Криминалистическая характеристика коррупционного преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования - анализ процедуры расследования коррупционного преступления.

Эта цель определила необходимость решения следующих задач:

- изучение объективных и субъективных признаков основного состава получения взятки;

- анализ этапов расследования коррупционного преступления;

- ограничение получения взятки от смежных составов преступлений

- определение перспектив расследования коррупционных преступлений

В РФ;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Криминалистическая характеристика коррупционного преступления 5

1.1Объект и предмет получения взятки 5

1.2. Особенности получения взятки 12

Глава 2. Содержание процесса расследования коррупционного преступления 17

2.1 Начальный этап расследования коррупционного преступления 17

2.2 Основные этапы расследования коррупционного преступления 29

Заключение 38

Список использованных источников и литературы 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 81.60 Кб (Скачать)

       В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

       Гражданский кодекс РФ к ценным  бумагам относит: государственные  облигации, например, сберегательного  займа, ГКО, облигации, векселя,  чеки, депозитные и сберегательные  сертификаты, банковские сберегательные  книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ).

       Выгоды имущественного характера, как предмет получения взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства - от капитального ремонта автомашины до постройки дачи без получения от должностного лица соответствующего материального эквивалента.

     Судебно - следственная практика по данной категории  уголовных дел показывает, что  способы получения взятки в данном виде бывают подчас весьма хитроумны  и нередко искусно закамуфлированы  видимостью законной сделки между взяткополучателем  и взяткодателем, например, нотариально  оформленным договором подряда (ст. 702 ГК РФ), бытового подряда (ст. 730 ГК РФ), строительного подряда (ст. 740 ГК РФ), займа (ст. 807 ГК РФ), открытием сберегательного (депозитного) сертификата на предъявителя в банке и др.

       Например, взяткой признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомашины, принадлежащей взяткополучателю.

       Согласно ст. 290 УК РФ предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. В данном случае оплату взяткодателем стоимости ремонта автомашины, принадлежащей взяткополучателю, можно рассматривать как предоставление выгоды имущественного характера. Составы дачи и получения взятки при этом будут полностью выполнены с момента производства такой оплаты.4

       Правоохранительные органы снисходительно относятся к другим видам взяток ввиду их широкого распространения. Например, считается неоправданной суровостью привлекать чиновника за обед в ресторане за счет коммерсанта или за бесплатные услуги стоматолога (несмотря на их высокую стоимость). Однако в практике встречаются и подобные взятки. Обычно они идут в совокупности с более серьезными эпизодами (причем эти более серьезные эпизоды не всегда удается доказать, и тогда они исключаются из обвинения - остается стоматолог, обед и т.п., что вполне достаточно для осуждения).

       В практике известны и другие завуалированные способы получения взятки, такие, например, как "продажа" дорогостоящего имущества за бесценок, преднамеренный "проигрыш" в карты, фиктивное зачисление на должность и систематическая выплата взяткополучателю зарплаты без фактического выполнения соответствующей работы. В последнем случае следует различать два варианта квалификации действий взяткодателя и взяткополучателя.

     Если  под видом должностного оклада за якобы выполненную работу должностному лицу выплачиваются государственные  денежные средства, содеянное требует  дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 160 (присвоение или растрата) в отношении  как взяткодателя, так и взяткополучателя. В аналогичной ситуации, но в коммерческой структуре, состав группового хищения  путем злоупотребления служебным  положением отсутствует, т.к. предприниматель  вправе распоряжаться принадлежащей  ему собственностью по своему усмотрению.

       Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.

     Взятка  является наиболее типичным и характерным  проявлением коррупции - опаснейшего  криминального явления, которое  подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет  в глазах населения, остро затрагивает  законные права и интересы граждан.

     1.2. Особенности получения  взятки. 

     Статья 290 УК РФ определяет понятие получения взятки как получение должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

       Понятие «получение взятки» охватывает абсолютно все незаконные получения должностными лицами любых материальных ценностей и не выраженных материально выгод имущественного характера. Невозможно дать исчерпывающее определение данному явлению, т.к. формы взяточничества, порядок передачи ценностей от одного лица другому (напр., через цепь подставных лиц) в каждом конкретном случае очень индивидуализирован.

