Возбуждение уголовного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:19, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических проблем возбуждения уголовного дела, посредством сопоставления и анализа теоретических работ и составления выводов на основе этих работ. Так же неотъемлемой целью является – анализ и обобщение нормативных материалов.
Задачами данной работы является: раскрытие понятие «возбуждение уголовного дела»; выявление органов и лиц, которые имеют право возбуждать уголовные дела и в каком порядке;
- выявление оснований, которые влекут возбуждение уголовного дела, а также оснований, которые исключают преступность деяния;
- рассмотрения порядка возбуждения уголовного дела и другие.
В данной работе использовались такие методы как: системно-структурный; сравнительный; диалектический; метод анализа и другие.
Теоретическую основу работы составляет юридическая литература, в частности, труды таких ученых как Лупинская П.А., Химичева Г.П., Божьева В.П., Безлепкина Б.Т. и других.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства 5
1.1. Краткая история института возбуждения уголовного дела 5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела 6
1.3. Охрана прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела 9
Глава 2. Характеристика поводов и оснований к возбуждению уголовного дела 17
2.1. Поводы для возбуждения уголовного дела 17
2.2 Основания для возбуждения уголовного дела 27
2.3 Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовное дело 41
Глава 3. Проблемы и отказ в возбуждение уголовного дела 52
3.1. Проблемы проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий как источник основания для возбуждения уголовного дела 52
3.2. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела 61
3.3. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела 66
Библиография 71
Приложение 1 77

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

     В частном порядке уголовное преследование  осуществляется по делам об умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), о побоях (ст. 116 УК РФ), о  клевете при отсутствии квалифицирующих  обстоятельств (ч.1 ст. 129 УК РФ) и об оскорблении (ст.130 УК РФ)38. Производство по делам данной категории характеризуется целым рядом отличительных признаков. Все они подсудны мировому судье, возбуждаются путем подачи ему жалобы потерпевшим или законным представителем потерпевшего.

     В производстве следственного отдела при ГОВД по г. Иркутска находилось уголовное дело № 5917, возбужденное по факту кражи из квартиры С., расположенное  по адресу г. Иркутск ул. Рябикова, 16, при следующих обстоятельствах. Супруги С. уехали к родственникам на выходные, оставив ключ от дома соседке, проживающей в доме напротив. В отсутствие хозяев она пошла, проверять дом, и увидела, что входная дверь взломана. Решив, что квартиру обокрали, вызвала милицию, с сотрудниками которой зашла в дом. При осмотре было установлено, что отсутствует телевизор и плеер. Несмотря на то, что хозяева квартиры дома не находились и реально заявить о совершенной краже не могли, уголовное дело было возбуждено по факту кражи из квартиры без заявления потерпевшего. Впоследствии было принято решение о приостановлении предварительного следствия на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

 

 Глава 3. Проблемы и отказ в возбуждение уголовного дела

3.1. Проблемы проведения  следственных действий  и оперативно-розыскных  мероприятий как  источник основания для возбуждения уголовного дела

 

     Оперативно  – розыскная деятельность - вид  деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями  государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об  оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

     Федеральный Закон «Об оперативно – розыскной  деятельности» был принят 5 июля 1995 года.

     Настоящий Федеральный Закон определяет содержание оперативно – розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему  гарантий законности при проведении оперативно – розыскной деятельности.

     Задачами  «ОРД» являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности РФ.

     Принцип ОРД - оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах  законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных  методов и средств.

     Правовую  основу деятельности ОРД составляют Конституция РФ, настоящий Федеральный  Закон, другие Федеральные законы и  принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных  органов государственной власти.

     Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующий организацию и тактику проведения оперативно – розыскных мероприятий.

     Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие возбужденного уголовного дела.

     На  территории РФ право осуществлять «ОРД»  предоставляется оперативным подразделениям:

     1. Органов внутренних дел РФ;

     2. Органов Федеральной службы безопасности;

     3. Федеральных органов государственной охраны;

     4. Таможенных органов РФ;

     5. Службы внешней разведки РФ;

     6. Федеральных служб исполнения  наказаний;

     7. Органов по контролю за оборотом  наркотических средств.

     Перечень  органов, осуществляющих ОРД, может  быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

     Ст. 2. «Задачи оперативно-розыскной деятельности» ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» заменила собой ст. 1 ранее действовавшего Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Изменения и дополнения состоят в следующем:

     - из содержания прежней статьи  обоснованно изъято словосочетание «...в том числе сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов», поскольку оно не несло самостоятельной смысловой нагрузки;

     - новая статья дополнена самостоятельной  задачей - добывание информации о соответствующих событиях или действиях.39

     Успешное  решение задач оперативно-розыскной  деятельности обеспечивает достижение общей цели данного вида государственной  деятельности.

