Право недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

В юридическом смысле под недрами понимают часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Право пользования недрами производно от права государственной собственности на недра. Оно носит ярко выраженный характер, ибо при предоставлении участков недр в пользование непременно устанавливают конкретную цель, для которой они должны быть используемы.
Согласно ст. 4 Конституции КР недра и другие природные объекты являются достоянием КР, и основой ее жизнедеятельности и подлежат охране

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Общие положения о недрах…………………………………….….3
1.1.Юридическое понятие недр …………………………………….……….3
1.2.Ресурсы недр как объекты недропользования……...………..………6
1.3. Принципы и основные направления……………………………….….10
Глава II. Недропользования и его виды……………………………………17
2.2. Предоставление недр в пользование……………………….………….17
2.3. Приостановление и прекращение права пользования недрами…….20
Глава III. Охрана недр и ответственность за их нарушения…………….22
3.1.Система рационального использования и охраны недр………….….22
3.2.Ответственность за нарушение законодательства о недрах………..27
Заключение……………………………………………………………...……...29
Список использованной литературы………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая недра.docx

— 62.37 Кб (Скачать)

Второй этап - проектирование и  строительство объектов обустройства месторождений. В проекте обустройства месторождений полезных ископаемых должны предусматриваться:

-рациональное и эффективное размещение наземных и подземных сооружений по добыче, сбору и подготовке продукции;

-способы вскрытия и системы разработки месторождений, обеспечивающие наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов полезных ископаемых;

-рациональное использование вскрышных пород при разработке месторождений полезных ископаемых;

-складирование, сохранение (в том числе обратная закачка в пласт) и учет попутно добываемых, но временно не используемых полезных ископаемых;

-геологическое изучение участка  недр в процессе разработки  месторождения;

-меры, обеспечивающие безопасность  населения, производственных объектов, а также охрану окружающей  природной среды.

       При этом, естественно, должны учитываться также общие и предусмотренные лицензией обязательства пользователя недр. В проектах обустройства месторождений, предусматривающих переработку добытой продукции, кроме того, должно быть предусмотрено применение технологических схем, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение из добытого сырья содержащихся в нем компонентов, имеющих промышленное значение; наиболее полное использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (шламов, пылей, сточных вод и т.п.).

        После открытия месторождения в период оценки коммерческого характера открытия, а также его детальной разведки и обустройства, у владельца лицензии, как правило, уже есть техническая возможность начать добычу, причем часто наиболее дешевым способом, с учетом требований рациональной разработки и охраны недр. Попытка законодательно регламентировать порядок разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, т. е. третьего этапа пользования недрами, содержится в Законе КР "О недрах", где сказано, что " пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими проектами" (ст. 36-1).

Четвертый этап - прекращение пользования  недрами - может быть обусловлен как  объективными (истощение месторождения  и т.п.), так и субъективными (нарушение владельцем лицензии ее условий) причинами. Регулирование отношений в процессе прекращения пользования недрами весьма специфично и требует специального рассмотрения. Государство, как собственник недр, вправе и всегда устанавливает те или иные требования, которые обязан соблюдать недропользователь. Требования, которые предъявляет государство к пользователю недр, достаточно многообразны, разнохарактерны.

       Под рациональным использовании и охраной недр подразумевается предусмотренная законодательством о недрах единая система технических, экономических и организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих эффективное, полное, комплексное использование недр.

        Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются :

-обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;

-недопущение самовольной добычи полезных ископаемых и застройки площадей их залегания;

-утверждений запасов полезных ископаемых и проведение государственной экспертизы геологических материалов;

-обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

-охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

-предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод, и другие.

Для обеспечения требования рационального  использования и охраны недр пользователи недр обязаны:

- пользоваться участком недр  в соответствии с целью, для  которой он предоставлен;

- соблюдать нормы и правила  по технологии ведения работ,  связанных с пользованием недрами  и переработкой минерального  сырья;

- соблюдать требования технических  проектов и планов развития  горных работ, а также проектов  разработки и обустройства месторождений  углеводородов;

- вести геологическую, маркшейдерскую  и иную документацию в процессе  разработки месторождений полезных ископаемых, пользования недрами в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и обеспечивать ее сохранность;

- вести учет количества и  качества, извлекаемых и оставляемых  в недрах запасов основных  и совместно с ними залегающих  полезных ископаемых, попутных компонентов,  а также продуктов переработки  минерального сырья и техногенных  минеральных образований;

- сохранять добываемые, но временно  не используемые попутные полезные  ископаемые и попутные полезные  компоненты;

- обеспечивать соблюдение нормативов  потерь при добыче полезных  ископаемых и переработке минерального  сырья;

- не допускать выборочной отработки  богатых участков месторождений  полезных ископаемых;

- обеспечивать проведение работ  по планировке или террасированию  откосов отвалов и бортов карьеров, а также противоэрозионных мероприятий;

- осуществлять мероприятия по  охране окружающей среды, а  также приведению земельных участков  и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами,  в состояние, пригодное для  их дальнейшего использования  и т.д.

       Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

       Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

       Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Специфической системой мер, направленных на обеспечение рационального пользования и охраны недр, являются антимонопольные требования, в соответствии с которыми запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти и управления, а также любых хозяйственных объектов (пользователей недр), направленные на:

-ограничение вопреки условиям проведенного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право на пользование недрами;

-уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе;

-замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;

-дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;

-дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

       В случае нарушения установленных требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Ответственность за нарушение законодательства о недрах

     

       При нарушении основных требований в области охраны недр предусмотрены специальные меры юридической ответственности. Согласно ст. 49 закона «О недрах» лица, нарушившие эти требования, могут быть лишены права пользования недрами.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах наступает при:

  1. Сделки8, а также иные действия, совершенные в нарушение закона «о недрах», являются недействительными.

  2. Лица, виновные в совершении  указанных действий, а также иных  действий, нарушающих законодательство  о недрах, несут ответственность  в соответствии с законодательством  Кыргызской Республики.

  3. Нарушением законодательства  о недрах является, в том числе:

проведение работ, связанных с  пользованием недрами, способами, создающими угрозу для безопасности работающих и населения, загрязнения недр и  окружающей среды;

-самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;

-самовольное пользование недрами;

-выборочная разработка месторождений полезных ископаемых;

-нарушение права собственности на информацию о недрах;

-предоставление недостоверной информации уполномоченному государственному органу по недропользованию;

-уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских и геодезических знаков;

-невыполнение требований по аккумулированию средств на рекультивацию -земельных участков и лицензионных объектов;

-невыполнение требований по ликвидации или консервации горного имущества.

  4. Самовольная застройка площадей  залегания полезных ископаемых  прекращаются на основании решения  суда.

  5. Убытки лиц, осуществляющих  самовольное пользование недрами,  возмещению не подлежат.

  6. Доход, полученный при самовольном  пользовании недрами, изымается  в пользу государства. 

        Административные наказания применяют в случае права государственной собственности на недра,  нарушение требований по охране и использованию недр, нарушение правил застройки и разработки месторождений полезных ископаемых, нарушение правил технологии добычи переработки минерального сырья, нарушение или невыполнение правил гидрогеологического, геологического, маркшейдерского обеспечения при разработке месторождений полезных ископаемых, подземных вод и использование недр в иных целях и других правонарушениях.

        Гражданско-правовая ответственность имеет большое значение как компенсационное и восстановительное. Согласно Закону КР «О недрах» возмещение убытков недрапользователю производят за счет физических и юридических лиц, если в результате их деятельности произошло ухудшение естественных свойств недр и создались условия, частично или полностью исключающие недропользование. В случае, если данный участок не передан в пользование, то возмещение убытков.  Гражданско-правовая ответственность производят из бюджета КР.

        Дисциплинарная ответственность в сфере недропользования может наступить лишь за нарушения, совершенные работником в порядке исполнения своих трудовых обязанностей, и при условии, что работник нарушил экологические правила, исполнение которых входило в круг его трудовых функций, в силу трудового договора или временного поручения администрации. Данный вид ответственности может быть предусмотрен за виновное, противоправное неисполнение или за ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране и рациональному использованию недр, а также нарушение требований законодательства о недрах, вытекающих из его трудовых функций. В соответствии с Трудовым кодексом КР к виновным могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

        Уголовная ответственность 9в сфере недрапользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности. Например, уголовные наказания применяют за умышленные экологические преступления, умышленное загрязнение, засорение, разрушение или порчу природных объектов, взятых под охрану государства и др. Уголовную ответственность применяет только суд и только после проведения предварительного следствия или дознания – специально уполномоченными на то лицами, в особом процедурном порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом КР. Единственным основанием для назначения уголовного наказания является приговор суда

 

Заключение

      

       В юридическом смысле под недрами понимают часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

        Право пользования недрами производно от права государственной собственности на недра. Оно носит ярко выраженный характер, ибо при предоставлении участков недр в пользование непременно устанавливают конкретную цель, для которой они должны быть используемы.

        Согласно ст. 4 Конституции КР недра и другие природные объекты являются достоянием КР, и основой ее жизнедеятельности и подлежат охране

        Ответственность проявляется, как обязанность выполнять нормы поведения и нести неблагоприятные последствия за их нарушение. При нарушении основных требований в области охраны недр предусмотрены специальные меры юридической ответственности. Согласно ст. 49 закона «О недрах» лица, нарушившие эти требования, могут быть лишены права пользования недрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Мухиддинов Б.Г. Правовая охрана недр. Алматы, 1976г.
  2. Ерофеев Б.В. Экологическое право.- М.: Высшая школа, 1992г
  3. Сухарев А.А. Правовое регулирование природоохранительной деятельности. М., 1998г.
  4. Закон КР « О недрах»
  5. Лекции Экологического права Мусабаева Н.А. 2010 г.
  6. Allbest.ru
  7. Гражданский Кодекс Кыргызской Республики 2011 года
  1. 1 Мухиддинов Б.Г. Правовая охрана недр. Алматы, 1976г.

2 Сухарев А.А. Правовое регулирование природоохранительной деятельности. М., 1998г.

  1. 3 Башмаков Г.С. Правовое регулирование разведки и разработки общераспространенных полезных ископаемых. М., 1978г.

Информация о работе Право недропользования