Кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:26, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование денежно-кредитных политик России, Индии, Китая, Бразилии, Мексики, США и особенностей их реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной работе является денежно-кредитная сфера экономики,перечисленных выше стран, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
1)Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации в каждой из стран;
2)Оценить состояние денежно-кредитной сферы на современном этапе;
3)Анализ основных направлений денежно-кредитной политики;
4)Выявить причины, затрудняющие эффективность денежно-кредитной политики;
5)Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики.

Работа содержит 1 файл

Кредитная политика государств.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

2) повсеместное  внедрение достижений НТП, рост  затрат на НИОКР и образование;

3) повышение  конкурентоспособности продукции за счет высокого качества и экологической безопасности;

4) значительная  роль иностранного капитала.

В настоящее  время Германия – один из ведущих  кредиторов мира. На ее долю приходится 5% мирового рынка капиталов. В целом ФРГ остается белорусским торговым партнером «номер один» среди стран дальнего зарубежья. Удельный вес Германии в общем объеме внешнеторгового оборота Республики Беларусь в 2001 г. составил 15,37%, экспорт в ФРГ – 8,15, а импорт – 24,10%.

Финансовый  капитал страны представлен группами сросшихся между собой промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих все национальное хозяйство. Особенностью ФРГ является меньшее число финансовых групп не только по сравнению с США, но и с теми развитыми капиталистическими странами, экономика которых по своим масштабам сопоставима с западногерманской. В Японии, Франции, Великобритании количество таких групп составляет 15–20, а в ФРГ не достигает и 10 (не считая региональных групп, не имеющих общеэкономического значения). Это объясняется громадной концентрацией банковского капитала в руках трех «гроссбанков» – «Дойче банк», «Дрезден банк», «Коммерцбанк».

Особенностью  германских финансовых групп является то, что они по сравнению с финансовыми группами других стран имеют менее четкие границы.

 

 

Источниками покрытия дефицита финансовых ресурсов служит выпуск ценных бумаг под обязательства правительства. Различают следующие виды государственных ценных бумаг: федеральные займы, федеральные облигации, федеральные казначейские векселя, краткосрочные и среднесрочные казначейские обязательства, акции.

Рынок государственных  ценных бумаг Германии – четвертый

крупнейший  международный рынок правительственных  обязательств

после США, Японии и Великобритании. Отличительной  его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций.

После войны  в ФРГ была создана двухуровневая  банковская

система: центральный  банк – Немецкий федеральный банк; коммерческие, или кредитные, банки и специализированные кредитные учреждения.

В германской банковской системе существуют три большие группы банков: сберегательные кассы, кооперативные банки и коммерческие банки с разветвленной сетью местных филиалов и головных офисов. Во главе этой системы стоят центральные банки земель и Немецкий федеральный банк. Все банки, вместе взятые, предоставляют свои услуги на весьма сходных финансовых условиях по всей территории Федеративной Республики Германии.

Кредитно-финансовые институты Германии выполняют четыре важные народнохозяйственные функции:

– регулярно  осуществляют по поручениям множества  клиентов платежи, обеспечивая функционирование системы безналичного платежного оборота;

– берут на себя риски заинтересованных в получении кредитов компаний;

– выступают  в роли связующего звена при привлечении  капитала

на различные  сроки; несмотря на то что многие вкладчики  предпочитают краткосрочные вклады, банки обеспечивают долгосрочное финансирование инвестиций;

– аккумулируют за счет множества небольших вкладов средства для крупных кредитов.

Финансовая  система Франции

 

Финансовая  система Франции многозвенная, но отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции. На долю государственного бюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВВП и 50% национального дохода.

Центральный бюджет включает два вида операций:

I. Операции окончательного  характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы,- 90%.

II. Операции  временного характера (кредиты)  – 10%.

Расходы центрального бюджета также делятся на две  части:

– текущие, которые  в свою очередь подразделяются на военные (содержание военнослужащих, их обучение и материально-техническое обеспечение), социальные и др.;

– капитальные, включающие в себя военные (строительство  военных объектов, закупка военной техники), расходы на иностранные дела (создание посольств, консульств за границей, а также взносы в международные кредитно-финансовые учреждения) и др.

Нельзя не отметить, что государственные финансы Франции состоят из трех уровней формально автономных счетов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Они включают в себя:

1.Счета центрального  правительства, куда входят:

– общий бюджет (государственный бюджет), объединяющий доходы и расходы правительства  окончательного характера;

– так называемые дополнительные и присоединенные счета  государственных предприятий и организаций;

– специальные  счета казначейства.

Взятые в  целом, эти три категории финансовых счетов составляют расширенный или  централизованный бюджет правительства.

2. Бюджеты местных  органов власти.

3. Бюджеты системы  социального страхования.

Среди развитых стран Запада Францию традиционно  отличает специфическая структура ресурсов, перераспределяемых через каналы

государственных финансов – больший удельный вес  фондов социального страхования. Другой характерной чертой государственных финансов является

увеличение  роли местных бюджетов, т. е. произошло  перемещение ресурсов внутри финансовой системы на местный периферийный уровень.

Следует учесть, что специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных

органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные  фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет. Также специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:

– первую группу образуют фонды доходов и расходов, которые

включаются  в бюджет (фонд экономического и  социального развития

Франции);

– вторую группу составляют внебюджетные фонды, имеющие

юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным

бюджетом Франции.

Источники средств  социальных специальных фондов складываются из:

– взносов предпринимателей – 60%;

– взносов застрахованных – 18%;

– поступления  государства – 20%;

– прочие доходы – 2%.