     Перечисленные задачи могут быть взаимосвязаны  между собой, но в большинстве  случаев они являются вполне самостоятельными. Важно учитывать, что каждая из этих задач может обусловливать специфические оперативно-розыскные способы ее решения. В свою очередь решение каждой конкретной задачи влечет за собой принятие вполне определенного итогового решения.

     Согласно  ч. 1 ст. 5, оперативно-розыскная деятельность не допускается для достижения задач, в Законе не предусмотренных. Однако столь категоричное предписание не является препятствием для формулирования еще одной задачи - о создании в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Сюда же должно входить принятие мер к тому, чтобы при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве основания для возбуждения уголовного дела и осуществления следственных действий не была разглашена та часть оперативно-розыскной деятельности, которая составляет государственную тайну.

     Иначе говоря, речь должна идти о создании реальных предпосылок для перехода от негласной оперативно-розыскной к гласной уголовно-процессуальной деятельности.

     Задачей оперативно-розыскной деятельности является также установление обстоятельств, характеризующих лиц, которые совершили или совершают преступление, выявление их намерений и конкретных действий, направленных на противодействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования. В ряде случаев необходимо выявить оперативно-розыскным путем обстоятельства, характеризующие личность наиболее важных свидетелей и потерпевшего, что позволит создать представление об их психологической установке на ту или иную позицию на предстоящих допросах.

     Создание  в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок  для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности невозможно без знания процессуальной природы самостоятельных видов доказательств в российском уголовном процессе. В ходе оперативно-розыскной деятельности должны быть созданы реальные условия и предпосылки для собирания конкретных видов доказательств, а не доказательств вообще. Здесь могут быть созданы условия и предпосылки для получения всех видов доказательств, за исключением заключения эксперта. Получение этого вида доказательств может быть обеспечено лишь в ходе производства по уголовному делу.

     Самостоятельной специфической задачей оперативно-розыскной  деятельности является розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Такой розыск направлен на установление места нахождения конкретных скрывающихся лиц: лица, в отношении которого в определенном уголовно-процессуальным законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого; подсудимого, в отношении которого должно состояться или осуществляться судебное разбирательство; лица, в отношении которого судом вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу.

     Задачу  розыска скрывшегося обвиняемого  ставит перед органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователь или лицо, проводящее дознание (по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно). Розыск может иметь место параллельно с расследованием уголовного дела или одновременно с принятием решения о приостановлении предварительного следствия.

     Прежде  чем объявлять розыск обвиняемого, следователь должен убедиться в том, что он действительно скрылся от следствия, а не умер, не находится в больнице, не арестован по другому уголовному делу, с ним не произошел несчастный случай.

     Правовым  основанием для формулирования следователем задачи розыска обвиняемого служит его постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Правовым же основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на осуществление розыска обвиняемого, служит постановление следователя об объявлении розыска. В нем излагаются обстоятельства расследуемого преступления, основания, по которым объявляется розыск, указывается, кому поручается розыск, избранная в отношении обвиняемого мера пресечения и куда следует направить его в случае обнаружения. Такое постановление вместе со справкой о личности разыскиваемого обвиняемого, его фотокарточкой или подробным описанием внешности и постановлением об избрании меры пресечения, санкционированным прокурором, следователь направляет в соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

     Данные, полученные в ходе оперативно-розыскных  мероприятий, оформляются в соответствии с Инструкцией о порядке представления  результатов оперативно-розыскной  деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Результаты такой деятельности должны быть отражены в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К ним могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).

     Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд производится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. При этом материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео-, кино- и фотоматериалов, аудиозаписей, копий слепков, с описанием индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

     В соответствии с п. 5 названной Инструкции, результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления,  при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице, его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления, о местонахождении следов преступления, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

     Полученные  материалы оцениваются с точки  зрения относимости и допустимости и после этого приобретают статус доказательств, источником которых являются «иные документы». В связи с тем, что указанной инструкцией детально регламентирован порядок легализации и представления результатов оперативно-розыскной деятельности, на наш взгляд, целесообразно включить их в перечень поводов к возбуждению уголовного дела.

     Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной защитной мерой общества и государства, она адекватна действиям преступников, готовящихся к преступлениям замаскировано, с тщательным продумыванием способов защиты от правоохранительных органов и совершающих их внезапно.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела