Право недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

В юридическом смысле под недрами понимают часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Право пользования недрами производно от права государственной собственности на недра. Оно носит ярко выраженный характер, ибо при предоставлении участков недр в пользование непременно устанавливают конкретную цель, для которой они должны быть используемы.
Согласно ст. 4 Конституции КР недра и другие природные объекты являются достоянием КР, и основой ее жизнедеятельности и подлежат охране

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Общие положения о недрах…………………………………….….3
1.1.Юридическое понятие недр …………………………………….……….3
1.2.Ресурсы недр как объекты недропользования……...………..………6
1.3. Принципы и основные направления……………………………….….10
Глава II. Недропользования и его виды……………………………………17
2.2. Предоставление недр в пользование……………………….………….17
2.3. Приостановление и прекращение права пользования недрами…….20
Глава III. Охрана недр и ответственность за их нарушения…………….22
3.1.Система рационального использования и охраны недр………….….22
3.2.Ответственность за нарушение законодательства о недрах………..27
Заключение……………………………………………………………...……...29
Список использованной литературы………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая недра.docx

— 62.37 Кб (Скачать)

        Другим направлением государственного управления и регулирования в сфере недропользования является лицензирование. Оно осуществляется, с одной стороны, в соответствии с Законом КР "О лицензировании отдельных видов деятельности", с другой - в рамках системы государственного лицензирования пользования недрами, которая регламентирует организационно-правовые вопросы предоставления недр в пользование в соответствии со ст.26 Закона КР "О недрах".

       Учет использования недр - важнейший инструмент государственного регулирования недропользования. Помимо обычных форм учета, установленных для промышленных предприятий (статистический, бухгалтерский и др.) в недропользовании, он осуществляется в форме ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, составления кадастра месторождений и других геологических объектов. Организация этой работы возложена на Государственный комитет Кыргызской Республики по геологии и минеральным ресурсам. Другим направлением государственного регулирования недропользования является осуществление государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр, а также надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

       Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, установленного порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

        Государственный контроль 5за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и другими контрольными органами.

Задачей государственного надзора  за безопасным ведением работ, связанных  с пользованием недрами, является обеспечение  соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном  порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния  на население, окружающую природную  среду, здания и сооружения.

        Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами, другими общественными объединениями.

 

Глава II. Недропользования и его виды

2.1.Предоставление недр в пользование

 

       Лицензирование6 видов деятельности представляет собой установленный и регламентируемый государством порядок, в соответствии с которым определенные виды деятельности могут осуществляться юридическим и физическим лицом независимо от их организационно-правовой формы только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Процедура лицензирования видов деятельности представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

       Лицензирующими органами являются органы государственной власти, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством КР.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование  которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим и физическим лицом. Деятельность, на осуществление которой органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории КР. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

       Для финансирования лицензирования устанавливаются сборы за выдачу лицензии. Лицензирование видов деятельности в КР регулируется Законом КР "О лицензировании отдельных видов деятельности". При этом он не распространяется на отдельные виды деятельности, лицензирование которых должно осуществляться в рамках специального законодательства. К таким сферам деятельности закон отнес внешнеэкономические операции, страховую деятельность, отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности и др. К этим видам деятельности отнесена также деятельность, связанная с использованием природных ресурсов.

      Исходя из этого, в сфере недропользования лицензирование деятельности осуществляется по двум направлениям:

- деятельность по осуществлению  работ, связанных с пользованием  недрами, т.е. с поиском, разведкой  и добычей полезных ископаемых  и использованием других полезных  свойств недр;

- непосредственно получение права  пользования участками недр.

      Первое направление регулируется законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.

      Второе направление деятельности - лицензирование пользования недрами как одного из видов природных ресурсов - осуществляется в соответствии с Законом КР "О недрах" в рамках так называемой государственной системы лицензирования. Помимо этого, законодательством об охране окружающей природной среды предусмотрена выдача лицензии на комплексное природопользование. Она представляет собой разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Кыргызской Республики области охраны окружающей природной среды, с указанием:

- видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

- экологических требований, при  которых допускается использование  природных ресурсов, последствий  несоблюдения этих требований.

       Как указывалось, для отдельных видов пользования недрами установлена регистрационная форма предоставления права пользования недрами.

      Получения лицензии не требуется при предоставлении участков недр в пользование для регионального геологического изучения недр, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, создание и ведение мониторинга геологической среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр. Получения лицензии не требуется на пользование участками недр для строительства и эксплуатации коммуникаций электрогазотепловодоснабжения и канализации, транспортных тоннелей и сооружений автомобильных и железных дорог, трубопроводов, оросительных систем ( каналов). Пользование недрами для указанных целей осуществляется на основании регистрации указанных работ в территориальном органе управления Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам.

