Cоциальная защита населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Введение
1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность социальной защиты
1.2 Критерии оценки уровня бедности
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Основные направления социальной защиты в РБ
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира
3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Социальная защита населения в РБ.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

  Основной  критерий бедности — уровень доходов  на одного человека. Общий критерий бедности — структура потребления в семьях, в частности, доля расходов на питание. В США, к примеру, к бедным относятся семьи, которые расходуют на питание треть семейного бюджета. В России в 1992 г. расходы на питание составляли в доходах большинства семей около 75%.

  Общий уровень бедности в той или  иной стране определяется показателем  доли количества бедных людей в общей  численности населения в возрасте старше 15 лет. Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального минимума. Первый отражает удовлетворение только главных физиологических потребностей и получение основных услуг, второй включает еще и минимальные духовные и социальные запросы.

  Наиболее  точным для определения абсолютного  уровня прожиточного минимума является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в такую корзину включают на семью из двух лиц 552 позиции, из трех — 639, а из четырех — 652. Потребительская корзина для каждого типа семьи состоит из 149 позиций продовольственных товаров (или 23—27 % от общего количества позиций), с таким расчетом, чтобы структура питания обеспечивала дневную калорийность для работающих — 2 822 кал., для пенсионеров — 2 026 и для детей — 2 123. В 1988 г. уровень прожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составлял 69 %.

  В Белоруссии и странах Прибалтики для вычисления прожиточного минимума пользуются показателем социального прожиточного минимума, в России и Казахстане — физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые должны обеспечивать норму калорийности 3 050 ккал для трудоспособных мужчин и 2 525 ккал для трудоспособных женщин. В России физиологический минимум был установлен в 1992 г. в объеме 19 продуктов, а минимальный потребительский бюджет — в объеме более 200 видов товаров, в том числе, 80 продуктов питания.

  Критерий  бедности тесно связан с минимальным уровнем заработной платы. Регулирование заработной платы в целом является важным элементом программы социальной защиты населения. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в государственном секторе. Социальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в государственном аппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США И других странах Запада заработная плата в государственном секторе ниже, чем в частном, но работники и служащие государственного сектора имеют значительно большие гарантии, большие социальные выплаты и др.

  Заработная  плата наемных работников регулируется с помощью коллективных и тарифных договоров. Широкий круг вопросов регулируют коллективные договоры. В них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируется продолжительность рабочего дня и отпусков, определенные гарантии условий труда, доплаты за сверхурочные работы, предоставление дополнительного питания и др. В тарифном договоре оговаривается минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня заработной платы работникам различной квалификации. Тарифный договор при участии представителей предприятий и трудящихся составляется при посредничестве государства и утверждается Министерством труда. Это является гарантией его выполнения. Во время действия тарифного договора забастовка рассматривается в качестве незаконного средства разрешения трудовых споров.

  Чрезвычайно важное звено системы социальной защиты населения — индексация денежных доходов в соответствии с уровнем цен. Она практикуется во всех развитых странах с 60-х гг. Такая индексация осуществляется как на макроуровне (через принятие соответствующих законов), так и на микроуровне (через включение соответствующих статей в коллективные договоры). В 80-е гг. этот процесс начал несколько затухать, вместо индексации стало использоваться установление верхней и нижней границ роста цен и другие меры [18, с.267]. 

1.2 Критерии  оценки уровня бедности

 
 

  Подавляющее большинство известных границ бедности представлено обобщающими денежными показателями, такими как минимально допустимый семейный доход либо минимальная сумма потребительских расходов.

  По  характеру используемой информации методы установления черты бедности можно условно разделить на три группы:

  •   нормативные, опирающиеся на рекомендации экспертов (в частности, диетологов);
  • бихевиористские, базирующиеся на фактическом различии в составе потребления семей с разным уровнем жизни;
  • социологические, позволяющие получить границу бедности путем обработки результатов опроса общественного мнения.

  Принятое  разделение условно, поскольку при  построении черты бедности широко используется комбинация разных подходов, например нормативного и бихевиористского.

  Выбор метода и комбинации методов построения черты бедности зависит от поставленной цели. Научное исследование или разработка прогнозов допускает более широкое толкование бедности (относительные и комбинированные подходы), чем определение ее официальной границы, которая дает право на получение материальной помощи (преимущественно абсолютные подходы в странах с переходной экономикой).

  На  основании предложенной классификации  и с учетом таких факторов, как  состояние экономики, средний уровень жизни населения, менталитет, а также с использованием других методик исследования разные страны определяют официальную границу бедности и условия ее пересмотра. Критерии оценки бедности, используемые в современной практике, представлены в прил., табл. 18.

