Методы мобилизации государственных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федера¬ции, определяющих источники формирования доходов бюдже¬тов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Доходы государственного бюджета их сущность и виды……………………...5
2 Методы мобилизации государственных доходов……………………………..10
2.1 Кредитный метод………………………………………………………………10
2.2 Налоговый метод………………………………………………………………14
2.3 Эмиссионный метод……………………………………………………………17
3 Финансовая политика российского государства на современном этапе……..21
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….26
Приложение А – Структура доходов бюджетов…………………………………28
Приложение Б – Государственные займы……………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность  и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

     Функции государственного кредита: фискальная; регулирующая; контрольная. [6, c. 315]

     Фискальная  функция означает, что с помощью государственного кредита формируется централизованный денежный фонд государства. Государство-заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Налоговые поступления не успевают за быстрыми темпами роста расходов, а фискальная функция госкредита делает налоговое бремя более равномерным по времени. Если мобилизуемый капитал вложен производительно, то займы погашаются прибылью, а если непроизводительно, то опять повышаются налоги или выпускаются новые займы. Размещение новых займов для погашения задолженности уже выпущенных займов называется рефинансированием государственного долга. Чем выше доходность государственных займов для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено государство направлять на их погашение. Чем выше величина государственного долга, тем выше доля средств на его обслуживание.

     Регулирующая  функция выражается в многовариантном воздействии на экономику страны:

     На  состояние денежного обращения  через размещение займов среди различных  групп инвесторов (если государство  мобилизирует средства населения, то оно  понижает платежный спрос, если государство  привлекает накопления юридических лиц для выплат населению, то количество денег в обращении увеличится);

     на  уровень процентных ставок на рынке  денег и капиталов. Если государство  — заемщик, то оно увеличивает  спрос на заемные средства, и этим способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем более дорогим становится кредит для всех субъектов хозяйствования. В этом случае субъекты хозяйствования уменьшают инвестиции в производство и более склонны вкладывать деньги в ценные бумаги;

       на занятость и производство. Это воздействие всегда положительно, если государство выступает как кредитор или как гарант. Государство может брать на себя погашение задолженности банкам по кредитам предпринимателей, которые осваивают новые рынки сбыта отечественной продукции или вкладывают кредиты в производство. [6, c. 324]                                                                              

     Контрольная функция государственного кредита имеет следующие специфические особенности:                                                 

     государственный кредит тесно связан с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных  средств;                                                                                     государственный кредит охватывает двухстороннее движение стоимости, т.е. предполагает возвратность и возмездность предоставляемых в кредит средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

     Таким образом, контролируется целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.              

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним. К основным формам внутреннего кредита  относятся - обращение части вкладов  населения в государственные  займы, % т. е. сберегательные учреждения предоставляют кредит, государствуя за счет заемных средств, а именно депозита. Особенность этого кредита в том, что сберегательные учреждения выступают как посредники, которые действуют без ведома реальных владельцев вкладов. Сберегательные учреждения покупают у государства ценные бумаги и продают их населению заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. В этом случае правительство занимает у Центробанка России средства для погашения дефицита бюджета и возмещает долг, образовавшийся в прошлые годы;

     Казначейские ссуды, т.е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности;

     Государственные займы – привлечение свободных  денежных средств предприятий, населения  на финансирование общегосударственных  потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг;

     займы, выпущенные региональными органами власти или отдельными субъектами хозяйствования, гарантированные государством.

     Государственные займы классифицируются следующим образом (приложение Б).

     Обеспечением государственного долга служат все активы, находящиеся в распоряжении РФ (национальная валюта, иностранная валюта, ценные бумаги и депозиты).

     Высшим  органом управления государственным  долгом на уровне Российской Федерации  является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Правительство разрабатывает две программы: программу государственных внешних заимствований и программу государственных внутренних заимствований, — которые представляют собой перечень заимствований на очередной финансовые год с указанием целей, источников, сроков возврата. Эти про граммы представляются Федеральному Собранию вместе с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению. Единственным эмитентом государственных ценных бума от лица Федерации является Министерство финансов РФ, которое устанавливает конкретные сроки и объемы их выпуска. Центральный банк РФ осуществляет, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга на безвозмездной основе. Правительство РФ совместно с Минфином России и Центральным банком России осуществляет регулирование рынка государственных ценных бумаг. Используемые ими меры можно условно разделить на группы: «пожарные» меры, к которым следует отнести увеличение ставок  рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции Центрального банка России на рынке ценных бумаг и валютном рынке; эти  меры, как показал августовский кризис 1998 г., оказываются действенными лишь короткий промежуток времени (2 — 3 дня);

     Иностранные заимствования, при этом для воздействия  на рынок ценных бумаг достаточно психологической уверенности, что кредиты будут предоставлены; эта мера также является «пожарной», т.е. отодвигает кризис, а не устраняет его основы;

     Эффективное и долговременное противодействие  дестабилизации национального рынка  государственных ценных бумаг возможно лишь в случае комплексного использования различных мер, а именно: упорядочение налоговой системы, снижение бюджетного дефицита, рост валового национального продукта.

 

2.2 Налоговый  метод 

     В условиях рыночной экономики основными  методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.  [2, c. 12]

     Совокупность  всех видов государственных доходов, формируемых разными   методами,   образует   систему   государственных   доходов. Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций). [9 c, 514]

     Налоги  имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.

     Вторым  по фискальному значению доходом  являются государственные займы. Они  используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы. [12, c 22]

     Займы находят применение в разных звеньях  государственных финансов: федеральном, республиканском и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и республиканском уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет использовать их для покрытия расходов государственных предприятий. Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Последнее , может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние   налогов   на   займы.   Например,   рост   налогов   неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

В Российской Федерации соотношение налоговых  и неналоговых доходов в бюджетах из года в год меняется, но в целом  тенденции остаются в пределах общемировых — роль доходов, аккумулируемых вне налогообложения, в большинстве зарубежных стран, как правило, минимальна (см. табл.).

Таблица 1 - Соотношение налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета России в 1997—2004 гг. 

  Налоговые доходы (%) Неналоговые доходы (%)
1997 86,2 13,8
1998 83,5 16,5
1999 84,3 15,7
2000 85,5 14,5
2001 93,7 6,3
2002 81,2 18,8
2003 78,5 21,5
2004 75,5 24,5
 

 

2.3 Эмиссионный  метод 

     Деньги  в хозяйственном обороте в  условиях рынка существовали и существуют всегда. Новые деньги в оборот поступают из банков, создающих их в результате кредитных операций. Вот почему кредитный характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неравнозначны.

     Выпуск  денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться. [14, c 402]

     Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег (последняя и называется эмиссией денег в обращение).

Информация о работе Методы мобилизации государственных доходов