Право недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

В юридическом смысле под недрами понимают часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Право пользования недрами производно от права государственной собственности на недра. Оно носит ярко выраженный характер, ибо при предоставлении участков недр в пользование непременно устанавливают конкретную цель, для которой они должны быть используемы.
Согласно ст. 4 Конституции КР недра и другие природные объекты являются достоянием КР, и основой ее жизнедеятельности и подлежат охране

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Общие положения о недрах…………………………………….….3
1.1.Юридическое понятие недр …………………………………….……….3
1.2.Ресурсы недр как объекты недропользования……...………..………6
1.3. Принципы и основные направления……………………………….….10
Глава II. Недропользования и его виды……………………………………17
2.2. Предоставление недр в пользование……………………….………….17
2.3. Приостановление и прекращение права пользования недрами…….20
Глава III. Охрана недр и ответственность за их нарушения…………….22
3.1.Система рационального использования и охраны недр………….….22
3.2.Ответственность за нарушение законодательства о недрах………..27
Заключение……………………………………………………………...……...29
Список использованной литературы………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая недра.docx

— 62.37 Кб (Скачать)

- наиболее полное использование  продуктов и отходов переработки  (шламов, пылей, сточных вод и  др.); складирование, учет и сохранение  временно не используемых продуктов  и отходов производства, содержащих  полезные компоненты.

       Если отношения, складывающиеся в процессе захоронения отходов, правомерно отнести к предмету горного права, то процессы первичной переработки минерального сырья, которые законодательством о недрах отнесены к сфере его регулирования, прямого отношения к пользованию недрами не имеют. Из определения недр, к которым отнесены и подземные воды, к предмету горного права следует отнести также отношения, связанные с их использованием. Сами по себе подземные воды рассматриваются как составная часть водных ресурсов (в соответствии с Конституцией КР водные ресурсы2 - самостоятельный вид природных ресурсов), включающая, в том числе, минеральные воды, находящиеся в подземных водных объектах.

       Подземные водные объекты представляют собой сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющих границы, объем и черты водного режима.

К подземным водным объектам относятся:

- водоносные горизонты - воды, сосредоточенные  в трещинах и пустотах горных  пород и находящиеся в гидравлической  связи;

- бассейны подземных вод - совокупность  водоносных горизонтов, расположенных  в недрах;

- месторождения подземных вод  - часть водоносного горизонта,  в пределах которой имеются  условия, благоприятные для извлечения  подземных вод;

- естественные выходы подземных  вод - выходы подземных вод  на суше или под водой.

       Отношения, возникающие в связи с использованием подземных вод и подземных объектов, регулируются законодательством о недрах.

Использование водных объектов для  добычи полезных ископаемых, торфа  и сапропеля, проведения буровых  работ, строительства подземных  сооружений осуществляется в соответствии с законодательством о недрах и водным законодательством. Использование водных объектов для добычи торфа и сапропеля, извлечения затонувшей древесины, прокладки кабеля и трубопроводов, проведения дноуглубительных, взрывных и иных работ, связанных с использованием дна водных объектов, строительства и эксплуатации подводных и надводных сооружений, осуществляется на основании лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы и основные направления

государственного регулирования  в сфере недропользования

 

     Задачей государственного регулирования является установление организационно-правового механизма, направленного на наиболее полное извлечение полезного ископаемого при обеспечении приемлемого в современных условиях уровня рентабельности производственного процесса.

     В соответствии с провозглашенной концепцией, а также основными положениями действующей Конституции РУз отношения недропользования формируются на базе следующих основных принципов:

- государственная собственность  на недра и различные формы  собственности на добытые из  недр полезные ископаемые и  иные ресурсы;

- пользования и распоряжения  недрами;

- использование полезных свойств  недр путем предоставления их  только в пользование;

- платность пользования недрами,  включая введение специальных  сборов и платежей.

      Указанные принципы являются достаточно распространенными в мировой практике недропользования. В то же время формы их конкретной реализации в Кыргызской Республике имеют ряд специфических особенностей, определяемых, главным образом, устройством государства и переходным периодом экономического развития народного хозяйства. При этом за государством в лице уполномоченных органов и различных ветвей власти сохраняется функция государственного регулирования всего комплекса специфических отношений, возникающих в процессе использования различных полезных свойств недр, как связанных, так и не связанных с добычей полезных ископаемых.

      Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Кыргызстана.

       Законодательство о недрах определило, что государственное регулирование отношений недропользования осуществляется по трем основным направлениям - управление, учет и контроль.

       Государственное управление в области горных отношений осуществляется Кабинетом Министров Кыргызской Республики, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными государственными органами.

       Специально уполномоченными государственными органами в области горных отношений являются Государственный комитет Кыргызской Республики по охране природы, Государственный комитет Кыргызской Республики по геологии и минеральным ресурсам, Агентство по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовым секторе.

