Формирование маркетинговой стратегии банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:09, дипломная работа

Описание работы

Еще совсем недавно рынок банковских услуг был рынком продавца, когда клиенты располагали большими суммами (вследствие инфляции) денег, а банков было немного. Но в последнее время при изменчивости инфляцией и в условиях хронической нехватки денежных ресурсов у основных клиентов банков - предприятий, рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя. С этого момента большинство российских банков стали искать новые способы привлечения клиентов. Для этих целей они могут успешно применять маркетинг. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагает переориентацию банка со своего продукта на потребности клиента.

Содержание

Введение 5
1. Позиционирование банка на региональном финансовом рынке
1.1. Исследование состояния и перспектив развития
регионального рынка банковских услуг 7
1.2. Оценка конкурентных позиций банка 15
1.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности банка 28
2. Информационно-методическое обеспечение разработки маркетинговой стратегии банка
2.1. Методика разработки маркетинговой стратегии 34
2.2. Корректировка информационного обеспечения 52
3. Разработка стратегии маркетинга
3.1. Выбор вариантов маркетинговой стратегии 55
3.2. Формирование механизма реализации стратегии 57
3.3. Ресурсоемкость предлагаемых мероприятий 63
3.4 Оценка результативности маркетинговой стратегии 69
Заключение 78
Список использованных источников 81

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

Таким образом, для реализации маркетинговой стратегии, а именно привлечения новых клиентов и  повышения известности банку, необходимо ввести новые продукты, услуги, или  усовершенствовать уже имеющиеся услуги путем добавления определенных бонусных или иных программ.

Так как привлечение  денежных средств «Уралтрансбанка» происходит за счет физических и юридических лиц, а также с развитием розничного кредитования и других банковских услуг, выберем стратегию привлечения денежных средств населения за счет такой банковской услуги как операции по купле-продаже монет из драгоценных металлов. [ 15 ]

Второй стратегией для  привлечения клиентов и привлечения  денежных средств станет стратегия эмиссии кредитных карт с новыми бонусами от банка.

Таким образом, для улучшения  маркетинговой стратегии банка  было предложено два варианта реализации стратегии:

  1. стратегия привлечения денежных средств населения за счет такой банковской услуги как операции по купле-продаже монет из драгоценных металлов;
  2. стратегия эмиссии кредитных карт с новыми бонусами от банка.

Для выбора наиболее оптимального и прибыльного варианта необходимо произвести расчет, который покажет  эффективность данных стратегий.

Спрос на данные услуги должны увеличить количество новых клиентов, для этого «Уралтрансбанк» должен активно вкладывать средства на рекламу данных проектов и повысить привлекательность этих услуг для клиентов.

 

3.2. Формирование механизма  реализации стратегии

 

 Для того чтобы сформировать механизм реализации стратегии можно воспользоваться концепцией Ф.Котлера где, весь комплекс маркетинга разделен на четыре основных направления 4P. Этому правилу до сих пор верны американские школы маркетинга. Однако, исследователь Центра изучения маркетинга услуг при Аризонском университете М. Битнер растянул эту формулу до «пяти Р» применительно к услугам. [ 18 ]

Традиционная формула  «четырех Р» содержит в себе четыре контролируемых для организации  фактора маркетинга: товар, цена, места продажи и элементы коммуникации (product, price, place, promotion), или товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика и политика продвижения (promotion).

Применительно к услугам  М. Битнер предложила дополнить эту модель дополнительным (Р) люди (people).

Новым товаром «Уралтрансбанка» выступает такая банковская услуга как операции по купле-продаже монет из драгоценных металлов. Не смотря на то, что сами монеты выглядят как вполне реальный товар, банковские операции с ними – это абстрактная, неосязаемая услуга. Филиал «Уралтрансбанк» намерен внедрить ее в следующем виде. [ 36 ]

С точки зрения Котлера  о продаже монет, если в некоторых других банках Тюмени покупатель может рассчитывать только на то, что видит на витрине, не может быть уверенным, что получит весь ассортимент монет, выпускаемых на данном этапе или выпущенных раньше, то в «Уралтрансбанке» он сможет купить любую монету. Для этого в банке будет организован постоянный заказ монет в определенном количестве,  а также будет организована система заказов, при которой любой желающий сможет через «Уралтрансбанк» заказать нужную ему монету (в том числе и раритетную), таким образом, выполнив потребность клиента.

При покупке монет в «Уралтрансбанке» любой желающий сможет продать ненужную ему больше монету, заранее оценив ее на наличие дефектов. Покупка монет будет возможна лишь с сертификатом и в запечатанной, родной индивидуальной упаковке (если таковая предусмотрена).

