Cоциальная защита населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Введение
1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность социальной защиты
1.2 Критерии оценки уровня бедности
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Основные направления социальной защиты в РБ
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира
3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Социальная защита населения в РБ.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

    С 1994 года действует также закон  о поддержке и услугах для  людей с некоторыми ограниченными функциями. Его целью является содействие утверждению права на равенство и участие в общественной жизни для людей с заметными функциональными нарушениями.

  Основополагающая  цель закона состоит в следующем: "Социальная служба общества должна, основываясь на демократии и солидарности, способствовать экономической и социальной обеспеченности людей, равенству в условиях жизни и активному участию в общественной жизни. Социальная служба должна с учетом ответственности людей за свою собственную социальную ситуацию и социальную ситуацию других быть направлена на высвобождение и развитие собственных ресурсов индивида и группы. Деятельность должна основываться на уважении к праву, самоопределению и неприкосновенности людей".

  Закон устанавливает задачу для социальной службы на уровне коммуны: распределение  ответственности, содержание деятельности, права отдельных лиц и групп на пособия. Социальная служба охватывает широкий спектр деятельности — от мер, направленных на оказание помощи отдельным лицам в отдельных случаях, до мероприятий, которые направлены на структурную и профилактическую цель.

  Основную  ответственность за социальную службу несут коммуны. Это является их обязательной задачей. В законе о социальной службе указано, что коммуны несут всю полноту ответственности за то, чтобы те, кто проживает на территории коммуны, получали ту поддержку и помощь, в которой они нуждаются.

  В соответствии с законом мероприятия для отдельных лиц должны осуществляться во взаимодействии с ними и при необходимости в сотрудничестве с другими общественными органами, учреждениями и объединениями. Социальная служба, оказывая содействие на дому, при транспортировке и в других случаях, должна облегчать отдельным лицам проживание дома и поддерживать их контакты с другими людьми. Отмечается, что социальные услуги в различных формах должны предоставляться отдельным лицам по их потребностям.

  Уход  за детьми — это систематические  мероприятия социальной службы для предоставления детям и молодежи возможности расти в хороших и защищенных условиях. Социальная служба в сотрудничестве с семьей должна способствовать

  всестороннему развитию личности, хорошему физическому  и социальному развитию детей и молодежи в коммуне. Коммуны обязаны планировать и осуществлять деятельность в детских садах и школах. Мероприятия в детских садах должны быть ориентированы на детей от одного до шести лет. До тех пор, пока ребенку не исполнился один год, любой из родителей имеет возможность оставаться дома и получать экономическое пособие, соответствующее пособию по болезни (в настоящее время 75% от зарплаты определенного уровня).

  Коммуна обязана обеспечивать работу, как на уровне детских садов, так и для детей в возрасте до одного года, если у ребенка есть "особые потребности" (физические, психические, социальные или иные).

  Социальный  уход за детьми и молодежью —  это мероприятия для детей и молодежи с особыми потребностями. Они нуждаются в поддержке в силу своего психического или физического здоровья, которое вызывает риск их неправильного социального развития. Поддержка и помощь предоставляются в случае необходимости. Также необходима возможность получать уход вне собственного дома. Например, детям, у которых возникли проблемы в семье, должна быть предоставлена возможность временно пожить в детском доме или "другом отдельном доме". По закону об уходе за молодыми подобные меры могут назначаться без согласия данного лица в случае возникновения особых обстоятельств, допустим, когда подвергается риску его собственная жизнь и безопасность или жизнь и безопасность других людей.

  Коммуна также обязана предоставлять  родителям возможность диалога под руководством эксперта для достижения единства между родителями в вопросах, связанных с уходом за детьми и общением с ними. Коммуны также должны давать по желанию семейные консультации.

  Уход  за лицами и семьей подразумевает  меры в отношении детей и взрослых которые нуждаются в помощи и услугах социальных служб. Это может быть, например, экономическая помощь для обеспечения семьям жизни определенного стандарта, а также социальная помощь и профилактическая работа.

  Мероприятия по услугам и уходу за престарелыми и людьми с функциональными нарушениями. В отношении как престарелых, так и лиц с функциональными нарушениями указывается, что им должна быть предоставлена возможность жить и самостоятельно, вести активный и осмысленный образ жизни совместно с другими. Для лиц с функциональными нарушениями должны быть созданы условия, чтобы они жили, как все остальные люди.

