Методы мобилизации государственных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федера¬ции, определяющих источники формирования доходов бюдже¬тов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Доходы государственного бюджета их сущность и виды……………………...5
2 Методы мобилизации государственных доходов……………………………..10
2.1 Кредитный метод………………………………………………………………10
2.2 Налоговый метод………………………………………………………………14
2.3 Эмиссионный метод……………………………………………………………17
3 Финансовая политика российского государства на современном этапе……..21
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….26
Приложение А – Структура доходов бюджетов…………………………………28
Приложение Б – Государственные займы……………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     В условиях административно-распределительной  экономики (по типу бывшего СССР) и  ту, и другую эмиссию, как правило, осуществлял Государственный банк. В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется: эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков, эмиссия наличных денег - государственным центральным банком. При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

     Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т. е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность. [14, c. 415]

     В условиях стран с административно-распределительной системой хозяйства эмиссия безналичных денег осуществлялась на основе кредитных планов, путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов.

     В странах с рыночной моделью экономики, когда монополия на эмиссии разрушена, действие подобного механизма становится невозможным.

     Эмиссия наличных денег представляет собой  их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. [14, c. 428]

     Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит  государственному центральному банку. Ранее при административно-распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством и ни в коем случае не могла превышаться. В условиях рыночной экономики директивного планирования не существует, однако центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

     Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно.

     Представим, что потребность в наличных деньгах  возрастает в Южно-Сахалинске. Пока из Центра туда будут доставлены деньги, величина этой потребности может измениться в ту или иную сторону. В результате либо придется везти деньги назад в Центр, либо  пересылать  в  Южно-Сахалинск дополнительные   суммы денег, которые опять же из-за расстояния могут не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах.

     Эмиссию наличных денег производят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.

     В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд.

     Резервными  фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате:

       а) увеличивается и потребность  клиентов в наличных деньгах;

       б) увеличивается свободный резерв  коммерческого банка.

     Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в  пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

     При осуществлении эмиссии одним  РКЦ, другой РКЦ может в то же время  дополнительно изъять аналогичную  сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не измениться. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия располагает только Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.

     Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т. е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.

     Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денежной массы.

 

3 Финансовая политика российского государства на современном этапе. 

В настоящее  время особенно остро проявились недостатки финансовой  политики, сдерживающие  экономическое  и  социальное  развитие  нашей  страны.  К ним относятся: догматический (нетворческий)  характер  финансовой  политики,  ее неспособность быстро реагировать на  изменяющиеся  условия  развития  нашего государства,  находить  нужные  способы   для   решения   назревших   задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок. [12, c 13]

Целью концепции финансовой политики, разработанной  в  современных  условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа  на  основе  развития хозяйства, всемерного повышения эффективности производства.

Новая финансовая стратегия должна быть разработана  с учетом  различных  форм собственности, развития рыночных отношений,  полноправного функционирования рынка товаров,  рабочей  силы,  капиталов.  Основными  методами  финансового воздействия на  экономическую  и  социальную  сферы  жизни  общества  должны стать:    налогообложение,     маневрирование     финансовыми     ресурсами, финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость  и эффективность такой практики.

Свидетельством  кризиса  в  области  финансов  выступают  огромный   дефицит государственного бюджета;  нарастающая  эмиссия  денег  и  сопутствующая  ей инфляция;  рост  внутреннего  и  внешнего  государственного  долга;  наличие большого количества убыточных и малорентабельных  предприятий;  значительные суммы непроизводственных расходов и потерь в хозяйстве; рост  незавершенного строительства. Кризисные явления проявляются  как  в  сфере  государственных финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций. 

Важной  задачей   является   структурная   перестройка   экономики:   резкое

сокращение  производства вооружения и снижения в  общем  объеме  производства доли отраслей тяжелой промышленности. Производство вооружения  отвлекает  из гражданских отраслей  большую  массу  основных  фондов,  сырья,  материалов, энергии.

Насущной  задачей оздоровления экономики  и  финансов  является  упорядочение денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.

Большое  значение  для  подъема  экономики  и  расширения  на  этой   основе

финансовых  возможностей страны имеет привлечение  в ее экономику  иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных формах. 

В   соответствии   с   кардинальными   изменениями    финансовой    политики

перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового  механизма - усилить его воздействие на  эффективность общественного производства  на основе  развития  рыночных  отношений,  обеспечить  повышение  эффективности использования  финансовых  ресурсов.  В   основу   перестройки   финансового механизма положены принципиально  новые  подходы  к  организации  финансовых взаимосвязей  в  народном  хозяйстве,  обеспечивающие   всемерное   развитие хозяйственной  инициативы  и   ответственности   предприятий,   организаций, регионов страны за конечные результаты работы. [6, c 352] 

Коренные   изменения   внесены   в   механизм   государственных    финансов.

Формирование  доходов  государственного  бюджета  переведено  на   налоговую основу;  принципиально  изменилась  структура  расходов  бюджета  и  система бюджетного финансирования, приняты законы об  ответственности  за  нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета.  Так, согласно пункту 8 “в” Положения о Министерстве  финансов  Российской  Федерации, утвержденного постановлением  Правительства Российской  Федерации от   19 августа 1994 г. № 984, Министерства финансов РФ  имеет  право  взыскивать  в установленном порядке с  предприятий,  учреждений  и  организаций  средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому  назначению, с наложением на  предприятия,  учреждения,  организации,  допустившие  такие нарушения, штрафа в размере действующей ставки Центрального банка РФ.

Процесс   перестройки   финансового   механизма   сопровождается   созданием

соответствующей базы. В последние годы Верховный  Совет  России  принял  ряд законов,  создающих  правовую  основу   финансовой   деятельности.   К   ним относятся: Законы  о  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности,  о налогах  с  предприятий   и   граждан,   об   иностранных   инвестициях,   о государственной налоговой службе и др.

 

Заключение 

     Для достижения поставленной цели были намечены и решены следующие задачи: изучение доходов государства и методы их мобилизации, более глубокое рассмотрение каждого метода индивидуально. Государственные доходы представлены частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.

     Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности - государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

     В условиях рыночной экономики основными  методами мобилизации государственных  доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение  между этими методами неодинаково  в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

     Центральное место в системе государственных  доходов занимают налоги. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов, функционирующих в развитой экономической системе рыночного типа. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Информация о работе Методы мобилизации государственных доходов