Формирование маркетинговой стратегии банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:09, дипломная работа

Описание работы

Еще совсем недавно рынок банковских услуг был рынком продавца, когда клиенты располагали большими суммами (вследствие инфляции) денег, а банков было немного. Но в последнее время при изменчивости инфляцией и в условиях хронической нехватки денежных ресурсов у основных клиентов банков - предприятий, рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя. С этого момента большинство российских банков стали искать новые способы привлечения клиентов. Для этих целей они могут успешно применять маркетинг. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагает переориентацию банка со своего продукта на потребности клиента.

Содержание

Введение 5
1. Позиционирование банка на региональном финансовом рынке
1.1. Исследование состояния и перспектив развития
регионального рынка банковских услуг 7
1.2. Оценка конкурентных позиций банка 15
1.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности банка 28
2. Информационно-методическое обеспечение разработки маркетинговой стратегии банка
2.1. Методика разработки маркетинговой стратегии 34
2.2. Корректировка информационного обеспечения 52
3. Разработка стратегии маркетинга
3.1. Выбор вариантов маркетинговой стратегии 55
3.2. Формирование механизма реализации стратегии 57
3.3. Ресурсоемкость предлагаемых мероприятий 63
3.4 Оценка результативности маркетинговой стратегии 69
Заключение 78
Список использованных источников 81

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

Наибольший рост в  банках Тюменской области продемонстрировали вклады в интервале от 400 до 700 тыс. руб., их относительный прирост на 1 января 2011 года составил 48% (рис 1.2).


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2 Структура вкладов  физических лиц в размере от количества депозитов

          Прирост средств населения в банках Уральского федерального округа в 2010 году составил 25,5% (в целом по России – 31,3%) или 60 млрд. руб., средства на счетах граждан увеличились до 294 млрд. руб. В 2009 году прирост вкладов населения в банках округа складывался на уровне 17,4% или 36 млрд. руб., в 200 8 году – 5,6% или 11 млрд. руб. (рис 1.3).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3 Динамика темпов прироста средств физических лиц

Таким образом, динамика основных показателей, характеризующих  состояние банковского сектора  экономики региона, свидетельствует  о расширении деятельности кредитных  организаций, наращивании совокупных активов, капитала, увеличении объемов кредитования.

Основными конкурентами банка являются Сбербанк, ВТБ, СКБ Банк, Росбанк, Уралсиб, Промсвязьбанк, ВУЗ Банк, Траст Банк.

Необходимо проанализировать слабые и сильные стороны банка  по видам услуг (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Сильные и слабые стороны  банка по видам услуг

Услуги банка

Слабые стороны

Сильные стороны

1

2

3

1)  Кредитование малого и среднего бизнеса

  1. отсутствуют длинные кредиты;
  2. отсутствует процедура скоринг-оценки для экспресс-выдачи микро-кредитов;
  3. ставки выше, чем в федеральных банках.
  1. широкая территориальная сеть;
  2. наличие программ кредитования без залога;
  3. конкурентные процентные ставки.

 


 

Продолжение табл. 1.1

1

2

3

2) Потребительского кредитования банка

  1. отсутствуют программы "без залогов и поручителей";
  2. отсутствуют льготные автопрограммы и связи с автосалонами;
  3. отсутствует ипотечное кредитование;
  4. отсутствуют длинные кредиты;
  5. низкая скорость выдачи кредита.
  1. широкая территориальная сеть;
  2. большое количество имеющихся потенциальных клиентов из числа сотрудников   зарплатных проектов;
  3. конкурентоспособные процентные ставки.

 

3) Вклады и депозиты

1) Отсутствие вклада, позволяющего вкладчику менять  валюту вклада в зависимости  от изменения курса валют.

  1. широкая территориальная сеть;
  2. большое количество имеющихся потенциальных клиентов из числа сотрудников;
  3. конкурентоспособные процентные ставки;
  4. гибкие условия досрочного изъятия;
  5. регулярные маркетинговые и рекламные акции.

4) Рассчетно-кассовое  обслуживание банка

  1. отсутствие сертифицированной системы качества MoneyBack;
  2. ограниченный расчетный день.
  1. широкая территориальная сеть;
  2. выгодные тарифы;
  3. индивидуальный подход;
  4. развитая система дистанционного обслуживания.

5) Операции с банковскими  картами

1) отсутствует управление  через мобильный телефон;

  1. нет крупных проектов по дисконтным программам с партнерами.
  1. широкая территориальная сеть и банкоматная сеть;
  2. выгодные тарифы;

большое количество имеющихся  з/проектов;


 

Таким образом, проанализировав сильные и слабые стороны можно сделать вывод, что банк максимально стремится удержать свои конкурентные позиции на рынке, так как большинство услуг банка обладают положительными характеристиками и работают над усовершенствованием слабых сторон.

 

 

 

1.2. Оценка конкурентных позиций банка

 

ОАО «Уралтрансбанк»  является универсальным банком, способным оказывать полный спектр банковских услуг на высоком уровне. По итогам 2009 года УТБ удалось сохранить свою рыночную позицию среди крупнейших банков области, в настоящее время банк занимает четвертое место по размеру активов, в Тюменской лишь шестнадцатое место.

Структура активов банков по состоянию на 01.11.2010 существенно не изменилась. Основную долю работающих активов составляют кредиты юридическим лицам, доля ценных бумаг в портфелях банков-конкурентов с начала года существенно увеличилась (более чем в два раза), что обусловлено общим снижением объемов кредитования и отсутствием иных возможностей для эффективного размещения привлеченных средств. [13 ]

Необходимо изучить  выполнение обязательных нормативов Центрального банка Российской Федерации (табл.1.2).

 

Таблица 1.2

Обязательные нормативы ОАО «УТБ»

Наименование норматива

Нормативное значение

Абсолютное значение, %

На 01.01.08

На 01.01.09

На 01.01.10

Норматив достаточности  капитала (Н1)

Min 10%

13,59

16,62

20,87

Норматив мгновенной ликвидности (Н2)

Min 15%

81,33

86,75

89,00

Норматив текущей ликвидности (Н3)

Min 50%

86,68

90,62

120

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)

Max 120%

90,82

90,49

53,26


 

Доля ликвидных активов  в банках-конкурентах существенно  ниже показателей ОАО «Уралтрансбанк», что в текущей экономической ситуации несет для них дополнительные риски. Так, показатели нормативов ликвидности крупнейшего регионального банка ОАО «УТБ»  находятся на границе допустимых значений.

Качество кредитных  портфелей банков Тюменской области с начала года значительно ухудшилось, рост просроченной задолженности, наблюдаемый с начала года по состоянию на 01.11.2009 по данным официальной отчетности приостановился, но в целом по наблюдениям и отзывам экспертов ситуация с просроченной задолженностью не существенно не изменилась, просто банки научились маскировать просроченную задолженность. [ 15 ]

Динамика пассивов банков Тюменской области соответствует общей ситуации по банковской системе. Вклады физических лиц остаются основным источником средств банков, но в целом в крупнейших банках области не превышает 50 %. Текущая экономическая ситуация вынуждает физических лиц ограничивать расходы на потребление и вынуждает создавать запасы на будущее, что обусловило существенный приток средств физических лиц во вклады.

Средства юридических  лиц занимают не более 15% в пассивах региональных банков, и в условиях дефицита денежных средств, вызванного экономическим кризисом, существенно  не увеличились.  Политика Центрального Банка, направленная на снижение инфляции не позволяет планировать увеличения их доли в пассивах банков. [ 26 ]

По итогам 3 квартала 2009 количество убыточных кредитных  организаций в целом по банковской системе России превысило 10 %, а прибыль  остальных существенно сократилась, что обусловлено необходимостью формировать значительные резервы на возможные потери по ссудам.  Характерный пример банки – конкуренты: ОАО «УБРР» по состоянию на 01.11.2009 показал убытки в сумме 499 млн. руб. (размер сформированных с начала года резервов 1140 млн. руб.), остальные региональные банки увеличивают резервы, демонстрируя минимальную прибыль.

Показатели рентабельности активов и капитала до создания резервов, продемонстрированные ОАО «Уралтрансбанк» по состоянию на 01.11.2009 года выше показателей основных банков – конкурентов, что положительно характеризует эффективность его деятельности. [7 ]

Прогноз Министерства экономического развития России на 2010-2012 год позволяет рассчитывать на оживление экономики и возобновление кредитования не ранее второй половины 2010 года. В текущей экономической ситуации ОАО «Уралтрансбанк» имеет достаточный запас ликвидности, что положительно характеризует его на фоне банков – конкурентов. Рыночная позиция ОАО «Уралтрансбанк» оценивается как устойчивая, Банк имеет все необходимые ресурсы и потенциал для эффективного осуществления своей деятельности и развития бизнеса.

Сегодня Банк имеет широкую сеть подразделений  на территории Уральского федерального округа и Пермского края, которая  включает 60 офисов в 30 городах. Наше преимущество в том, что мы прекрасно знаем клиентов, их потребности, проблемы, специфику в каждом конкретном городе и имеем возможность учитывать данные особенности в своей работе. Находясь здесь, на территории Урала, мы имеем возможность быстро принимать решения. А как показывает практика, это обстоятельство имеет очень большое значение для клиентов. [33 ]

Дальнейшее  укрепление позиций банка и развитие клиентской базы в городах присутствия  станет нашей наиважнейшей задачей  в 2010 году. При этом мы заинтересованы не только в привлечении на обслуживание отдельных прибыльных клиентов, но и в поддержке целых городов в решении насущных экономических и социальных проблем. Создание более современной и разносторонней экономики – очень важная и актуальная задача, которой и государство, и бизнес сейчас уделяет повышенное внимание. Поскольку Уралтрансбанк является крупным и системообразующим финансовым учреждением, он, естественно, будет находиться в центре этого процесса.

Среди новых социально ориентированных программ банка - поддержка работников бюджетной сферы и комплекс мер, направленных на энергосбережение и повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства.

Более совершенные обогреватели, теплонепроницаемые двери и окна, счетчики учета всех видов ресурсов – это совершенно конкретные вещи, которые можно и нужно делать не в далекой перспективе, а прямо сейчас. И кредитные ресурсы банка здесь как нельзя кстати. Тем более, что мы понимаем: достигнутая в результате экономия позволит заемщикам спокойно и уверенно расплатиться по подобным кредитам. [ 23 ]

Кредиты Уралтрансбанка, предоставленные муниципальным  образованиям, будут способствовать высвобождению бюджетных средств  для осуществления финансирования структурных изменений, что позволит осуществлять финансирование муниципальных программ энергосбережения, направлять средства на реализацию национальных проектов в рамках конкретных муниципальных образований.

Четкая  программа поддержки Уралтрансбанком  городов Свердловской области предусматривает  модернизацию той же местной энергетики, включая развитие малой частной энергетики в сотрудничестве с областным Союзом промышленников и предпринимателей, а также создание бизнес-инкубаторов на базе градообразующих предприятий.

У Уралтрансбанка есть и квалифицированные специалисты, и финансовые ресурсы, и опыт решения сложных экономических задач – словом, все необходимое, чтобы эффективно содействовать развитию хозяйственной и социальной сферы городов Свердловской области. Уверен: наши совместные усилия обязательно принесут позитивные результаты.[34]

Банк  входит в новый год, обладая значительным финансовым, интеллектуальным  потенциалом  и солидной клиентской базой. 2010 год  будет для банка юбилейным: мы отпразднуем свое 20-летие. А это  значит, что мы должны подвести итоги нашей деятельности за два десятка лет, перешагнуть очередной рубеж и с новыми силами начать воплощать задуманные проекты. Представляя Вашему вниманию годовой отчет, позвольте выразить признательность нашим постоянным и новым клиентам, акционерам, партнерам и вкладчикам за эффективную работу и оказанное доверие.

Кредитный бизнес является одним из основных направлений деятельности ОАО «Уралтрансбанк».

 Кредитование малого  бизнеса осуществляется по технологии  Европейского банка  реконструкции  и развития, которая учитывает  потребности разных категорий предприятий малого бизнеса.

      Малое  предпринимательство –  это  сектор бизнеса, во многом определяющий  темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта. [12]

В 2009 году наблюдается  снижение темпов кредитования, что  связано с замедленным инвестиционным развитием  предприятий малого и  среднего бизнеса. Несмотря на это, мы смогли  привлечь на кредитование крупных  клиентов из разных отраслей таких, как ОАО УК Высо, ОАО Екатеринбургэнерсбыт, ОАО Свердловская энергогазовая компания, ТС Кировский, ОАО Корпорация Юнона. Таким образом, произошло укрупнение заемщиков  по объемам выручки и штатной численности. Вышесказанное имеет положительный момент, т.к. данные предприятия являются финансово-устойчивыми с дальнейшими перспективами развития бизнеса.

В 2009 году Уралтрансбанк  увеличил объем привлеченных денежных средств физических лиц во вклады на 13,61% и по состоянию на 1 января 2010 года депозитный портфель физических лиц составил 7 480 млн. руб. По итогам 2009 года Уралтрансбанк занял 79 место среди крупнейших банков России по объемам привлечения ресурсов физических лиц и 4 место среди региональных банков.

Достигнутые показатели свидетельствуют об укреплении доверия клиентов и привлекательности депозитных программ Уралтрансбанка. Высокие показатели были достигнуты за счет постоянного совершенствования линейки вкладов (ориентируясь на потребности различных целевых групп населения), а также за счет проведения регулярных рекламных акций. В условиях роста конкуренции на банковском рынке большое внимание уделялось качеству обслуживания и профессионализму сотрудников, обслуживающих клиентов.

Акцент в управлении вкладами в 2009 году был сделан на развитие системы дистанционного обслуживания клиентов, в результате чего появилась возможность управления вкладами через Интернет-банк Уралтрансбанка.

Подводя итоги, можно  сказать, что Уралтрансбанк придерживался  взвешенной политики привлечения средств  населения и не ставил перед собой цель - привлечь дорогие ресурсы в большом количестве. Накопленная к началу 2009 года ликвидность позволила банку, с одной стороны, динамично развиваться и демонстрировать хорошие показатели прироста вкладов в течение всего 2009 года, с другой стороны, привлекать относительно недорогие средства (в сравнении с конкурентами). Это позволило создать довольно прочный фундамент для дальнейшего развития банка в условиях избыточной рыночной ликвидности и постепенного снижения рыночных процентных ставок по вкладам. [25]

Информация о работе Формирование маркетинговой стратегии банка