Кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:26, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование денежно-кредитных политик России, Индии, Китая, Бразилии, Мексики, США и особенностей их реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной работе является денежно-кредитная сфера экономики,перечисленных выше стран, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
1)Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации в каждой из стран;
2)Оценить состояние денежно-кредитной сферы на современном этапе;
3)Анализ основных направлений денежно-кредитной политики;
4)Выявить причины, затрудняющие эффективность денежно-кредитной политики;
5)Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики.

Работа содержит 1 файл

Кредитная политика государств.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Коммерческий  банк - это ведущее учреждение в  финансовом конгломерате.  В последние годы большинство Коммерческих банков было преобразовано в Банки широкого спектра деятельности  и расширило свой диапазон банковских операций и область услуг. Коммерческие банки  могут выпускать свидетельства или квитанции депозита, предлагать  различные типы финансирования в национальной или иностранной валюте, участвовать в обороте  ценных бумаг  на финансовых рынках и управлять общими фондами и ценными бумагами  инвестиций от имени третьих лиц.

Лизинговая  деятельность запрещена для   Коммерческих банков. Банкам  не разрешают  осуществлять платежи по бессрочным депозитам.

В  Бразилии  представлены ведущие международные платежные сети кредитных карт, а также   многочисленные  карты, находящиеся в национальной собственности.

Бразильский фондовый рынок  регулируется Бразильской Комиссией Обмена Ценных бумаг (CVM). Основная активность - финансовый фьючерс и ставки на основные товары потребления, такие как металлы, зерно, мясо, а также продажа и обмен валюты. В свете высоких темпов инфляции личные фонды, доступные для инвестиций,  традиционно задействованы в сфере недвижимости и в индексированных сберегательных депозитах, каждый из которых  обеспечивает сохранение средств в условиях инфляции.

С начала мирового  финансового  кризиса в сентябре 2008 года, фондовый  рынок   Бразилии  - Bovespa - потерял 41% до 30 декабря 2008 года. В 2008 году рост ВВП  Бразилии  значительно замедлился, так как мировой спрос и цены на сырьевые товары значительно упали. Однако  Бразилия  первой из развивающихся стран начала выходить из кризиса. Благодаря уверенности потребителей и инвесторов, ВВП  Бразилии  начал расти во втором квартале 2009 года. Центральный банк  Бразилии  ожидал роста ВВП на уровне 5% в 2010 году, но он даже превысил ожидания и составил 7,5%. Однако, высокие темпы роста ВВП разогнали инфляцию, которая по итогам 2010 года составила 5,91% и стала самой высокой за последние шесть лет. Это наивысший показатель с 2004 года, когда цены выросли в среднем на 7,6%. Главным фактором, повлиявшим на инфляцию в 2010 году, стало удорожание продовольственных товаров на 10,39%. В частности, цены на мясо на внутреннем  рынке   Бразилии  выросли в 2010 году на 29,64% и стали одной из основных инфляционных составляющих.

Плавающий обменный курс, инфляционная ориентация  и жесткая фискальная политика являются тремя основными компонентами экономической программы  Бразилии.

Тяжелым испытанием для правительства Ф. Кальдерона (и всего мексиканского общества) стал мировой финансово-экономический  кризис. Мексика пострадала от глобальных потрясений, пожалуй, значительно сильнее подавляющего большинства латиноамериканских стран. В 2009 г. на максимальную глубину упал ВВП, почти на четверть сократился оборот внешней торговли, ощутимо возросли государственный и внешний долги (табл.1).

 

Таблица 1. Макроэкономические показатели  Мексики  в условиях кризиса

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменение ВВП, %

             +1,5

6,1

+5,5

Инфляция, %

5,1

5,3

4,2

Бюджетный дефицит, %

-0,1

-2,3

-2,8

Изменение объема внешней торговли, %

+8,3

-22,6

+29,3

Госдолг, % ВВП

24,3

28,0

27,4

Внешний долг, % ВВП

11,5

18,5

18,2

Баланс текущих  операций, % ВВП

-1,5

-0,7

-0,5


Источник: Instituto Nacional de Estadística, Geografía e Informática. – www.inegi.gob.mx

Главная причина  глубины мексиканского кризиса  – географическая близость и сильнейшая хозяйственная привязка к эпицентру глобальных потрясений. Провалы американских финансовых и товарных рынков вызвали макроэкономический стресс в Мексике, который повлек за собой тяжелые социальные последствия и заметно накалил политическую атмосферу.

Несмотря на прошедший финансовый кризис, иностранные  банки наращивают своё присутствие  в Мексике. В стране насчитывается 20 иностранных банков и 75 представительств. Иностранныебанки контролировали 15% всех банковских активов и одну треть  всех корпоративных кредитов, и их активность постоянно нарастала. Этот приток инобанков объясняется их уверенностью, что относительно слаборазвитая банковская система страны будет расти темпами, опережающими темпы роста экономики. Более тесная интеграция с финансовыми системами промышленно развитых стран позволяет местным банкам заимствовать более высокие стандарты бухучёта, управления рисками и подготовки отчётности.

