется специальными соглашениями». Данное положение облегчило заключение двусторонних соглашений России с участниками ДКБ и позволило урегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик [6.7.].

    Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридической базы для  создания Объединенной системы ПВО  СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г. В рамках этой системы организовано совместное боевое дежурство России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Узбекистана, в 1998-2000 гг. проводились совместные тактические учения с боевыми стрельбами, создана межгосударственная система финансирования, развернута единая комплексная подготовка кадров, действует особая финансово-промышленная группа. Все эти обстоятельства свидетельствуют о достаточно успешном развитии ОС ПВО СНГ, что, по-видимому, связано с осознанием всеми участниками, включая Россию, невозможности обеспечения противовоздушного прикрытия собственными силами, особенно после натовских бомбардировок Югославии в 1999 году. В 1999 г. в боевой состав сил и средств ОС ПВО СНГ входили 32 части зенитно-ракетных войск (из них 8 российских), 16 частей истребительной авиации, 23 части радиотехнических войск, 3 части радиоэлектронной борьбы (российских — 9, 8 и 1 соответственно) [2.4, с. 701].

    На десятой юбилейной сессии Совета коллективной безопасности в мае 2002 года, проходившего в Москве, было принято решение о формировании Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ). Это придало ДКБ качественно новый вид, закрепив за ним статус полноценного регионального международного института обеспечения коллективной обороны [6.4.].

      В июне 2000 г. страны — участницы ДКБ подписали соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества. Это соглашение предусматривает единый (российский) стандарт вооружений. Однако ресурсы развития данного направления в основном связаны с перспективами экспорта оружия, поскольку собственные возможности стран СНГ проводить закупку вооружений для своих армий по финансовым причинам невелики. Для укрепления Договора Россия производит льготные (по ценам приближенным к внутрироссийским) поставки российского оружия его членам.

    Среди них в настоящее время наиболее развитые формы военно-политического и военно-технического сотрудничества у России имеются с Белоруссией. Здесь строятся новые российские стратегические объекты, призванные компенсировать объекты, ранее находившиеся на территории Латвии. Так, поставлена на боевое дежурство РЛС «Волга». Согласовываются  планы боевой подготовки вооруженных сил. Осуществляется совместное боевое дежурство сил противовоздушной обороны. Взаимодействуют пограничники двух стран. Разрабатывается проект договора о совместном оборонном заказе. В оборонном производстве России доля поставок из Белоруссии составляет 17%. Это преимущественно средства спутниковой и космической связи, оборудование для радиостанций и радионавигационные устройства. С российскими предприятия ВПК в вопросах разработки, производства, ремонта и модернизации продукции военного назначения плодотворное взаимодействуют, в частности, белорусские предприятия «Беломо», ГНПО «Агат», УП «Минотор-Сервис» [6.8.].

    Основным  направлением военно-технического сотрудничества России с Арменией является ремонт и модернизация оружия и военной техники советского и российского производства, которыми оснащена армянская армия, а также поставка в Армению новых российских вооружений оборонительного характера. В декабре 2003 года между двумя странами было подписано сразу три важных документа. Это протокол о внесении изменений в Договор о российской военной базе на территории Армении и Соглашение о порядке передачи и использования земельных участков для размещения и функционирования российской военной базы, а также, что не менее важно, план двустороннего сотрудничества между оборонными ведомствами Армении и России на 2004-й год.

      Сегодня на территории Армении  проходят службу 5000 российских военнослужащих. По новым соглашениям, все объекты 102-й российской базы, дислоцированной в Армении, будут объединены в единое целое, а оплата всех коммунальных услуг будет производиться армянской стороной. Таким образом, 102-ая военная база будет обходиться России дешевле, чем базы, размещённые на её собственной территории. Также принято решение о совместных боевых дежурствах российского зенитно-ракетного полка С-300В с войсками ПВО Армении. Таким образом, Россия ещё более укрепляет Южное направление ОДКБ которое является наиболее стабильным и готовым к сотрудничеству звеном организации [6.1.].

    Другое  преимущество новых соглашений для  Армении заключается в том, что  отныне армянским военнослужащим будет  предоставлена возможность получать образование в высших военных учебных заведениях России, где сегодня уже находятся на учёбе около 650 армянских военных.

    Весной 2002 года были достигнуты российско-киргизские  договоренности о совместном производстве продукции на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК) Киргизии, ранее входивших в единую систему ВПК СССР. В частности, речь идет о бишкекских акционерных обществах «Дастан» и «Жанар».В 2003 году Киргизия расширила свое участие в ДКБ: была продлена аренды базы Российского ВМФ "Озеро" (на озере Иссык-Куль) и Центра дальней связи недалеко от Бишкека, на аэродроме Кант была размещена российская авиабаза, ставшая частью коллективных сил ОДКБ.

    Таджикистан очень сильно зависит от участия  российских военных и пограничников в поддержке его безопасности, и от хозяйственно-экономических связей с Россией. В этой связи, Таджикистан предоставил России возможность разместить на своей территории станцию слежения за спутниками "Окно", являющейся важнейшим космическим разведывательным звеном России.

    Военно-техническое  сотрудничество России с Казахстаном  является довольно уникальным, и не может рассматриваться со стандартных  позиций и определений "торговли оружием", как принято обычно понимать официальный термин "военно-техническое сотрудничество". В Казахстане расположен крупнейший российский космодром Байконур, с которого Россия осуществляет большинство своих коммерческих запусков. Также в Казахстане расположены испытательный полигон Сары-Шаган, полигон Эмба, и ряд других военных объектов, которые Россия арендует.

    Среди государств СНГ, не входящих в ОДКБ, наиболее тесное военно-техническое сотрудничество Россия поддерживает с Украиной.

      К основным его формам относятся: 
• проведение работ относительно увеличения установленных сроков службы образцов вооружения и воинской техники; 
• общие исследования в области военных технологий для создания новых и модернизации существующих образцов, комплексов и систем вооружения и воинской техники, оценки их боевой эффективности.

    В последние годы восстанавливается взаимовыгодное сотрудничество, которое предусматривает распределение сфер деятельности украинских и российских экспортеров оружия. Это делается для того, чтобы не создавать демпинговые ситуации на рынке продажи и модернизации однотипных вооружений.

Информация о работе Развития экономических отношений России со странами Содружества