Анализ и управление объема производства и продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....5
1 Теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции………………………………………….7
1.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.................................................................................................................7
2 Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ …………………………………………………………………………10
2.1 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту………10
2.2 Анализ влияния структуры ассортимента и структурных сдвигов
на производство товаров………………………………………………………...14
2.3 Анализ показателей качества товара …………………………………..18
3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров……………………………………………………………………………23
3.1 Анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж …………………………………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………..………………………………………………35
Приложения…………………..……………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 166.19 Кб (Скачать)

       В качестве второго фактора следует  отметить необходимость расширять  производство более быстрыми темпами, чем это возможно при узком  ассортименте выпускаемого товара, распределять коммерческий риск на более широкий  спектр товаров, уменьшить влияние  конкуренции на отдельно взятую сферу  производства. Вместе с тем, освоение новых видов товаров связано не только с выгодой, но и с определенными опасностями[20], особенно в тех случаях, когда оно потребует изменений установившейся в организации системы сбыта и имеющейся распределительной сети или новых технических знаний, дополнительных специалистов и оборудования[15].

       Третьим фактором является необходимость обеспечить постепенное увеличение общей рентабельности организации, выражающейся отношением прибыли к вложенному капиталу, путём  сохранения и увеличения конкурентоспособности, рациональное использование отходов  производства, полное использование  производственных мощностей и возможностей персонала. И, как следствие, более  равномерное распределение некоторых  накладных расходов, уменьшения сезонных и циклических колебаний в  уровне производства и сбыта.

       Какое бы огромное значение ни имело внедрение  новой продукции для долгосрочного  развития предприятия, оно остаётся крайне рискованным делом. Зарубежные специалисты подсчитали, что, в среднем, удельный вес неудачных нововведений в различных товарных группах  колеблется между 50 и 90%.

       Риск, связанный с новым товаром, может  быть снижен до приемлемого уровня за счет систематического планирования ассортимента товаров, а также анализа  своего опыта и опыта других организаций, обеспечивших успех внедрения новых  товаров на рынок. Важно выявить  закономерности успеха, и использовать знания этих закономерностей в своей  работе[13].

       Качество – это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.

       Количественная  характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих ее качество, называется показателем качества товара. Рассмотрим содержание различных показателей, характеризующих качество товара[17].

       Достигнутый в организации уровень качества товара не является стабильным длительное время, так как требования потребителей, методы производства и политика конкурирующих организаций непрерывно изменяются[6].

       В процессе анализа показателей качества изучают их динамику, достигнутый  уровень, причины изменений.

       Для оценки выполнения плана по качеству товара используют различные методы. Сущность балльного метода оценки состоит  в определении средневзвешенного  балла качества товара, затем путем  сравнения фактического и планового  уровня, находят процент его выполнения. Оценка выполнения плана по качеству товара производится по удельному весу бракованных и рекламационных товаров[11].

       Анализ  качества товара целесообразно представить  в виде приложения Б7.

       Оценки, приведенные в таблице, показывают, что за отчетный период организацией проделана определенная работа по улучшению  качества товара, о чем свидетельствует  увеличение удельного веса товара высшей категории качества на 10 % по сравнению  с прошлым периодом, а также  повышение удельного веса экспортируемых товаров. Уменьшению доли бракованных  товаров способствовало снижению потерь о брака на 120 тыс.руб. Отрицательным  фактором является рост рекламаций от потребителей товаров[18].

       По  товарам, качество которых характеризуется  сортом или кондицией, рассчитывается их доля в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена товаров в  сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по структуре фактическую  долю каждого сорта в общем  объеме товаров сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов (Приложение Б8).

       Из  приложения Б8 следует, что если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 18300 тыс.руб., что на 3050 тыс.руб. больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 19 500 тыс.руб., что на 3250 тыс.руб. больше реального значения. Сумма 3250 тыс.руб. – упущенная выгода организации[9].

       Коэффициент сортности рассчитывается для отдельного вида товара по формуле:

        ,                                (9)

       где Qi – количество товаров i-ого сорта;

       Рi- цена единицы товара i-ого сорта;

       Рв – цена единицы продукции высшего сорта;

       m – количество сортов данного вида продукции[3].

       Если  бы все товары были первосортными, то плановая стоимость выпуска товара составила бы 18300 тыс.руб., фактическая  – 19500 тыс.руб.

       Коэффициенты  сортности плановый и фактический  соответственно:

       Кпл сорт = 16830 / 18300 = 0,895,

       Кф сорт = 17480 / 19500 = 0,896.

       Увеличение  или снижение выпуска товаров  по сортности в отчетном периоде  по сравнению с планом определяется по формуле:

        ,                               (10)

       для нашего примера  ∆К сорт = 0,896 / 0,895 = 1,001.

       Резерв  повышения качества товара равен  разности между стоимостью реального  выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет для плановых показателей: 18300 - 16380 = 1920 тыс.руб.,

       для фактических показателей: 19500 – 17480 = 2020 тыс.руб.

       Качество  товара является параметром, оказывающим  влияние на такие стоимостные  показатели работы организации, как  выпуск товара, выручка от продаж, прибыль[5].

       Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение  цены и себестоимости товара, поэтому  формулы для расчета имеют  вид:

       изменение объема производства товаров:

       ∆VП = (Р1 – Р0) * QК  ,                                               (11)

       изменение выручки от продаж:

       ∆В = (Р1 – Р0) * QПК ,                                                (12)

       изменение прибыли:

       ∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ],                (13)

       где Ц0, Ц1соответственно цена изделия до и после изменения качества;

       С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

       QК - количество произведенного товара повышенного качества;

       QПК - количество проданного товара повышенного качества.

       Полезным также  является анализ влияния сортового  состава товара на объем выпуска  каждого изделия в стоимостном  выражении (Приложение Б9).

       Из приложения Б9 видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 рублей, а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. рублей (16250 шт. * 1,6 руб.)[8].

       Аналогичные расчеты  выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после  этого результаты обобщаются.

       Важным косвенным  показателем качества товаров является брак. Он делится на исправимый и  неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака[1].  

       Основными причинами  понижения качества товаров могут  быть:

       - плохое качество сырья;

       - низкий уровень технологии и  организации производства;

       - низкая квалификация работников;

       - аритмичность производства и  др.

       После изучения причин снижения качества и  допущенного брака товаров по местам их возникновения, определяют центры ответственности и разрабатываются  мероприятия по их устранению. Экономическая  эффективность таких мероприятий  оценивается на основе показателей  изменения уровня качества товаров, повышения прибыли и снижения  или снижения затрат.

       Достижение  оптимального качества невозможно без  значительной работы в области планирования, проектирования, производства, сбыта  и обслуживания[12]. 

       3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров

       Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров  поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Схема А)[7].

       Возможны  два варианта методики анализа реализации продукции.                                

       Если  выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь  вид: 

       

                                                  (14)

       Отсюда:

       Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так: 

       

       Отсюда:                      

                                (15)

       где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

       ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

       РП - объем реализации продукции за отчетный период;

           , - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода[5].

       Расчет  влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (Приложение В1).

       Из  таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки[14].

       Особое  внимание уделяется  изучению влияния  факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

       1) обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами и эффективность их использования:

Информация о работе Анализ и управление объема производства и продаж