Большинство банковских менеджеров, занимающихся кредитной  работой, в качестве главной причины, тормозящей развитие кредитования, называют нехватку «прозрачных» потенциальных заемщиков. Нехватка информации не позволяет им адекватно оценивать риски, что в большинстве случаев приводит к отказу в выдаче кредита. В мировой банковской практике эта проблема решается с помощью специальных институтов, собирающих и предоставляющих информацию такого рода - так называемых Кредитных бюро.

Главной целью  функционирования кредитных бюро является упрощение процедуры взаимодействия кредитора и потенциального заемщика и снижение рисков банковской деятельности. Если банк будет располагать независимой и заслуживающей доверия информацией о надлежащем выполнении потенциальным заемщиком своих обязательств, ему будет проще решать вопрос о выдаче кредита.

Защита прав кредитора является необходимым элементом функционирования кредитного бюро. В странах, где существует слабая законодательная и юридическая защита прав кредиторов, заемщики могут оказаться недобросовестными и не возвращать займы, даже когда они являются платежеспособными. Поэтому, как правило, во всех странах существует законодательное обеспечение прав кредиторов не только через систему мониторинга посредством базы данных кредитных бюро, но и через судебную и арбитражную практику. При этом в некоторых странах арбитражный суд может отказаться принимать иск от кредитора, если перед выдачей ссуды он не получал информацию о заемщике в кредитном бюро.

В сфере кредитования предприятий и организаций кредитные  бюро играют особенно активную роль. При  этом объем информации, аккумулируемой бюро, включает множество различных данных, получаемых как от кредиторов, так и от самих компаний, не только о деятельности потенциального заемщика, его финансовом состоянии, но и о других его кредиторах, об акционерах и менеджерах.

В Мексике кредитное бюро создано без участия государства тридцатью шестью крупнейшими банками, к которым присоединились структуры, обеспечивающие техническую сторону работы бюро. При реструктуризации банковской системы этой страны по требованию Всемирного банка было создано Кредитное бюро в качестве одного из условий предоставления стабилизационного займа.

Владельцем  бюро выступил консорциум ведущих банков страны. Был выработан единый информационный стандарт о кредитной истории  заемщиков, а также утверждены порядок  и режим распространения данных. Владельцы бюро договорились обмениваться как позитивной, так и негативной информацией. С другими компаниями бюро делится только негативными сведениями. К деятельности бюро также подключились небанковские организации типа ипотеки и компании, предоставляющие товары длительного спроса в кредит.

В Мексике кредитные  бюро по физическим и юридическим  лицам разделены. Кредитные бюро являются частными компаниями. Первое кредитное бюро появилось в начале 1990-х годов, когда страна переживала финансовый кризис, и его организация была одним из условий МВФ. Учредителями выступили частные компании и крупные коммерческие банки. Прибыль, получаемая от продажи информации, делится между акционерами, но доходность кредитного бюро ограничена государством и составляет 20%.

За период с 2000-го по 2006 г. привлеченные банками  Мексики частные сбережения возросли с 1251 млрд до 1620 млрд песо, т. е. на 29,5%. При  этом количество банковских депозитных счетов увеличилось с 22,8 млн до 45,4 млн, т. е. практически в 2 раза. Это свидетельствует о том, что в рассматриваемый период уровень доверия к банковскому сектору как финансовому посреднику значительно возрос. Это нашло отражение в таком показателе, как удельный вес вкладов до востребования и срочных вкладов в общем объеме депозитов коммерческих банков. По расчетам автора, этот показатель возрос с 77,5% в 2000 г. до 87,6% в сентябре 2007 г. Несмотря на столь внушительный рост, доля привлеченных коммерческими банками частных сбережений в ВВП осталась практически без изменения.

В течение 2002 - 2006 гг. количество выданных кредитных  карт увеличилось с 7,8 млн до 20,4 млн, т. е. в 2,6 раза, а количество дебетовых  карт - с 32,4 млн до 35,9 млн, т. е. на 10%. Количество осуществленных с кредитными картами  операций возросло с 213 млн до 321 млн, т. е. в 1,5 раза. Количество осуществленных с дебетовыми картами операций увеличилось с 1061 млн до 1360 млн, т. е. в 1,2 раза. При этом общий объем операций, осуществленных с кредитными картами, возрос с 152,4 млрд до 282,9 млрд песо, т. е. в 1,9 раза, а общий объем операций, осуществленных с дебетовыми картами, возрос с 952 млрд песо до 1,5 трлн песо, т. е. в 1,6 раза. В результате этого доля операций, осуществленных с кредитными картами, в ВВП увеличилась с 2 до 3%. Доля операций, осуществленных с дебетовыми картами, возросла с 12,7 до 16% ВВП. Возрастание значения операций, осуществляемых с кредитными и дебетовыми картами, стало возможным благодаря расширению и совершенствованию банковской инфраструктуры. Так, количество торговых точек, которые принимают к оплате банковские карты, увеличилось со 130 тыс. в 2002 г. до 287 тыс. в 2006 г., а количество банкоматов с 17 до 26 тысяч.