  Коммуны несут также ответственность  за нормальные условия жизни для людей с долговременными психическими заболеваниями. А также за организацию медицинского обслуживания в особых условиях проживания.

  На совершенствование системы благосостояния влияет развитие общества в целом, в том числе идей, идеологий, политики, экономики и т.д. Неоспорим тот факт, что экономический кризис 90-х годов привел к снижению уровней различных мер по обеспечению благосостояния. Хотя естественно, что есть много различных взглядов на развитие и благосостояние общества. Об этом постоянно ведутся политические дебаты, равно как и о роли государства в развитии общества [12, с.52 ]. 

  3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ

  Переход к рыночной экономике предполагает ограничение директивного вмешательства государства в сферу регулирования заработной платы, рабочего времени, отношений найма и увольнения. Иными словами, по мере продвижения к рынку заработная плата все больше будет определяться соотношением спроса и предложения на рынке труда, в связи с чем возрастает роль социальных пособий в качестве гарантий защиты человека и его семьи от бедности. Регулирующая же роль государства состоит в том, чтобы в законодательных актах закрепить основные условия и определенный уровень норм обеспечения и обслуживания населения, гарантировать их финансирование и создавать условия для дальнейшего развития.

  Эффективность системы социальной защиты определяется сочетанием выбранной концепции социальной защиты и адекватного ей механизма. Одним из них является механизм социальных гарантий - юридических материальных средств реализации конституционных прав членов общества, имеющий целью выравнивание уровней жизни отдельных групп населения, недостаточная обеспеченность которых связана главным образом с причинами, не зависящими от их трудовых усилий: высокой иждивенческой на грузкой на трудоспособных, возрастом, потерей работы и т. д. В Конституции Республики Беларусь эти права нашли свое отражение в ст. 47, где гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца; в ст. 32 определено право семьи и детей на защиту государства.

  Правительство Республики Беларусь рассматривает  гарантирование доходов населения в качестве одного из ведущих приоритетов. Многообразие видов выплат, предусмотренных в действующем законодательстве, широта охвата населения, подлежащего обеспечению, свидетельствуют об их большой социальной значимости в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.

   Обеспечение социальных гарантий в  принципе предполагает не полное, а минимальное удовлетворение потребностей человека. Реализация прав граждан в области социальных гарантий осуществляется посредством минимальных социальных стандартов, которые установлены законом «О государственных минимальных социальных стандартах», принятым 11 ноября 1999 г. Социальными стандартами являются: минимальные размеры пенсий; государственные пособия семьям, воспитывающим детей; пособия, единовременные выплаты и материальная помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. Финансирование минимальных выплат осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней, а также государственных внебюджетных страховых фондов. Их размеры устанавливаются обычно на основе бюджета прожиточного минимума, определяющего величину дохода, который позволяет удовлетворить потребности человека в товарах и услугах на уровне минимально допустимых норм. В современных условиях основной проблемой обеспечения гарантий является финансирование. Недостаток средств ограничивает возможности по доведению их уровня до установленных размеров прожиточного минимума.

  Государство расходует значительные средства на социальную защиту, однако широкий спектр программ так же, как многообразие задач, затрудняет определение общих целей различных программ и оценку их эффективности. На сегодняшний день они не смогли однозначно доказать свою эффективность с точки зрения охвата наиболее нуждающихся категорий населения и предназначены для широких слоев граждан. В отношении системы выплат можно отметить, что она недостаточно эффективна - как с позиций управления, так и получаемых результатов.

  Социальные  гарантии призваны компенсировать в  той или иной неблагоприятные особенности жизненного положения отдельных категорий работников и членов их семей. Социальная помощь наиболее уязвимым слоям и группам населения - одна из ведущих форм реализации социальных гарантий в переходный период.

  Опыт  стран с переходной экономикой свидетельствует: для того чтобы система социальной защиты была финансово устойчивой и реально обеспечивала смягчение трудностей переходного периода для малообеспеченных домашних хозяйств, она должна действовать на принципе адресного охвата наиболее уязвимых категорий.

  В последние годы во многих странах  начала набирать силу тенденция к  усилению адресности, обусловленная стремлением правительств сократить суммарные социальные расходы, перейти от уравнительного предоставления социальных пособий к выплате их с учетом индивидуальных потребностей. Адресные программы ориентированы на домашние хозяйства с определенным уровнем дохода, как правило, с низкими или с низкими и средними доходами. Можно выделить два разных типа адресных программ: основанные на проверке нуждаемости, предусматривающие детальный тест ресурсов получателей, включая доходы, активы и потребности, и основанные на проверке доходов, предусматривающие простой тест доходов получателей, с учетом годовой декларации о доходах. Программы с проверкой доходов имеют свои преимущества. Они основаны на объективных критериях, просты в административном исполнении и не отягощают получателей «клеймом бедности». Право на получение пособия легко определить на основе формы подоходного налога. Недостаток программ с проверкой доходов в том, что они не принимают во внимание особые нужды или обстоятельства, обусловливающие дополнительные расходы (например, приобретение лекарств, диетического питания, приспособлений для инвалидов). Домохозяйства с высоким уровнем доходов не получают никаких пособий, несмотря на то, что у них могут возникнуть дополнительные издержки, вызванные состоянием здоровья или необходимостью оплаты обучения детей. Именно этот недостаток программ с проверкой доходов является главным достоинством пособий, выплачиваемых на основе проверки нуждаемости. В этом случае учитывается не только уровень дохода, но и те особые обстоятельства, которые обусловливают необходимость дополнительных расходов домохозяйства. Главный недостаток этих программ в том, что они вторгаются в частную жизнь получателей. Для определения права на пособие необходимо представлять очень подробную информацию. Решения остаются на усмотрение чиновников системы социальной защиты, которые субъективно оценивают остроту и настоятельность отдельных потребностей семей.

  В целом, оценивая систему адресности, следует отметить, что ее применение достаточно эффективно в преодолении бедности. Правительство Республики Беларусь предприняло ряд шагов в этом направлении. В марте 2000 г. Советом Министров принято постановление о комплексной системе мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000-2005 гг., в мае 2000 г. - постановление «О мерах по созданию в республике системы адресной социальной помощи» и др.

  Основными получателями социальных выплат, кроме  пенсионеров, являются семьи с детьми, безработные, некоторые категории малообеспеченных граждан.

  Социальные  выплаты малообеспеченным гражданам регулируются положением «О порядке оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц». В соответствии с этим документом право на получение адресной социальной помощи имеют:

  • многодетные и неполные семьи, а также семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей-инвалидов;
  • семьи безработных и студентов (обучающихся бесплатно с отрывом от производства), воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • одинокие, т.е. не имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать; инвалиды I-II, III групп и инвалиды с детства, получающие социальную пенсию; пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;
  • семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы, несовершеннолетним ребенком-инвалидом, престарелым старше 80 лет [15, с.133].

  Местные исполнительные и распорядительные органы с учетом местных условий и финансовых возможностей вправе определять дополнительные категории получателей социальной помощи.

  Адресная  помощь оказывается перечисленным категориям семей и одиноких лиц, если их совокупный среднедушевой доход за три месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения. Размер выплаты на одного получателя составляет положительную разницу между 60% бюджета прожиточного минимума и совокупным среднедушевым доходом семьи.

  Адресная  социальная помощь предоставляется  населению республики с 2001 г. За этот период ее получили 318,0 тыс. чел. на сумму 10,0 млрд. руб. Адресная социальная помощь рассматривается как одна из главных мер по решению проблем низкого уровня благосостояния значительной части населения. По данным выборочных обследований домашних хозяйств, ежемесячный доход ниже бюджета прожиточного минимума в разные временные периоды имели до 42% граждан страны (в 2000 г. - 42%, 2001 г. - 28,9, 2003 г. - 30,5, 2005 г. - 27,1%). Эти цифры являются отражением экономической уязвимости населения, т.е. небольшие изменения в уровне доходов могут привести к тому, что значительный процент населения окажется за чертой бедности. В этом направлении необходимы эффективные меры, и в первую очередь в сфере распределения, поскольку, как свидетельствует мировой опыт, система социальной защиты может оказывать эффективную поддержку только 10-15% населения. Поэтому важной задачей является снижение доли малообеспеченных за счет повышения размеров основных источников доходов: оплаты труда, пенсии, стипендии.

Информация о работе Cоциальная защита населения в республике Беларусь