Cоциальная защита населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Введение
1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность социальной защиты
1.2 Критерии оценки уровня бедности
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Основные направления социальной защиты в РБ
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира
3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Социальная защита населения в РБ.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

  Принцип соединения правового и этического регулирования - соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении всех граждан в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с нуждающимся.

   Принцип социального участия - стимулирование деятельности нуждающихся категорий граждан по самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

  Принцип социального партнерства - взаимодействие государства и граждан в осуществлении мероприятий, имеющих целью достижение благосостояние и социального благополучия нуждающихся категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, занятыми предоставлением помощи и услуг.

  Принцип преемственности мер государственной  социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан - сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки населения и поступательное развитие деятельности в их интересах.

  Принцип социальной эффективности - позитивные результаты мер, направленных на повышение благосостояния и социального благополучия населения, на поддержание их высокого социального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.

  Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

  – улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между республиканскими органами исполнительной власти, областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

  – повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

  – развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

  – совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

  – использование международного опыта  для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики (Швеция, Германия и т.д.);

  – обеспечение максимальной реализации принятых республиканских и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека [8].

  Основным  содержанием процессов развития в системе социальной защиты населения  является усиление адресности социальной поддержки, развитие самопомощи, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. В связи с этим необходимо принять меры по упорядочению системы действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам.

  Остро стоит проблема подготовки в беларуских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Белоруссия. Для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.

  Кроме того, следует сказать о необходимости  реформировать сложившиеся структуры Центров социального обслуживания населения: минимальное число сотрудников за мизерную заработную плату пытаются оказать весь перечень предусмотренных законодательством услуг. Функции некоторых отделов подменяются при выполнении других отделений своих обязанностей. Все это говорит о необходимости увеличения вместе с перечнем предоставляемых услуг числа отделений, которые будут обеспечивать их предоставление.

  Важным  направлением реформирования оказания социальной поддержки населения  является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:

  В целях улучшения положения детей  хотелось бы внести предложения следующего порядка:

  – обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, в том числе  детей-сирот, детей-инвалидов;

  – расширение государственной поддержки  и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);

  – создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями.

  – срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными проблемами.

  – на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.

  В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста

  Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).

  В развитии системы социального обслуживания одиноких престарелых необходимо сделать акцент на более активное оказание спектра предоставляемых услуг, повышения их качества, более полного учета индивидуальных потребностей человека, но при этом заключать договоры на передачу имущества в пользу государства. Также необходима разработка и внедрение в практику социального обслуживания новых более эффективных технологий социальной работы, например, создание института приемной семьи, готовой взять на обслуживание пожилого человека.

  Основная  задача работников, занятых социальным обслуживанием граждан пожилого возраста, - не просто предоставить им требуемую помощь и услуги, но и сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего «социального лица».

  На  первый план логично выдвигается  задача содействия пожилым людям  в снижении степени социально-экономической  зависимости от государства, общества, семьи. Решением могут стать работающие пенсионеры, которые в определенной мере способствуют восстановлению ресурсов, затрачиваемых на нужды граждан старшего поколения. По этой причине актуально формирование общественной атмосферы в пользу предоставления пожилым людям возможности трудиться, но не перекрывать дорогу молодому поколению, т.е. занимать те рабочие места где нет большого конкурса среди молодых и высоко квалифицированных специалистов.

  Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых  современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход является наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения Белоруссии в их широком диапазоне.

  На  основе вышесказанного целесообразно  следующее:

  – формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельских центрах, такие бригады существуют, но их очень мало;

  – организацию мастерских, подсобных  хозяйств и других форм предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работой пожилых людей и инвалидов;

  – рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;

  – изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а также детей, оставшихся без родителей.

  В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения  взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

  Данные  предложения и рекомендации помогут  решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых  плачевно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

  Поддержка экономических, политических и социальных условий есть базис для стабильности общества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же отражается на других. Как мы знаем из истории, игнорирование этих связей ведёт к социальной дестабилизации.  С другой стороны, изменения в этой структуре необходимы для успешного развития общества. Улучшение жизненных условий населения – вот чаще всего цель реформ.

  Невозможно  всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и группы населения наиболее в ней нуждающиеся могут рассчитывать на поддержку социальной защиты.

  Известно, что в разных странах, сложилась разная система оказания социальной помощи "слабым" слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, общественные организации, благотворительность, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решает государство.

  Методы  социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительски бюджет.

  Сущность  социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.

  В заключение данной курсовой работы можно  сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым  условиям если не во всех, то во многих сферах жизни. 

  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
  1. Айзинова  И.М. Социальные гарантии: методологический аспект // Проблемы прогнозирования. 1995. №1.
  2. Бондарь Н.Н. Социальная политика в РБ / Учеб. пособие для вузов. – Мн.
  3. Морова А.П. Реформа социально-трудовой сферы - насущная задача дня // Охрана труда и социальная защита. 2002. №5.
  4. Павленок П.Д. Основы социальной работы. -К.: ИНФРА-М, 1998.
  5. Пантелеева Т.С.  Червякова Г.А. «Экономические основы социальной работы» учебное пособие для ВУЗов 2001г.
  6. Потапова И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста. Мн.: ООО «Мисана». 2001 г.
  7. Проблемы социальной политики. М: РАГС, 2001.
  8. Программы социально-экономического развития Республики Бедарусь на 2006 – 2010 годы
  9. Сидорова А.Г. Изменение структуры доходов населения и её оптимизация // Экономист. – 1996. - №9. – с.65-76.
  10. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997 г.
  11. Социальная политика в сфере трудовых отношений: Учебник / А.П. Морова. – Мн. 2001 г.
  12. Социальная политика Швеции: учеб. пособие / А. Меллер, Мн., 2000 г.
  13. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2002 г.
  14. Социальная политика доходов и заработной платы, В.И. Левашов / Мн.: 2002 г., 363 с.
  15. Социальная политика Беларуси в начале 21 века: Сб. с69 научных трудов. – Мн.: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2005. – 280 с.
  16. Конституция РБ с изменениями и дополнениями.
  17. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 1998г. - №8. – с.54-56.
  18. Экономическая теория, Учебник, С. В. Мочерный, В. Н. Некрасов, В. Н. Овчинников, В. В. Секретарюк. М.: 2000
  19. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 1995. – с.400.
  20. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006
  21. http://www.otporby.org/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=7
  22. http://belarus-bank.by/index.php?key=10397&item=11928&l=ru

Информация о работе Cоциальная защита населения в республике Беларусь