Что касается интернет-банкинга, то количество таких операций увеличилось  с 21,6 млн в 2002 г. до 74,4 млн в 2006 г., что составляло среднегодовой рост - 36,3%. Объем этих операций возрос за рассматриваемый период с 1,95 млрд до 12,22 млрд песо (среднегодовой рост - 58,2%).

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что  мексиканские потребители, прежде всего физические лица, значительно выиграли от прихода в страну иностранных банков, так как получили доступ к новым, более современным банковским продуктам и услугам. 
Несмотря на столь позитивные показатели роста услуг, предоставляемых мексиканскими банками, банковский сектор продолжает значительно отставать по многим показателям не только от промышленно развитых стран, но и некоторых государств Латинской Америки.

Согласно данным Латиноамериканской федерации банков, в начале 2008 г. только 25% взрослого населения Мексики имело доступ к банковским услугам, что ставит ее в группу стран с низким уровнем доступа. Только одна страна Латинской Америки, а именно Чили, характеризуется средним уровнем доступа взрослого населения к банковским услугам (60%). С другой стороны, в Мексике количество банковских отделений на 1 тыс. человек составляет 8,09 отделения, что ниже среднего показателя по Латинской Америке - 8,45. Согласно данным Всемирного банка, в промышленно развитых странах этот показатель достигает 30,6.

Что касается такого показателя, как количество банкоматов на 1 тыс. человек, то в Мексике он составляет 24,9. Только в Чили и Бразилии он выше, чем в Мексике. Однако в  развитых странах этот показатель равен 64,3. Приведенные статистические данные свидетельствуют о больших потенциальных возможностях для расширения банковских услуг и роста банковского сектора Мексики.

Кроме того, результатом  перехода мексиканских банков под контроль иностранного банковского капитала стало улучшение такого показателя, как удельный вес проблемных ссуд в кредитном портфеле, который отражает качество кредитного портфеля банковской системы страны. Согласно данным Национальной комиссии по банкам и рынку ценных бумаг Мексики, этот показатель снизился с 12% в 1998 г. до 2,48% в сентябре 2007 г. Таким образом, в течение одного десятилетия в Мексике было достигнуто финансовое оздоровление национальной банковской системы. 
В то же время улучшился показатель капитализации банковской системы, который с 1997-го по 2007 г. увеличился с 8,03 до 15,91%. Кроме того, улучшились показатели рентабельности национальных банков. Так, коэффициент рентабельности активов (ROA) мексиканских коммерческих банков возрос с 2,14% в сентябре 2000 г. до 2,76% в сентябре 2007 г. и коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) увеличился в рассматриваемый период с 17,61 до 20,25%.

Тем не менее  одной из важнейших проблем функционирования банковского сектора Мексики  продолжает оставаться неудовлетворительный объем кредитования банками реальной экономики, что свидетельствует об ограниченном влиянии банков на активизацию инвестиционного процесса в стране. Данная ситуация подчеркивается в исследованиях, осуществленных экспертами Международного валютного фонда, Всемирного банка и Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна ООН. Об этом свидетельствует такой показатель, как доля кредитов, предоставленных частному сектору, в ВВП страны. Так, данный показатель снизился с 37,6% в 1994 г. до 12% в 2001 г. Согласно данным Банка Мексики, в 2007 г. он возрос до 15,9%. Важно отметить, что даже менее развитые страны Латинской Америки (Гватемала, Сальвадор, Никарагуа и Гондурас) направляют на кредитование частного сектора большую долю от ВВП, чем Мексика.  
Доля кредитов в активах банковской системы Мексики в начале 2007 г. составила 33,1%, что значительно ниже, чем в Колумбии (64%), Чили (78%), Испании (48%) и США (53%). Это в значительной степени объясняется тем, что банки Мексики за последние 10 лет увеличили долю депозитов, которые не направляются на кредитование частного сектора страны.

Следует отметить, что в условиях, когда выпуск акций  не играет существенной роли в финансировании частного сектора в Мексике, а  основным источником финансирования нефинансового  сектора страны являются банковские кредиты, недостаточный уровень банковского проникновения является серьезным препятствием на пути экономического роста страны. Об ограниченной роли фондового рынка Мексики как источника долгосрочных капиталовложений в начале XXI в. говорит тот факт, что в 2004 г. капитализация рынка ценных бумаг Мексики была на уровне 25% ВВП, что значительно ниже, чем в Чили (124%), Испании (95%) и США (140%).

Информация о работе Кредитная политика государства