Таким образом, клиенты, придя во АБ «Уралтрансбанк», могут рассчитывать на удовлетворение своих потребностей. Если данные операции будут функционировать без проблем, то данная операция привлечет новых клиентов и расширит сферу услуг для старых. Таким образом, возможно завоевание клиентов конкурентов. [37  ]

Естественным вопросом выступает вопрос о том, кто будет  покупать памятные и инвестиционные монеты, то есть у кого есть потребность  в этом и кого можно привлечь продвижением новой услуги. Это специфический товар, не рассчитан на широкого потребителя. Поэтому сотрудники «Уралтрансбанка» произвели выборку из всех потенциальных клиентов банка. Остановились на следующих группах потребителей, указанных в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Группы потребителей памятных и инвестиционных монет  Банка

Потребители

Описание потребителей

Постоянные клиенты  банка

Юридические и физические лица, обслуживающиеся во АБ «Уралтрансбанк», - это потенциальные покупатели монет  в качестве подарков и сувениров  для своих друзей, родных, коллег, друзей и партнеров.

Стоматологические клиники

Стоматологические клиники, занимающиеся протезированием золотых зубов, тоже являются  потенциальными потребителями, требующими для работы качественное золото из высоких проб.  Именно такое золото используется при изготовлении памятных и инвестиционных монет. При этом, покупая золотые монеты в банке, стоматологи могут быть уверены в отсутствии подделок и некачественного товара.

Туристические компании и гостиницы

Туристические компании и гостиницы, а в особенности те, которые работают с японскими, корейскими и китайскими туристами.

Коллекционеры,

ювелирные и сувенирные магазины

Этот целевой сегмент  имеет самое прямое отношение  к товару.


 

Цены на монеты из драгоценных  металлов при реализации их потребителям, в том числе физическим лицам, устанавливаются кредитными организациями самостоятельно [5]. Выдаваемый при этом покупателю кассовый документ, содержащий информацию о реализованных монетах и ценах их продаж, может служить документом, подтверждающим их стоимость. Поэтому целесообразно рассчитывать на то, что у туристов монеты будут пользоваться большим спросом.

Таким образом, целевой  рынок весьма широк. Сюда следует  отнести и большое число физических и юридических лиц, еще не обслуживающихся в АКБ «Уралтрансбанк», которые будут пользоваться новой услугой. Следует сказать, что при отборе групп потребителей банк намеренно делал акцент лишь на продаже монет, что само по себе не является чисто банковской услугой. А операции по купле-продаже монет, как новая услуга банка, представляет собой интерес для всего рынка клиентов, так же как услуги по купле-продаже валюты, например. [ 39 ]

Цена на монеты в банке  складывается таким образом, чтобы  добиться оптимального результата и  для клиента и для банка  самого. Здесь работает ценовой способ привлечения клиента. Цена не должна отпугнуть клиентов, но и должна способствовать получению максимальной прибыли, что необходимо для того, чтобы назвать маркетинг новой услуги успешным.

Политика продвижения - это коммуникационная функция. Так как данный филиал не развивал такого направления как продажа монет, то необходимо всех клиентов банка уведомить о внедрении новой услуги.

Для этого банк проведет личное оповещение клиентов филиала  и разместит общую рекламу  о внедрении новой услуги для  всего населения города. Личное оповещение предполагает адресные письма, в которых будет содержаться информация о всех преимуществах использования данной услуги. Письма будут отправлены индивидуально для каждого руководителя всех отобранных и известных компаний.

В письмах будет рассказываться о монетах и их преимуществах для каждого целевого сегмента потребителей, и предлагалось работать с банком в этой области. Для проведения личного оповещения Уралтрансбанк  намерен использовать студентов-практикантов, которым не хватает коммуникативных навыков, опыта работы и общения с потенциальными клиентами.

Также рекламная политика будет  проведена на все население  города. Будут разработаны рекламные  буклеты и листовки, разложенные  в операционном зале и на территории банка. Уличные плакаты и щиты не будут выставлены, так как данный вид рекламы обойдется слишком дорого для данного вида услуги. К сожалению, у Уралтрансбанка нет дорогих  способов стимулирования сбыта, что, несомненно, скажется на результате продвижения услуги. Также реклама будет опубликована во многих газетах и журналах города. [ 27 ]

Вторым товаром «Уралтрансбанка» выступает усовершенствование банковской услуги «Мобильный банк» и внедрение новой сервисной услуги  пополнение «QIWI» Кошелька с помощью Интернет-банка и  перевод средств из «QIWI» Кошелька в Альфа-Банк.

 «Мобильный банк»  — это комплекс услуг, предоставляемых  банком посредством мобильной  связи держателям пластиковых  карт. С помощью данной услуги  держатель может:

  1. оперативно получать на свой мобильный телефон уведомления об операциях по карте в виде SMS-сообщений;
  2. осуществлять платежи со счета карты без явки в банк в пользу некоторых организаций;
  3. осуществлять перевод денежных средств с одного счета;
  4. получать по запросу информацию о лимите доступных средств и о последних 5 операциях по карте;
  5. оперативно блокировать карту с мобильного телефона в случае ее утраты или при подозрении на мошенничество по карте.

