Cоциальная защита населения в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

Содержание

Введение
1 ТЕОРEТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность социальной защиты
1.2 Критерии оценки уровня бедности
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Основные направления социальной защиты в РБ
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира
3 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Социальная защита населения в РБ.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

  Как показывает практика, оказание адресной помощи в существующем варианте не решает основной задачи. В порядке оказания адресной помощи имеется ряд недостатков: категориальный подход, отсутствие единой методики определения нуждаемости, неполный учет доходов, что не позволяет в полной мере обеспечить социальную поддержку нуждающихся. Ее совершенствование требует новых подходов и принципов.

  Действующая система направлена на защиту преимущественно  тех, кто не может трудиться. Между  тем экономический, социальный и  культурный прогресс страны обеспечивается трудоспособной частью населения, социальная защита которой осталась в значительной степени вне сферы социальной политики, что превратило эту часть населения в социально уязвимую. Примером может служить ситуация в сельской местности, трудоспособные жители которой по объективным причинам не имеют минимума средств для жизнедеятельности. В то же время они оказываются вне системы государственной поддержки, так как не принадлежат ни к одной из социально незащищенных категорий. Опыт формирования демократических государств с рыночными отношениями свидетельствует о необходимости построения системы социальной защиты по принципу предоставления гарантий и оказания помощи всем гражданам, социальным группам, категориям населения, являющимся остро нуждающимися.                                                                         

  Следует отметить, что помощь не предназначена  быть заменой заработку, и она  не избавляет от необходимости искать самостоятельный выход. Смысл адресной помощи в том, чтобы помочь человеку пережить трудную жизненную ситуацию. Основными жизненными потребностями в ней являются обеспечение питания на минимальном уровне и оплата жилья. В структуре потребительских расходов малообеспеченных семей (низшая квинтильная группа) в 2003 г. только доля питания составила 52%, жилищно-коммунальных услуг -15,5%, малоэластичные расходы на транспорт и связь (оплата транспорта до места работы) - 6,7%. Резкий рост цен на услуги ЖКХ, новые тарифы на транспорт и другие виды услуг неизбежно приводят к недопотреблению продуктов питания. Таким образом, с точки зрения необходимого уровня жизнеобеспечения гарантированные социальные выплаты в установленных размерах не являются оптимальными. Однако это один из факторов, который позволил снизить глубину бедности. Если на уровне крайней бедности (среднедушевые располагаемые ресурсы ниже 0,5 БПМ) в 2002 г. находилось 2,5% населения, то в 2005 г. этот показатель снизился до 2,1%. Уменьшилось количество населения в группе с доходами в интервале 0,5-1 БПМ с 28% в 2002 г. до 23,3% в 2005 г.

  До  настоящего времени в республике отсутствует закон, определяющий единые требования к видам, формам, условиям, размерам, порядку назначения и выплаты социальной помощи (подобно Европейской конвенции о социальном обеспечении, Конвенции МОТ №102 и др.). Как следствие, нет четкой очерченности защищаемых государством социальных рисков, единства и обоснованности подходов к условиям предоставления и размерам социальных пособий. Нет единой базы для определения социальных пособий. В качестве нее для определения размеров пособий используются бюджет прожиточного минимума, базовая величина, величина минимальной пенсии по возрасту.

  Механизм  оказания социальной помощи безработным  гражданам установлен рядом нормативных правовых актов: Конституцией Республики Беларусь, законом «О занятости населения Республики Беларусь», Положением о мерах по социальной защите малообеспеченных граждан (от 11 августа 1999 г. №1254), декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы», Положением о порядке формирования и использования средств Государственного фонда содействия занятости и др.

  Ст. 41 Конституции Республики Беларусь предусматривает право на защиту от безработицы. Государство должно создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации, а также пособие по безработице в соответствии с законом. По действующему закону «О занятости населения Республики Беларусь» безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие заработка, зарегистрированные в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

  Выплата пособия ограничивается 26 календарными неделями, т.е. сроком в шесть месяцев. При условии, что работник работал не менее 12 календарных недель в течение последних 12 месяцев, ему положено пособие в размере 70% его среднего заработка в течение первых 13 недель и 50% - в течение последних 13 недель. Однако пособие не может быть меньше, чем одна базовая величина, и больше, чем две базовые величины. Ограничения размера пособия делают их крайне низкими. При базовой величине, равной 16 тыс. руб. в январе 2004 г., пособие в две базовые величины составляет 26% от бюджета прожиточного минимума трудоспособного человека, примерно половину минимальной пенсии, и лишь 11 % от средней зарплаты. Работник, проработавший менее 12 недель за последний год, может получать пособие размером не более одной базовой величины. Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста - на 20%. Срок выплаты пособий может быть увеличен до 52 недель. Безработные мужчины (женщины) получают пособия в течение дополнительных двух недель за каждый год работы сверх 26(20) лет стажа.

  Для получения пособия необходимо выполнить  установленные требования по участию в общественных работах.

  Низкий  уровень пособий, непрестижность общественных работ, а также небольшой выбор вакансий (в основном требуются кадры по рабочим специальностям) являются причинами, по которым многие безработные не регистрируются в качестве таковых.

  Следует отдельно упомянуть такую категорию  населения, как предприниматели. По закону, предпринимателям, признанным безработными, пособие назначается при условии, что отчисления производились от их личного дохода в Фонд социальной защиты населения в течение не менее шести месяцев за последний год, Однако имеют место случаи, когда индивидуальный предприниматель фактически никакой деятельности не осуществлял, доходов не получал, но права на пособие он не имеет. В данной ситуации механизм назначения ориентирован на формальный признак - факт регистрации в качестве предпринимателя, хотя необходимо учитывать критерий получения дохода.