К ним относятся: пенсионный фонд, фонд страхования  по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным.

Среди специальных  фондов, создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых используются для инвестиций, а в отдельных случаях – для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах. К ним относятся также многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет. Самый крупный фонд – это фонд экономического и социального развития, который выдает кредиты от 3 до 5 лет национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

Франция занимает одно из первых мест среди развитых стран по величине государственного сектора, получившего развитие в послевоенные годы в результате национализации. На него приходится около 1/10 ВВП, более четверти всех инвестиций и около 15% всего занятого населения страны.

Структура денежного  обращения во Франции разделяется  на два

понятия: денежная масса (la masse monetaire) и ликвидные средства в экономике (la liquidity de l’’economie). Денежная масса – агрегат M1 – включает наличные деньги (la monnaie fiduciaire), т. е. банкноты и разменную монету, и записанные на счета деньги (la monnaie scripturale), т. е. банковские деньги, которые выпускаются на базе вкладов до востребования в банках, бюро почтовых переводов, казначействе. Агрегат M2 состоит из агрегата M1 и денег, созданных банками и другими кредитно-финансовыми институтами на основе срочных вкладов и специальных счетов (сберегательные вклады, кассовые боны, накопительные счета для жилищного строительства, боны национальной

кассы сельскохозяйственного  кредита). Все это называется подобием

денег, или квазиденьгами (la quasi monetaire). В свою очередь агрегат М3

включает агрегат  М2 и вклады в сберегательных кассах, казначейские

боны, которые, как правило, размещаются среди населения.

Французские банки стали широко внедряться в промышленность собственной страны, а некоторые из них вошли в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.

Основными звеньями кредитной системы Франции являются:

1) Банк Франции;

2) депозитные банки;

3) инвестиционные  банки, именуемые «деловыми банками»;

4) банки среднесрочного  и долгосрочного кредита.

Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк

Франции («Банк  де Франс»).

 

Банк  Франции является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также функцию банка государства. Прямое кредитование банком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностью между управляющим банка и министром экономики и финансов.

В банковской системе  Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные, или деловые, банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций. Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита.

 

Финансовая  система Индии

 

Финансовая  система Индии добилась существенного  прогресса в последние годы. В  частности, фондовые биржи Индии успешно развивались, и стали важным источником финансирования для предприятий и альтернативным сберегательным инструментом для домашних хозяйств. Капитализация фондового рынка значительно повысилась, — чему способствовал приток финансовых средств из-за рубежа, — а техническая инфраструктура торговли акциями находится на самом современном уровне.

Обширный  финансовый  и банковский сектор способствует быстрому росту экономики  Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковской сетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании, предприятия рискового капитала и пр. К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок, включающий 23 фондовых биржи, с более чем 9,000 зарегистрированных компаний. Общая рыночная капитализация, на двух доминирующих фондовых биржах, Фондовой Бирже Бомбея (BSE) и Национальной Фондовой Биржа (NSE), в конце декабря составила в 6,926 миллиарда рупий и 7,604 миллиарда рупий соответственно, в конце декабря, 2000.

Что касается общей  емкости финансовой системы, то есть ее размера относительно объема экономики, Индия проигрывает в сопоставлении  с другими странами, причем даже с большинством других стран с формирующимся рынком на аналогичной стадии развития. Несмотря на очевидную прочность банковской системы отношение кредита частному сектору к ВВП остается низким по международным стандартам. Некоторые из ограничений, налагаемых на банковскую систему, и стимулы для банков держать государственные облигации вместо предоставления кредитов тормозят развитие кредитования. Соответственно, среднее отношение кредитов к депозитам в банковской системе Индии значительно ниже, чем в большинстве других стран. Рынок государственных облигаций представляется крупным — государственный долг составляет приблизительно 70 процентов от ВВП, — однако значительная часть государственных облигаций находится в авуарах банков в силу требования, налагаемого «законодательно установленным коэффициентом ликвидности», и не обращается на рынке. Рынок  корпоративных облигаций остается крайне слабо развитым,  и его общая капитализация составляет менее 10 процентов от ВВП. Налагаемые органами регулирования ограничения также препятствуют развитию рынков некоторых производных финансовых инструментов, особенно валютных производных инструментов.

Отсутствие  этих рынков болезненно ощущается с  усилением открытости счета операций с капиталом Индии и может  привести к большей краткосрочной  нестабильности валюты.

Индия рассматривается  как привлекательное место вложения иностранного капитала, и в результате этого в последние годы имел место  крупный приток по различным каналам, особенно через портфельные инвестиции иностранных инвесторов в акции. Финансовая система сталкивается со все возрастающими трудностями при проведении посреднических операций с растущими объемами иностранного, а также отечественного капитала, стремясь эффективно направлять его в наиболее продуктивные инвестиции. В то же время важно, чтобы потенциал и навыки регулирования финансовых рынков не слишком отставали от происходящих на них инноваций.

Резервный банк Индии (РБИ), который является центральным  банком страны, успешно выполняет  многочисленные возложенные на него функции, сохраняя разумный контроль над инфляцией, управляя определенным давлением на обменный курс и справляясь с притоком капитала в условиях сильного экономического роста. Однако существует опасность того, что, осуществляя такое маневрирование, он достиг пределов возможного. Недавняя волатильность курса рупия послужила поводом для новых призывов к более активному управлению курсом со стороны РБИ, что становится все труднее осуществлять по мере усиления открытости счета операций с капиталом. Устойчивые интервенции на валютном рынке могут также порождать нереалистичные ожидания в отношении способности РБИ решать множественные задачи с помощью всего одного инструмента.

Информация о работе Кредитная политика государства