       Получение лицензии не требуется на пользование недрами собственникам, владельцам земельных участков при осуществлении ими добычи общераспространенных полезных ископаемых на глубине до пяти метров, устройстве и эксплуатации бытовых колодцев, скважин и других подобных сооружений для бытовых нужд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Приостановление и прекращение права пользования недрами

 

  1. Право пользования 7недрами может быть приостановлено уполномоченным государственным органом по недропользованию на срок до 3 месяцев, с указанием причин приостановления и с предписанием об устранении нарушений, в случаях:

нарушения норм охраны недр, установленных  соответствующим законодательством  о недрах Кыргызской Республики;

непредставления отчета о выполненных  работах в случаях, предусмотренных  законом;

представления отчета о выполненных  работах, содержащего недостоверные  сведения;

невыполнения требований по аккумулированию  средств для рекультивации земельного участка и лицензионного объекта;

не уведомления уполномоченного  государственного органа по недропользованию в установленный  законом срок о заключении договора о залоге или  о прекращении залога.

  2. В случае возникновения  форс-мажора право пользования  недрами приостанавливается по  заявлению недропользователя на  срок действия форс-мажора. В течение  30 дней со дня подачи такого  заявления уполномоченный орган  вправе отказать в приостановлении  прав недропользования с указанием  мотивов отказа.

  3. Если устранение причин, повлекших приостановление права пользования недрами в соответствии с пунктом 1 статьи 26, в течение 3 месяцев невозможно поддержание горного имущества в сохранном, безаварийном и безопасном для людей и окружающей среды состоянии, уполномоченный орган по мотивированному заявлению недропользователя вправе продлить срок для устранения нарушений.

  4. Право пользования недрами  прекращается судом по иску  уполномоченного государственного  органа по недропользованию в  случае не устранения причин, повлекших приостановку права  пользования недрами в соответствии  с пунктом 1 статьи26, в сроки,  предусмотренные пунктами 1 и 3 статьи 26.

  5.Право пользования недрами  прекращается со дня вступления  решения суда в законную силу. Уполномоченный государственный   орган по недропользованию регистрирует  прекращение права пользования  недрами на основании решения суда.

  6. Право пользования недрами  прекращается уполномоченным государственным  органом по недропользованию  в случаях: 

1) при передаче лицензии на  право пользования недрами третьим  лицам и в залог без регистрации  в уполномоченном государственном  органе по недропользованию;

2) просрочки более чем на 30 дней  уплаты бонуса и (или) лицензионных  платежей и(или) роялти;

3) отказа от права пользования  недрами недропользователем;

4) истечения срока действия лицензии  на право пользования недрами,  если лицензиатом не подано  заявление о трансформации лицензии.

  7. Решение уполномоченного  органа о приостановлении или  прекращении права пользования  недрами с указанием оснований  принятия такого решения направляется  недропользователю в течение  7 дней со дня принятия такого  решения. Решение уполномоченного  государственного органа по недропользовании  о приостановлении права пользования  недрами вступает в силу со  дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Охрана недр и ответственность за их нарушения

3.1.Система рационального использования и охраны недр

 

       Система пользования участками недр в принципе аналогична системе создания и эксплуатации любого промышленного объекта, которая представляет собой совокупность определенных этапов работ (проектирование, строительство, эксплуатация, ликвидация), а также норм, правил и процедур, регламентирующих их осуществление с целью достижения поставленной цели и результата. Применительно к недропользованию система предусматривает осуществление четырех последовательных этапов работ:

первый - геолого-экономическое изучение полезных свойств недр на предоставленном  участке и оценка целесообразности и эффективности их последующего использования;

второй - проектирование и строительство  объектов (зданий, сооружений, коммуникаций, оборудования и т.п.), необходимых  для использования полезного  свойства данного участка недр;

третий - непосредственно процесс  использования полезных свойств  участка недр в виде функционирования некоторого хозяйственного подразделения;

четвертый - прекращение пользования  участком недр и ликвидация хозяйственного подразделения.

       В зависимости от вида пользования недрами конкретное содержание работ, требований и условий их проведения существенно различаются.

Первый этап - геолого-экономическое  изучение - по существу представляет собой  один из видов пользования недрами: так называемое геологическое изучение, включающее в себя поиск и оценку коммерческого характера месторождения  или другой возможности использования  полезных свойств недр. В Закон КР "О недрах" включена специальная статья "Утверждение запасов полезных ископаемых и государственная экспертиза геологических материалов", положения которой, по замыслу законодателя, призваны регламентировать процесс принятия решения по результатам работ, проведенных на этом этапе. Закон устанавливает, что "для определения промышленной ценности месторождения полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс, осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе критериев и требований, устанавливаемых уполномоченными государственными органами в области горных отношений.

Информация о работе Право недропользования