       В то же время, данное определение – получение взятки – содержит все необходимые признаки для квалификации деяния как получение взятки. Как видно из легального определения понятия взятки, как вариант ее получения законодатель также включил общее покровительство и попустительство.

       Принятие взятки как получение имущественного блага может быть выполнено не только лично должностным лицом, но и иным лицом, действующим от имени должностного лица и в его интересах (получение взятки через посредника).

     При этом преступление будет оконченным с момента передачи взятки посреднику в ее получении. Посредник в получении  взятки - это пособник взяткополучателя, которому тот доверил получение  от своего имени конкретной взятки или получение взяток в качестве систематической деятельности.

       Передача взятки посредником в ее получении взяткодателю находится уже за рамками состава преступления, и ее установление не входит в предмет доказывания по уголовному делу (это лишь "доказательственный факт", косвенное доказательство принятия взятки в качестве волеизъявления). Такой передачи и вовсе может не быть, когда посредник по поручению взяткополучателя и в его интересах распоряжается предметом взяточничества или, например, если посредник является третьим лицом, в пользу которого получена взятка (например, родственником взяткополучателя).

       Получение взятки за общее покровительство и попустительство по службе обычно выражается в периодических платежах, передаваемых подчиненными своему начальнику, хотя не исключено и разовое имущественное предоставление. Общее покровительство и попустительство не всегда выражаются в конкретном действии или бездействии.

     Однако  Верховный Суд ориентировал практику на установление конкретного содержания тех действий (бездействия), которые  входят в содержание "общего покровительства  и попустительства": "К общему покровительству по службе могут  быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует  относить, например, непринятие должностным  лицом мер за упущения или нарушения  в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия".5

       Закон указывает на служебный ("по службе") характер покровительства и попустительства. Судебная практика понимает покровительство и попустительство по службе широко и не ограничивает его рамками служебных отношений, связывающих начальника и подчиненного. Покровительство и попустительство по службе понимаются как покровительство и попустительство с использованием служебного положения, в том числе и в отношении лиц, не подчиненных по службе. Так, налоговый инспектор Ф. осужден за получение взятки за "общее покровительство и попустительство" по службе, обещая взяткодателю (налогоплательщику) попустительство, если тот в будущем нарушит (возможно) налоговое законодательство.

       Именно отсутствие встречного предоставления в виде совершения действия (бездействия, общего покровительства, попустительства) с использованием должностного положения позволяет отличить взятку от подарка. Вступление в силу части второй ГК породило некоторые сомнения в этом вопросе. В литературе был предложен новый критерий - размер имущественного предоставления.

       Для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка - до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения.

     В этой связи в судебно - следственной практике различают взятку - подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются  с взяткодателем, и взятку - вознаграждение, когда материальные ценности вручаются  субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной  договоренностью действий как бы в виде "благодарности за труды".

      Получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции в момент ее передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК.

       В объективную сторону взяточничества не входят те действия, которые характеризуют предмет взяточничества, за совершение которых, собственно, и дается взятка.

       Действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее, обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия).

     Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что должностным  лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под  влиянием факта получения взятки, и наоборот - что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой.

       Объективная сторона получения взятки выражается:  
а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;  
б) в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу тех же лиц со стороны должностного лица в силу его должностного положения;  
в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю и представляемым им лицам;  
г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.  
Особенность данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер.

      Другой особенностью получения взятки является то обстоятельство, что ее субъектом может быть признано и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могло за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами. Использование должностным лицом в интересах дающего вознаграждение личных отношений, если они не связаны с занимаемой им должностью, не может рассматриваться как исполнение должностного положения и не образует состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК.

       Субъектом (специальным субъектом) преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является должностное лицо. Данное преступление не входит в исчерпывающий список преступлений, ответственность за которое несет малолетний или несовершеннолетний, да и специфика преступления не позволяет несовершеннолетнему быть его субъектом по определению.

       Как правило, взятка дается должностному лицу за определенные конкретные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им заинтересованных лиц.  
 
 
 
 
 
 

 

      Глава 2. Содержание процесса расследования  коррупционного преступления.

     2.1 Начальный этап  расследования коррупционного преступления. 

Информация о работе Криминалистическая характеристика коррупционного преступления