 Новый сервис «QIWI» Кошелек, будет удобен людям, предпочитающим совершать покупки, управлять своими деньгами и мгновенно оплачивать  услуги в режиме онлайн. Любой клиент «Уралтрансбанка» сможет быстро перевести деньги со своего счета на счет в «QIWI» Кошельке и обратно из «QIWI» Кошелька на счет в «Уралтрансбанке». [29  ]

 С точки зрения  ценовой политики, услуга «Мобильный  банк» уже существует, как в  областном Банке так и, в  филиале Тюмени, и имеет достаточно  конкурентов с такой же услугой.  Но за сообщения и смс-оповещения многие банки, например Сбербанк, снимают определенную комиссию в размере 60 рублей. «Уралтрансбанк» предлагает эту услугу сделать бесплатной, тем самым, привлекая клиентов разных сегментов.

Данный вид услуги, с точки зрения цены, очень положительно повлияет на количество клиентов банка, поэтому, уменьшив до 0 рублей оплату за оповещения, банк тем самым не потеряет больших денег, но этот бонус послужит привлечением нового потока клиентов, и завоевания покупателей конкурентов.

Новый вид сервисной услуги «QIWI» Кошелька будет предлагать пополнение «QIWI» Кошелька с помощью Интернет – банка, комиссия за пополнение не взимается. А за перевод средств из «QIWI» Кошелька в «Уралтрансбанк», то есть  комиссия за пополнение счета в «Уралтрансбанке» взимается в размере 2%.

Сбытовая политика данной услуги будет предложена на сайте  компании и в офисах банка.

Политика продвижения  услуги будет предложена в виде рекламных  буклетов и листовок, также вся  информация будет выложена на сайте  компании и в городских СМИ. Дорогостоящей рекламы на данный вид услуги банк предложить не сможет, так как эти услуги не являются высокоприбыльными. Внутри филиала для клиентов будет вывешена необходимая информация по данным видам услуг, удобно расположены кресла и стулья для ожидания с возможностью ознакомления с рекламной информацией в виде листков, брошюр, бюллетеней.

Однако вследствие увеличения спроса на данные услуги, банк сможет уделить больше денег на затраты по рекламе. 

Также еще одним важным фактором в маркетинговой стратегии является персонал банка. Продавая услуги и предлагая операции с монетами, сотрудник должен с помощью личного контакта внятно и доходчиво объяснить клиенту, в чем заключается привлекательность данной услуги. Сотрудник банка должен быть профессионалом и иметь способность к реализации данных услуг. Именно в качество обслуживания клиента может стать решающим фактором при выборе обслуживаемого банка. Поэтому сотрудники банка должны быть квалифицированными и уметь вовлечь клиента. [19  ]

На сегодняшний день банковский рынок  это полностью рынок клиента, покупателя. И клиент имеет множество альтернатив, чтобы удовлетворить свои потребности, поэтому процесс общения сотрудника банка  и клиента очень важен.

Сотрудник банка должен быть полностью компетентен в областях с монетами или другими услугами, должен быть обучен факторам успеха, преимуществах новых услуг и способов их облагаемости,  при которых достигается заданная цель.

Продвижение продукта сильно зависит от исследования состояния  банковского рынка, оценкой конкурентов и их преимуществ,  разработкой маркетинговой стратегии и коммуникативных функций сотрудников.

Таким образом, результатом  компетентности сотрудника послужит успешное продвижение новых услуг на рынок.

 

3.3. Ресурсоемкость предлагаемых мероприятий

 

В соответствии со ст. 149 Налогового Кодекса РФ памятные монеты из драгоценных металлов (за исключением  памятных монет качества «proof»), являющиеся валютой Российской Федерации, не подлежат налогообложению НДС. Следовательно, цены на монеты качества «proof» и «uncirculated» рассчитываются по разному – с учетом НДС и без учета НДС соответственно.

Вследствие разрешения Центрального банка делать наценку  на монеты, Уралрансбанк установит  наценку в размере 10-20% от стоимости  Центрального банка.

Уралтрансбанк, также  как Сбербанк, нацелен на большее  количество продаж. Поэтому памятные монеты можно сдать в банке  по прейскуранту, но на 30% меньше покупательной  стоимости.

Графики котировок на металл уже значительно долгое время  показывают, что цена на золото в мире и в России постоянно увеличивается. По данным Банка России памятные монеты дорожают на несколько процентов с периодичностью два раза в год. Таким образом, риск вложения денег в драгоценные монеты минимален. Драгоценные монеты всегда можно будет продать, и они всегда будут ликвидными.

Информация о работе Формирование маркетинговой стратегии банка