Методы мобилизации государственных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федера¬ции, определяющих источники формирования доходов бюдже¬тов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Доходы государственного бюджета их сущность и виды……………………...5
2 Методы мобилизации государственных доходов……………………………..10
2.1 Кредитный метод………………………………………………………………10
2.2 Налоговый метод………………………………………………………………14
2.3 Эмиссионный метод……………………………………………………………17
3 Финансовая политика российского государства на современном этапе……..21
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….26
Приложение А – Структура доходов бюджетов…………………………………28
Приложение Б – Государственные займы……………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Доходы  государственного бюджета их  сущность и виды……………………...5

2 Методы  мобилизации государственных доходов……………………………..10

2.1 Кредитный  метод………………………………………………………………10

2.2 Налоговый  метод………………………………………………………………14

2.3 Эмиссионный  метод……………………………………………………………17

3 Финансовая политика российского государства на современном этапе……..21

Заключение…………………………………………………………………………24

Список  использованных источников…………………………………………….26

Приложение  А – Структура доходов бюджетов…………………………………28

Приложение  Б – Государственные займы……………………………………….29

 

Введение

     В соответствии с законодательством  систему государственных и местных  доходов РФ можно оценивать как  единую, что выражается в том, что  в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов помимо законодательства РФ включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. [2, c 8]

Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них  зависит от экономической системы  страны. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (приложение А).

     Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов, выступают нормы Конституции РФ, закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

В процессе формирования своих доходов государство  привлекает в свое распоряжение часть  чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности - государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

Цель данной курсовой работы изучение доходов государства и методы их мобилизации. Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

  • изучим понятие доходов
  • проанализируем классификацию доходов государства
  • изучим методы мобилизации государственных доходов
  • охарактеризуем основные источники доходов бюджета

 

1 Доходы государственного  бюджета их сущность и виды 

    Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. [3, c.20]

    В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Из  неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности
 

    На  основании статьи 54 Бюджетного кодекса  РФ [1], в доходах федерального бюджета  обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и  неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
  2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
  4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

    Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. [6, c. 688]

Государственные  доходы  представлены  той  частью   финансовых   отношений, которая  связана  с  формирование   финансовых   ресурсов   в   распоряжении государства (в лице различных его структур) и  государственных  предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к  разряду централизованных, остающиеся в распоряжении  государственных  предприятий  -децентрализованных. Централизованные государственные  доходы  формируются  в основном за  счет  налоговых  поступлений,  доходов  от  внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из  денежных доходов и накоплений самих предприятий.

      В составе централизованных государственных  доходов основное  место  занимают доходы бюджета, за  счет  которых  обеспечивается  решение  экономических  и социальных  задач  развития   общества.   Помимо   их   к   централизованным государственным  доходам  относятся  ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

      В качестве объекта бюджетных отношений  могут  рассматриваться  такие  формы, как прибыль  и  заработная  плата,  налоговые  платежи  с  которых  являются источником  формирования  бюджетных доходов.  В   свою   очередь объектом госкредитных  отношений  являются  временно  свободные  финансовые   ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным   источником   формирования   государственных    доходов    является национальный доход. Но иногда, особенно в  период наступления  чрезвычайных обстоятельств  (война,  крупное  стихийное  бедствие  и  т.п.),  в качестве источника  государственных  доходов  может   выступать   ранее   накопленное национальное богатство.

Все источники  государственных  доходов  можно  разделить  на  две  группы - внутренние  и внешние. К внутренним относятся   национальный   доход  и национальное  богатство,  создаваемые   внутри   страны   и   используемые государством для  выполнения  присущих  ему  функций. К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и  национальное  богатство другой страны, если они заимствуются  в  форме  государственных  займов  или поступают в виде репарационных платежей.

Состав  государственных доходов в значительной мере  обусловлен  методами,  с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные  средства. В условиях рыночной экономики основными    методами    мобилизации государственных доходов являются  налоги  (в  разных  их  формах),  займы  и эмиссии.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых   разными методами, и взаимоувязанное применение составляют систему  государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные,  но  и  экономические задачи - стимулировать рост  производства и повышение его эффективности, влиять  на размещение   производительных   сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Центральное место в системе государственных  доходов  занимают  налоги. Они являются универсальной  и  вместе  с тем исходной  категорией, выражающей основные свойства финансов, функционирующих  в развитой   экономической системе рыночного типа. Именно в условиях   функционирования   рыночной экономики  налоговая  форма  становится  преобладающей   в   общей   системе финансовых  взаимосвязей. Налоги   имеют   фискальное, экономическое и социальное значение.

     Вторым  по фискальному значению доходом  являются государственные  займы.  Они используются  не  только  для  покрытия  бюджетного  дефицита,  но   и   для обеспечения различных капитальных затрат, особенно  в  части  инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает  значение займов  в  периоды  кризисного  состояния   экономики,   когда   усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы. Между налогами  и государственными  займами   существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов.  Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков,  и правительство,  не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути  выпуска все новых и новых займов.

     Третьим  методом  мобилизации  государственных доходов является   эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и  кредитная.  К  эмиссии  государство прибегает лишь в том  случае,  если  налоговые  и  займовые  поступления  не обеспечивают покрытия растущих государственных  расходов,  а  на  финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для  выпуска  новых  займов.  И бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они  обусловлены  необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут  к  усилению  инфляционных  процессов  в экономике.

Охарактеризованные  выше методы мобилизации  государственных   доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.

 

2 Методы мобилизации  государственных доходов

2.1 Кредитный  метод  

     Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством, в лице его органов власти и управления, с одной стороны, физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

     Как экономическая категория государственный  кредит отличается от других кредитов тем, что он обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства. Государственный кредит в качестве звена финансовой системы обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств государства, т. е. бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Информация о работе Методы мобилизации государственных доходов