  Действующая система определения размеров пособий  вступает в определенное противоречие с международными документами. Так, в соответствии со ст. 15 Конвенции МОТ №168, пособие назначается в размере 50% минимальной заработной платы или минимума, необходимого для обеспечения основных жизненных потребностей в зависимости от того, какая величина больше. В Беларуси этому условию соответствует бюджет прожиточного минимума. Однако в законодательстве размер пособия по безработице соотносится с базовой величиной, которая никоим образом не увязана с потребностями, и является техническим нормативом для расчета отдельных видов выплат и платежей.

  Значительный  вес в расходах на социальные выплаты  занимают пособия семьям, воспитывающим детей. Новые экономические и социальные реалии нашего общества поставили семьи, имеющие детей, в тяжелое положение (низкие, относительно постоянно растущих цен, доходы; нестабильность положения - угроза потерять работу и др.), в котором поддержание нормальной жизнедеятельности возможно только при проведении со стороны государства действенных мер социальной зашиты. Поэтому государство принимает на себя часть расходов семьи, связанных с рождением и воспитанием детей.

  Действующее законодательство предусматривает  следующие виды

  пособий:

  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
  • на детей в возрасте от трех до 16(18) лет;
  • по уходу за больным ребенком;
  • по уходу за больным ребенком в возрасте до 3-х лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери;
  • по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет;
  • при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
  • на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИД;
  • государственные надбавки к пособиям.

  Порядок назначения и выплаты пособий  и надбавок к ним определяется ст. 25 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», в связи с чем назначение и выплаты пособий и надбавок к ним осуществляются по месту работы (службы), учебы матери ребенка, а если мать не работает и не учится - по месту работы или учебы (службы) отца ребенка (усыновителя, опекуна) либо другого родственника, имеющего право на это пособие.

  Однако, как показывает практика, более целесообразной с позиций получателей представляется выплата пособий органами социальной защиты по месту жительства. Убедительность этого вывода подтверждает и анализ ситуации, сложившейся с выплатой пособий в последнее время. Участились задержки в выплатах, а также случаи невыплаты пособий, прежде всего предприятиями, находящимися в стадии ликвидации или банкротства, а также предприятиями, которые не ведут хозяйственной деятельности и вместе с тем не ликвидированы. С другой стороны, такие случаи требуют усиления контроля и принятия мер со стороны руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

  Пособия на детей, являющиеся основной формой государственной денежной помощи семьям; в общей сумме доходов домашних хозяйств составляют небольшую долю - 3,9% в 2003 г., в том числе: в семьях с одним ребенком - 2,6, с двумя детьми - 4,6, в многодетных - 14,7%. Помимо пособий, государство предоставляет разного рода льготы и бесплатные услуги для детей. Прежде именно помощь государства в натуральной форме в виде дотаций детским школьным учреждениям, школьным столовым, учреждениям культуры и отдыха для детей была наиболее ощутимой. В настоящее время расширение сферы платных услуг и сужение финансовых возможностей государства снизило роль этих видов помощи.

  Размер  пособий существенно ниже реальных затрат на содержание и воспитание детей и составляет 65% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения на детей в возрасте до трех лет и 30% - на детей в возрасте от трех до шестнадцати (на учащихся - 18) лет. Причем пособие на детей старше трех лет увязано с доходами семьи. Конкретно в этом случае пособия не гарантируют целевого потребления, а служат внутрисемейному перераспределению дохода. В результате в низкодоходных семьях, среди которых немало неблагополучных, жизненные интересы детей оказываются незащищенными. Речь, конечно, не идет о том, чтобы за счет

  пособий полностью обеспечить содержание детей, сняв с родителей обязанность материального содержания ребенка. Однако нельзя игнорировать тот факт, что действующая система распределительных отношений не обеспечивает достаточного уровня материального благосостояния значительной части семей с детьми, особенно молодых, неполных, многодетных. Заработная плата остается основным источником дохода подавляющего большинства из них, но ее размер не всегда позволяет содержать семью даже на минимальном уровне. Вместе с тем, согласно данным за 2003 г., доля малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми оказалась среди других групп населения самой высокой, составив 31,5% (семьи без детей - 18,6, семьи пенсионеров - 6,8%). Безусловно, проблема социальной защиты таких семей требует особого внимания со стороны государства.

  С учетом вышеизложенного можно сформулировать основные требования к системе выплат:

  •    соответствие предоставляемых выплат характеру и уровню защищаемых рисков;

  •    минимальная достаточность социальных выплат; своевременность предоставления и получения;

  •    эффективность социальных выплат, обеспечивающая достойный уровень жизни защищаемого  населения и в то же время предотвращающая возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.

  С развитием рыночных отношений социальную значимость приобрели такие явления, как благотворительность, помощь различных  фондов, организаций, в том числе международных. Многие из них ставят перед собой задачу помощи населению в денежной форме и реализуют ее как на разовой, так и на периодической основе. Однако отсутствие нормативной и правовой базы не позволяет отнести эти выплаты к какому-либо виду социальной помощи и не позволяет гражданам требовать ее предоставления на законных основаниях [15,с.139].

  4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РБ

 
 

  За  последние годы ситуация в сфере  социального обслуживания населения  претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы  социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.

  Вместе  с тем остаются недостаточными материально-техническая  база и финансирование отрасли, имеющиеся  возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании.

  В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.

  Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения соответствующих институциональных структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Информация о работе Cоциальная защита населения в республике Беларусь