Анализ и управление объема производства и продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....5
1 Теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции………………………………………….7
1.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.................................................................................................................7
2 Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ …………………………………………………………………………10
2.1 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту………10
2.2 Анализ влияния структуры ассортимента и структурных сдвигов
на производство товаров………………………………………………………...14
2.3 Анализ показателей качества товара …………………………………..18
3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров……………………………………………………………………………23
3.1 Анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж …………………………………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………..………………………………………………35
Приложения…………………..……………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 166.19 Кб (Скачать)

Содержание 

   Введение…………………………………………………………………….....5 

1   Теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции………………………………………….7

     1.1       Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.................................................................................................................7

2   Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ …………………………………………………………………………10

    2.1 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту………10                                       

      2.2 Анализ влияния структуры ассортимента и структурных сдвигов

на  производство товаров………………………………………………………...14

       2.3 Анализ показателей качества товара …………………………………..18

3   Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров……………………………………………………………………………23

     3.1 Анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж …………………………………………………………………………...26

 

   Заключение…………………………………………………………………...33 

   Список  литературы…………..………………………………………………35 

   Приложения…………………..……………………………………………...37

 

       Введение 

        Основной задачей  промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия.  
            Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.                                По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнении своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка, таким образом, процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. 
             Цель данной курсовой работы: провести  анализ и управление объема производства и продаж.

         Задачи:

  • исследовать теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции;
  • проанализировать динамику и выполнение плана производства и реализации продукции;
  • обосновать формирование и оценку эффективности ассортиментных программ;
  • выполнение плана по номенклатуре и ассортименту;
  • выявить влияние структуры ассортимента и структурных сдвигов на производство товаров;
  • сделать анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров, так же анализ ритмичности производства и факторов увеличения объема продаж.

         Т.к. процесс производства – это важнейшая стадия кругооборота средств предприятия, в ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции, что в конечном счет при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия - его валовую прибыль или убыток. Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли.  
            Поэтому необходимо проводить тщательный анализ выполнения плана по производству продукции и деятельности предприятия в целом. Анализ необходим для выявления внутрихозяйственных резервов, увеличения выпуска и реализации продукции, для разработки мероприятий по освоению выявленных резервов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Теоретические основы анализа показателей динамики объема производства и реализации продукции

           1.1 Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции

            Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция[15].

       Валовая продукция – это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

           Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

       Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства[10].

       Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

       Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

       Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

       Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста (Приложение А1).

       Из  таблицы видно, что за пять лет  объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями[7].

       Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

       Исчислим  его по среднегеометрической: 

       

       

       

               (1)

       В приведенном примере среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %[5].

       Оценка  выполнения плана по производству и  реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в приложении А2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции (Приложение А2).

       Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в  котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (Приложение А3)[2].

       Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства[14].

       Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

       В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (Приложение А4).

       Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем        ( ): 

             или  90%           (2) 

       Из  приложения А4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 % (Приложение А5)[9].

       Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции[18]. 
 

       2 Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ

       2.1 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту

       Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли  требованиям определенных категорий  покупателей. Набор товаров, предлагаемых организацией-изготовителем на рынке, называют ассортиментом[12].

       Номенклатура – перечень наименований товаров и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

       Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными  особенностями, качеством, ценой.

       Каждая  группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые  образуют низшую ступень классификации.

       Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен)[8].

       Ассортиментная  политика организации связана с  общей рыночной стратегией, и в  рамках этой стратегии осуществляется формирование и совершенствование  состава и структуры ассортимента выпускаемого товара. Хорошо продуманная  ассортиментная политика не только позволяет  оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства организации  своего рода указателем общей направленности действий[1].

Информация о работе Анализ и управление объема производства и продаж