         К полномочиям Кабинета Министров Кыргызской Республики относятся:

-распоряжение государственным фондом недр;

-утверждение государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр и осуществление контроля за их реализацией;

-установление порядка предоставления участков недр в пользование и осуществления мониторинга3 недр;

-организация государственного учета участков недр, предоставленных в пользование и государственной регистрации прав пользования участками недр;

-установление порядка утверждения запасов полезных ископаемых и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований;

-утверждение перечня общераспространенных полезных ископаемых;

организация государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр;

-осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

К полномочиям органов государственной  власти на местах относятся:

-участие в разработке и реализации на соответствующей территории государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр и осуществление контроля за их выполнением;

-согласование условий пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых;

-осуществление государственного контроля за использованием и охраной недр;

-осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Пользование недрами на территориях  населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть ограничено в случаях, если такое пользование  может создать угрозу жизни и  здоровью населения, нанести ущерб окружающей среде.

Пользование недрами на особо охраняемых природных территориях производится в соответствии с законодательством.

       Участки недр, предоставленные в пользование для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанные с добычей полезных ископаемых, для образования особо охраняемых геологических объектов, а также для сбора образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов, подлежат государственному учету.

       Осуществление права пользования участками недр без его государственной регистрации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

       Порядок государственного учета участков недр, предоставленных в пользование, и государственной регистрации права пользования участками недр определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республике.

        Государственному учету подлежат работы по геологическому изучению недр.Государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется Государственным комитетом Кыргызской Республики по геологии и минеральным ресурсам в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

        Государственный реестр месторождений и участков недр, перспективных на выявление месторождений полезных ископаемых (далее - государственный реестр), ведется с целью определения перспектив освоения и дальнейшего развития минерально-сырьевой базы Кыргызской Республики.

По каждому месторождению, подготовленному  к промышленному освоению, государственный  реестр должен содержать сведения о  результатах геолого-экономической  оценки и условиях разработки месторождения, количестве и качестве извлекаемого минерального сырья и его стоимости  с учетом конъюнктуры рынка.

       По каждому участку недр, перспективному на выявление месторождения полезных ископаемых, государственный реестр должен содержать сведения о прогнозных ресурсах (запасах) полезных ископаемых, их предполагаемом качестве, возможных способах разработки потенциального месторождения, а также рекомендации по дальнейшему геологическому изучению участка недр. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, должны учитываться при подготовке условий публичных торгов, а также при предоставлении права пользования участками недр на основе прямых переговоров.

       Порядок ведения государственного реестра и уполномоченный государственный орган по его ведению определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

       Государственный кадастр 4месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований должен содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, попутных полезных компонентов, горногеологические, горнотехнические, технологические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.Государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований ведется Государственным комитетом Кыргызской Республики по геологии и минеральным ресурсам.

       Государственный баланс запасов полезных ископаемых должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется Государственным комитетом Кыргызской Республики по геологии и минеральным ресурсам.

       Месторождения полезных ископаемых могут передаваться в промышленное освоение только после утверждения их запасов в установленном законодательством порядке. Утверждение запасов полезных ископаемых может осуществляться на всех стадиях геологического изучения месторождения на основе разведочных кондиций, определяющих промышленную ценность месторождения полезных ископаемых.

        Государственная экспертиза геологических материалов проводится в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 Закона КР "О недрах", а также по участкам недр, предоставляемым в пользование для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и для хранения, захоронения отходов.Утверждение разведочных кондиций, запасов полезных ископаемых и государственная экспертиза геологических материалов осуществляются Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Кыргызской Республики по геологии и минеральным ресурсам.

Положение о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Кыргызской Республики по геологии и минеральным ресурсам утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

       Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых, утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах или разработке месторождения, подлежат списанию с баланса пользователя недр с внесением соответствующих изменений в государственный баланс запасов полезных ископаемых. Списание с баланса пользователя недр запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение либо не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах или разработке месторождения, производится Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Кыргызской Республики по геологии и минеральным ресурсам в порядке, установленном законодательством. Списание с баланса пользователя недр, добытых и потерянных в процессе добычи полезных ископаемых, производится пользователем недр с согласия Агентства по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе.

        Мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга недр устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

        Специфическим, не единственным, но, пожалуй, наиболее действенным направлением государственного управления недропользованием является бюджетное регулирование, реализуемое через бюджетную систему, функционирование которой определяется Государственным бюджетом, Кыргызской Республики утверждаемым Постановлением совместного заседания Жогорку Кенеша на каждый календарный год. В расходной и доходной частях Государственного бюджета деятельность в сфере недропользования выделяется отдельными позициями. Перечень этих позиций периодически видоизменяется в зависимости от текущих задач отрасли.

Информация о работе Право недропользования