  В странах Европейского союза (ЕС) используются в основ ном относительные показатели бедности, тогда как в США — абсолютные. В развивающихся странах и странах с переход

  ной экономикой, которые значительно  беднее, чем развитые, применяется в основном абсолютная концепция бедности. В странах Центральной и Восточной Европы наибольшее распространение получил метод потребительской корзины. В большинстве стран СНГ, за исключением Украины, в основе построения черты бедности также лежит расчет стоимости минимального потребительского набора. В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума. Для сравнительной оценки уровня бедности в странах с переходной экономикой Всемирный банк установил единый порог бедности, равный 2,15 дол. США в день на человека.

    Основная, официальная, черта бедности  строится в Беларуси на основе  бюджета прожиточного минимума. В соответствии с Законом «О  прожиточном минимуме в Республике  Беларусь» малообеспеченными признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. По данным выборочных обследований домашних хозяйств этот показатель интерпретируется как численность населения с располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума.    Проблемы формирования минимальной потребительской корзины, минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума требуют отдельного рассмотрения.      Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Потребности значительно дифференцируются в зависимости от пола и возраста потребителей, характера их занятий, места проживания, национальных традиций и особенностей быта, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления материальных благ и услуг. Поэтому минимальный потребительский бюджет рассчитывается не на абстрактного человека или семью, а на конкретные потребительские единицы, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения (семья из четырех человек; мужчина трудоспособного возраста; женщина трудоспособного возраста; молодая семья с двумя детьми молодая семья с одним ребенком; семья пенсионеров; муж чина-пенсионер; женщина-пенсионерка; студент; студентка; дети различного возраста). В качестве минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения применяется среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек.

  Основой натурально-вещественной структуры  минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина — это научи обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в республике. При формировании потребительской корзины используется принцип ее репрезентативности, т.е. включенные в неё блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности чело века. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:

  ♦ питание (хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты молоко и молокопродукты, яйца, масло, рыба и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, другие продукты);

  ♦  одежда, белье, обувь;

  ♦  лекарства, предметы санитарии и  гигиены;

  ♦   мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственно го назначения;

  ♦  жилье и коммунальные услуги;

  ♦   культурно-просветительные мероприятия  и отдых;

  ♦  бытовые услуги, транспорт, связь;

  ♦  содержание детей в дошкольных учреждениях;

  ♦  обязательные взносы и платежи [2, с.70].

  В международной практике при формировании минимума материальной обеспеченности, как отмечалось, используются различные методы:

  • статистический (минимальный бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10—20 % самых малоимущих граждан страны);
  • нормативный (на основе определения минимальных общественно необходимых норм потребления материальных

  благ  и услуг);

  • комбинированный, или нормативно-статистический (питание определяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах);
  • метод самооценки (на основе данных специальных обследований и опросов населения о необходимом минимальном доходе);
  • субъективный (по экспертной оценке респондентов);
  • ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить минимальную потребительскую корзину).

  В Республике Беларусь формирование минимальных потребительских бюджетов осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.

  Нормативный метод предполагает, что профилирующие  учреждения и организации на основании исследований определяют состав товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, разрабатывают нормы и нормативы потребления с учетом особенностей половозрастных групп населения. При этом вначале обосновываются нормы потребления (например, для продовольственных товаров — по химическому составу и энергетической ценности), а затем определяется соответствующий им набор товаров и услуг. В случае отсутствия норм на отдельные составляющие последние определяются статистическим методом, который основывается на анализе фактического потребления населением товаров (услуг) и соответствующей структуры денежных расходов населения исходя из данных обследования домашних хозяйств.

  Законом предусмотрен пересмотр структуры  и состава потребительских корзин с учетом социально-экономического развития и изменений в нормах потребления Министерством труда Республики Беларусь с участием профсоюзов, объединений потребителей и других общественных объединений не реже одного раза в 5 лет.

  Для стоимостной оценки потребительских корзин используются средние цены на товары и услуги с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке. В случае отсутствия товара в каком-либо виде торговли учитываются цены, по которым его можно приобрести в альтернативных видах торговли.

  Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

  Минимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив. Однако в условиях кризисной экономики установление критериев и норм социальной защиты в тесной привязке к минимальному потребительскому бюджету весьма проблематично и нереально, поскольку государство не располагает для этого необходимыми экономическими возможностями. Низким экономическим возможностям государства больше соответствует такой важнейший норматив, используемый при осуществлении социальной политики, как бюджет прожиточного минимума.

  Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Информация о работе Cоциальная защита населения в республике Беларусь